Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Главной задачей первой главы курсовой работы является: Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрено понятие инвентаризации, классификация инвентаризации и излагаются цели инвентаризации. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.
Задачей второй главы является: порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств. Рассматриваю порядок проведения инвентаризации, а также документальное оформление. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.
В третьей главе расматривается инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации
1.1. Понятие и цели инвентаризации……………………………………….5
1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации………8
1.3. Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета…………………………………………………………………………….10
Глава 2. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств
2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации………………..14
2.2. Документальное оформление инвентаризации……………………….16
2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации…………………….18
Глава 3. Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств.
3.1. Инвентаризация основных средств…………………………………….23
3.2. Инвентаризация товарно-материальных ценностей………………….27
3.3. Инвентаризация денежных средств и и бланков документов строгой отчетности……………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………41
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающие эту сдачу на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организацией, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата подачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.
Инвентаризация производится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой принятой в бухгалтерском учете.
При
инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, выданных в индивидуальное
пользование работникам, допускается
составление групповых
Предметы спец. одежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентарную опись на основании ведомостей – накладных или квитанций предприятий (учреждений), осуществляющих эти услуги.
Малоценные
и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие
в негодность и не списанные, в
инвентарную опись не включаются,
а составляется акт с указанием
времени эксплуатации, причин негодности,
возможности использования этих
предметов в хозяйственных
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Пример инвентаризации товарно-материальных ценностей:
В цехе звукозаписи ООО «Звук» находится 30 аудиокассет TDK D60 стоимостью 480 руб. (16 руб. каждая) Код аудиокассет согласно внутренней системе кодирования – А-5. Материально ответственное лицо – кладовщик Друнин В.В.
Предположим, что данные аудиокассеты не значатся по данным бухгалтерского учета.
Составляется инвентаризационная опись (Приложение 4). Далее составляется сличительная ведомость (Приложение 5), так как выявлены излишки.
Обнаруженные товарно-материальные ценности приходуются по рыночным ценам. В нашем примере это 30 аудиокассет TDK D60 стоимостью 480 руб. Это отражается следующей проводкой Дебет счета 10 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») – отражена рыночная стоимость выявленных излишков товарно-материальных ценностей.
В
случае выявления недостачи товарно-
1. Если
формирование фактической
Дебет счета 94 Кредит счета 10 – выявлена недостача или порча материальных ценностей
Дебет счета 94 Кредит счета 19 – отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости недостающих и еще не оплаченных ценностей.
Дебет счета 94 Кредит счета 68 – восстановлен НДС, относящийся к стоимости недостающих и уже оплаченных ценностей, ранее возмещенный из бюджета
Дебет счета 73 Кредит счета 94 – списана сумма ущерба на виновных лиц (если их вина доказана судом);
2. Если
формирование фактической
Дебет счета 94 Кредит счета 10 – выявлена недостача или порча материальных ценностей
Дебет счета 94 Кредит счета 16 – списано отклонение от учетной цены по недостающим или испорченным материальным ценностям
Дебет счета 94 Кредит счета 19 – отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости недостающих и еще не оплаченных ценностей
Дебет счета 94 Кредит счета 68 – восстановлен НДС, относящийся к стоимости недостающих и уже оплаченных ценностей, ранее возмещенный из бюджета
Дебет счета73 Кредит счета 94 – списана сумма ущерба на виновных лиц (если их вина доказана судом)
Дебет
счета 91 (субсчет «Прочие расходы»)
Кредит счета 94 – списана сумма
ущерба, в части, не возмещенной виновными
лицами или страховой компанией.
3.3 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40.
Для выявления ошибок и предотвращения злоупотреблений проводят внезапную инвентаризацию кассы, в ходе которой производится полный пересчет наличных денег и проверка других ценностей, находящихся в кассе. Пересчитанный остаток наличных денежных средств сверяют с данными кассовой книги.
При
инвентаризации денежных знаков и других
ценностей в кассе
К
началу инвентаризации все расходные
и приходные документы должны
быть сданы в бухгалтерию
Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
Инвентаризационная комиссия составляет акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15). Акт применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе организации.
При инвентаризации в кассе производится полный пересчет денежных средств находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видом бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
По задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счета депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Приведем пример инвентаризации денежных средств при выявлении излишка в кассе:
По данным бухгалтерского учета в кассе ООО «Звук» к моменту проведения инвентаризации находилось 1560 руб. 00 коп.
Предположим, что при проведении инвентаризации кассы ООО «Звук» был выявлен излишек – 10 руб.
Составляется акт инвентаризации наличных денежных средств (Приложение 6). На оборотной стороне акта материально ответственное лицо дает объяснения по выявленному излишку. Руководитель организации принимает решение об урегулировании выявленного при инвентаризации расхождения фактического наличия денежных средств с данными бухгалтерского учета. Принятое решение руководитель организации заверяет своей подписью. В нашем примере излишек образовался из-за ошибки банковского работника, и выявленную сумму необходимо вернуть в банк, поэтому делаются следующие проводки:
Отражаем задолженность перед банком – дебет счета 50 кредит счета 76
И следующая проводка дебет счета 50 кредит счета 76 – погашена задолженность перед банком.
В общем случае оприходование излишка отражается проводкой:
Дебет счета 50 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») – выявленный излишек отнесен на финансовый результат.
В случае выявления недостачи денежных средств результаты инвентаризации отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:
Дебет счета 94 Кредит счета 50 – отражены в учете недостачи, выявленные в результате инвентаризации;
Дебет счета 73 Кредит счета 94 – взыскание выявленного убытка обращено на виновных лиц;
Дебет счета 50 Кредит счета 73 – виновным лицом в кассу организации внесены суммы убытка;
Дебет счета 70 Кредит счета 73 – из заработной платы работника удержаны суммы выявленного убытка;
Дебет
счета 91 (субсчет «Прочие доходы»)
Кредит счета 94 – выявленный убыток
списан на финансовые результаты в
случае отсутствия виновных лиц либо
если во взыскании с них отказано
судом.
Заключение
Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее проведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.