Порядок проведения и отражения в бухгалтерском учете инвентаризации и ее результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Главной задачей первой главы курсовой работы является: Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрено понятие инвентаризации, классификация инвентаризации и излагаются цели инвентаризации. Раскрывается связь инвентаризации с другими элементами бухгалтерского учета.
Задачей второй главы является: порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств. Рассматриваю порядок проведения инвентаризации, а также документальное оформление. Раскрываются результаты (недостачи, излишки) инвентаризации, причины их возникновения и порядок отражения в учете.
В третьей главе расматривается инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации
1.1. Понятие и цели инвентаризации……………………………………….5
1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации………8
1.3. Связь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета…………………………………………………………………………….10
Глава 2. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств
2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации………………..14
2.2. Документальное оформление инвентаризации……………………….16
2.3. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации…………………….18
Глава 3. Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств.
3.1. Инвентаризация основных средств…………………………………….23
3.2. Инвентаризация товарно-материальных ценностей………………….27
3.3. Инвентаризация денежных средств и и бланков документов строгой отчетности……………………………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………………38
Список литературы……………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

     2.2. Документальное оформление  инвентаризации 

     Госкомстатом  России от 18.08.98 г. № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете типовые унифицированные формы первичной учетной документации:

     Для проведения инвентаризации руководителем  организации издается приказ (Приложение 1).

     Приказ  регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

     Сведения  о фактическом наличии имущества  и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

     Инвентаризационные  описи могут быть заполнены как  с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом — чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

     Наименования  инвентаризуемых ценностей и  объектов, их количество указывают  в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

     На  каждой странице описи прописью указывают  число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

     Ошибки  исправляются во всех экземплярах описей, т. е. зачеркиваются неправильные записи и над ними проставляются правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

     В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних  страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка  о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, проводивших  эту проверку.

     Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

     При проверке фактического наличия имущества  в случае смены Материально ответственных  лиц, принявших имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

     На  имущество, находящееся на ответственном  хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные  описи.

     Если  по окончании инвентаризации проводятся контрольные, проверки, то результаты оформляются актом и регистрируются и книге учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризации 

     2.3. Бухгалтерский учет  результатов инвентаризации 

     Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации –  в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируются в следующем порядке:

  • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

     Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления недостач. Убыль ценностей в пределах установленных  норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном  порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена  недостача. При отсутствии норм убыль  рассматривается как недостача  сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого  имущества, а также порча сверх  норм естественной убыли относятся  на виновных лиц.

     Взаимный  зачет излишков и недостач в результате пересортице может быть допущен  только в виде исключения за один и  тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении  товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных  количествах. О допущенной пересортице  материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том  случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость  недостающих ценностей выше стоимости  ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится  на виновных лиц.

     Предложения о регулировании выявленных при  инвентаризации расхождении фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное  решение о зачете принимает руководитель организации.

     Рассмотрим  корреспонденцию счетов по результатам  инвентаризации.

  1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

     Дебет 01 « Основные средства»

     Дебет 10 «Материалы»

     Дебет 41 «Товары»

     Дебет 43 « Готовая продукция»

     Дебет 50 « Касса»

     Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы»

  1. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:
  • Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 01 «Основные средства»

       Кредит 10 «Материалы»

       Кредит 41 «Товары»

       Кредит 43 « Готовая продукция»

       Кредит 50 « Касса»

  • в розничных торговых организациях:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 41 «Товары»

     Кредит 42 «Торговая наценка»

  1. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

       Дебет 20 «Основное производство»

       Дебет 23 «Вспомогательные производства»

       Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

            Дебет 26 «Общехозяйственные  расходы»

            Дебет 29 «Обслуживающие  производства»

            Дебет 44 «Расходы  на продажу»

       Кредит 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей».

  1. Списание недостачи за счет виновного лица:
  • Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

       Кредит 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» 

  • разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

       Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных  лиц, и балансовой стоимостью  по недостачам ценностей»;

  • погашение задолженности:

       Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных  лиц, и балансовой стоимостью  по недостачам ценностей»;

     Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

  • отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:

       Дебет 73 «Расчеты с персоналом  по прочим операциям», субсчет  2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба» 

       Кредит 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» 

  • возмещение виновным лицом суммы недостачи:

     Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

     Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

     Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба».

  1. Списание недостачи на финансовые результаты:

           Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

           Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

  1. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:
  • на сумму недостачи:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 10 «Материалы»

     Кредит 41 «Товары» и др.

  • на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

  • списание недостачи:

     Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

     Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     Данные  результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости  результатов, выявленных инвентаризацией.

       Имущественное и/или финансовое положение организации можно представить в виде человеческого тела, однако в жизни человеческое тело мы видим почти всегда в одежде, или в упаковке. Эта упаковка и представляет собой первичную документацию. И подобно тому, как хорошее платье только подчеркивает красоту фигуры или, наоборот, хорошо скрывает ее недостатки, первичная документация и данные всех регистров бухгалтерского учета существуют только для того, чтобы представить хозяйственный потенциал организации в достойном виде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Инвентаризация отдельных видов хозяйственных средств. 

3.1 Инвентаризация основных средств

   При инвентаризации основных средств проверяется  обоснованность остатков по счетам 01 «Основные  средства, 02 «Износ основных средств» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

  1. наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета основных средств;
  2. наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации на основные средства;
  3. наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранении.

   При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения (п 3.1 Методических указаний по инвентаризации).

   При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит  в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и  основные технические или эксплуатационные показатели.

   При инвентаризации зданий, сооружений и  другой недвижимости комиссия проверяет  наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности организации.

Информация о работе Порядок проведения и отражения в бухгалтерском учете инвентаризации и ее результатов