Порядок формирования бухгалтерской отчетности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть порядок формирования бухгалтерской отчетности предприятия.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе определен ряд задач:
- раскрыть назначение и состав годовой бухгалтерской отчетности;
- отразить порядок составления годовой бухгалтерской отчетности на примере предприятии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Назначение и состав годовой бухгалтерской отчетности …………………5
1.1. Понятие и назначение годовой отчетности ………………………...5
1.2. Требования, предъявляемые к бухгалтерской годовой отчетности ……………………………………………………………………………..10
2. Содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности на примере ООО «Стэлс»…………………………………………………………14
2.1. Порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности..14
2.2. Взаимная увязка показателей различных видов отчетности……32
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

14354 Курсовая.docx

— 67.59 Кб (Скачать)

Бухгалтерский баланс, как основная форма отчетности, содержит показатели в оценке-нетто, т. е. за вычетом регулирующих величин  (например, по остаточной стоимости приводятся показатели по основным средствам, нематериальным активам). [7, с.352]

К годовому бухгалтерскому отчету прилагается  пояснительная записка, в которой  должна быть раскрыта информация об изменениях учетной политики, существенно влияющих на финансовое положение, движение денежных средств, а также на состояние  материально-производственных запасов, основных средств, доходов и расходов, расчетов по операциям в иностранной  валюте, событий после отчетной даты, информации по операционным и географическим сегментам и пр. С этой целью даются соответствующие расшифровки в виде таблиц и иных разъяснений.

В пояснительной  записке необходимо дать краткую  характеристику деятельности организации: обычных видов деятельности, текущей, инвестиционной, финансовой; привести основные показатели деятельности и  факторы, оказавшие в отчетном году существенное влияние на финансовые результаты; дать итоги рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Говоря об основных показателях деятельности организации, целесообразно привести характеристику основных средств (долю их активной части, коэффициенты износа, обновления, выбытия и т. п.). То же относится к нематериальным активам, финансовым вложениям, научно-техническому уровню выпускаемой продукции, уровню рентабельности, доле собственных оборотных  средств и пр. [126, с.13]

Если  организации используют метод определения  выручки от продажи продукции  по мере ее оплаты, то одновременно делается расчет исходя из допущения временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности для целей налогообложения. Путем сопоставления налоговых  платежей по двум методам определяются суммы отклонений в разрезе существенных видов налогов.

В пояснительной  записке, как правило, приводятся аналитические  показатели для оценки финансового  состояния на краткосрочную и  долгосрочную перспективу. В первом случае рассчитываются такие показатели оценки удовлетворительности структуры баланса, как показатели текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, платежеспособности. Для характеристики такого важнейшего показателя, как платежеспособность, следует принять во внимание данные о наличии денежных средств на счетах в банках, в кассе, наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенные в срок кредиты, займы, своевременность и полноту перечисления в бюджет соответствующих налогов, уплаченные штрафы за просрочку обязательств по платежам в бюджет, состояние портфеля ценных бумаг организации на рынке, убытки организации по хозяйственным операциям. Во втором случае, т. е. при оценке финансового положения на долгосрочную перспективу, следует дать характеристику структуры источников средств, зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов, проанализировать динамику и эффективность инвестиций за ряд лет. Целесообразно провести оценку деловой активности организации (рынков сбыта, включая внешние; репутации организации с точки зрения клиентов; степени выполнения производственных заданий по договорам; эффективности использования ресурсов; оценку финансовых показателей за ряд лет; прогнозных капиталовложений и другой информации, интересующей пользователей бухгалтерской отчетности). [10, с.8]

По ценным бумагам, обращающимся на фондовом рынке, акционерные общества составляют годовую  бухгалтерскую отчетность в соответствии не только с национальными, но и международными стандартами финансовой отчетности. Эта отчетность представляется организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвесторам и другим заинтересованным лицам  по их требованию.

Если  ценные бумаги обращаются на рынке  ценных бумаг другого государства, то бухгалтерская отчетность организации  составляется по правилам бухгалтерского учета этого государства.

В соответствии с действующим законодательством  РФ в ряде случаев в состав бухгалтерской  финансовой отчетности входит аудиторское  заключение, что отвечает требованиям  международной практики.

В стандарте  МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»  дан перечень существенной информации, которую необходимо включать в бухгалтерский  баланс и отчет о прибылях и  убытках. [5, с.224]

В отчетах  необходимо указать название компании, страну нахождения, дату составления, продолжительность отчетного периода, краткое описание характера деятельности компании, ее организационно-правовую форму и валюту, в которой составлена отчетность. В финансовых отчетах  должны найти отражение соответствующие  данные за предыдущий отчетный период.

В бухгалтерском  балансе в соответствии с МСФО 1 необходимо раскрывать информацию об ограничениях в правах владения активами; гарантии под обязательства; методы обеспечения пенсионных программ; средства, предназначенные для будущих  капиталовложений.

В годовом  бухгалтерском балансе по группам  статей «Резервный капитал» и «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)» данные показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о  покрытии убытков, выплате дивидендов.

Большое значение имеет информация, представленная в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. [11, с.21]

Отчет о  прибылях и убытках является важнейшей  составной частью бухгалтерской  отчетности как в мировой, так и в российской практике. Для его составления в мировой практике используются рекомендации МСФО 1 «Представление финансовой отчетности», а в российской - ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В российской практике в основе представления  данных в ф, № 2 «Отчет о прибылях и убытках» лежит принцип признания  доходов, вытекающий из ПБУ 9/99 «Доходы организации» с учетом характера деятельности организации, вида доходов, их величины и условий получения (от обычных видов деятельности или прочих поступлений). [4, с.135]

В пояснении  к отчету о прибылях и убытках  следует раскрывать информацию, обеспечивающую пользователей дополнительными  данными для формирования полного  представления о финансовых результатах  организации и изменении в  финансовом положении.

Раскрытие учетной политики организации в  полной мере невозможно без пояснений  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, так как  формирование дополнительной разъясняющей информации позволяет пользователям  составить собственное представление  о финансовых результатах и факторах, влияющих на платежеспособность организации. По действующему порядку пояснения  обычно представляются к годовой  бухгалтерской отчетности, но в случае необходимости они могут быть даны и в составе промежуточной  внутригодовой отчетности. [8, с.42]

Более детально методика составления бухгалтерской отчетности представлена на примере отчета о прибылях и убытках предприятия ООО «Стэлс».

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего отчетного года. С утверждением Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» произошли некоторые изменения в порядке представления данных в отчете о прибылях и убытках. В частности, изменилась структура этой отчетной формы.

Для представления данных в отчете о прибылях и убытках, так же как и ранее, предусмотрены две графы: за отчетный период текущего года и за аналогичный период прошлого года. Однако изменились коды строк, их перечень в данной отчетной форме и наименования некоторых показателей.

В новой форме отчета о прибылях появилась дополнительная графа «Пояснения», в которой согласно Приказу Минфина России N 66н следует указывать номер соответствующего пояснения к отчету о прибылях и убытках. Причем данный нормативный документ допускает представление пояснений в табличной или текстовой форме. 

В отчете о прибылях и убытках отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

Показатели финансовых результатов представлены в отчете о прибылях и убытках в двух разделах, где отражаются показатели прошлого и отчетного года.

В Отчете о прибылях и убытках данные о  доходах, расходах и финансовых результатах  представлены в сумме нарастающим  итогом с начала года до отчетной даты. Все расходы, уменьшающие финансовый результат, отражаются в круглых  скобках.

Исходной  базой для заполнения Отчета о  прибылях и убытках являются остатки  по счетам синтетического учета. При  любой форме ведения бухгалтерского учета, данные Отчета о прибылях и  убытках должны соответствовать  данным Главной книги, а именно остаткам по счетам синтетического учета на отчетную дату.

При составлении  Отчета о прибылях и убытках организации  следует руководствоваться основными  принципами, закрепленными в ПБУ 9/99 «Доходы организации», а именно:

- соблюдение критериев признания доходов и расходов;

- соблюдение классификации доходов и расходов (полученные по основным видам деятельности и прочие)

- принцип равномерного и обоснованного распределения доходов и расходов между отчетными периодами;

-принцип взаимосвязи доходов и обуславливающих их получение расходов;

- принцип признания расхода (списания актива) при наличии данных о том, что от использования этого актива экономическая выгода получена не будет.

В отчете о прибылях и убытках должны быть отражены:

- доходы и расходы по обычным видам деятельности;

- прочие доходы и расходы;

- определение финансового результата;

- отражение расчетов по налогу на прибыль;

- расчет чистой прибыли (убытка);

- справочная информация.

Учет  и отражение в отчетности доходов  и расходов регламентированы ПБУ 9/99 Доходы организации и ПБУ 10/99 Расходы  организации .

Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в отчете о прибылях и убытках нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.

В отчете о прибылях и убытках доходы и  расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие.

Доходы  и расходы по обычным видам  деятельности

Согласно  п. 5 ПБУ 9/99 , доходами от обычных видов  деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг. Однако в п. 4 ПБУ 9/99 указано, что в бухгалтерском  учете и отчетности организация  самостоятельно определяет, какие поступления  относятся к доходам от обычных  видов деятельности, какие - к прочим доходам, исходя из характера деятельности, вида доходов и условий их получения.

В частности, организация может принять решение, что обычным считается вид  деятельности, если доля доходов от него составляет более 5% от общей суммы  доходов. Могут использоваться другие критерии - устойчивый характер доходов (систематичность их получения), длительность периода их получения и т.п.

В строке «Выручка» отражают сумму, равную обороту по кредиту счета 90 Продажи за минусом дебетовых оборотов по субсчетам этого же счета 90:

- субсчету 3 Налог на добавленную стоимость;

- субсчету 4 Акцизы;

- субсчету 5 Экспортные (таможенные) пошлины.

Выручка в Отчете отражается с учетом скидок (накидок), суммовых разниц, изменений условий договора, расчетов не денежными средствами и т.д.

 В отчете (приложение 2) сумма выручки за 2011 г. составила 21620 тыс. руб.

Строка  – себестоимость продаж.

В этой строке отражается сумма расходов по обычным  видам деятельности, связанным с  изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием  услуг. К расходам по обычным видам  деятельности относятся также амортизационные  отчисления и расходы по содержанию основных средств и других внеоборотных активов. При определении себестоимости проданной продукции (работ, услуг) следует руководствоваться положениями ПБУ 10/99, а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

По данной строке отражают расходы по обычным видам деятельности, доходы от которых отражены по строке «Выручка».

Строка  «Себестоимость продаж» рассчитывается как сумма проводок по Дебету счет 90.2 Себестоимость.

Сумма по строке прописывается в круглых  скобках.

Сумма себестоимости  по представленному отчету составляет 13354 тыс. руб.

Строка « Валовая прибыль».

По этой строке отражается валовая прибыль от обычных видов деятельности, рассчитанная без учета коммерческих и управленческих расходов. 

Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость продаж

Валовая прибыль = 21620 – 13354 = 8266 тыс. руб.

Строка  « Коммерческие расходы».

В этой строке производственные предприятия отражают сумму затрат, связанных со сбытом продукции, а торговые организации - сумму издержек обращения. К коммерческим расходам относятся расходы на рекламу, транспортировку готовой продукции (товаров), представительские расходы  и т.п.

Данная  строка рассчитывается как сумма проводок, у которых по Дебету счет 90.2 Себестоимость , а по Кредиту счет 44 Расходы на продажу .

Сумма по строке прописывается в круглых  скобках. Сумма коммерческих расходов в отчетном году у предприятия составила 6440 тыс. руб.

Строка «Управленческие расходы».

Строка «Управленческие расходы» заполняется, если организация, в соответствии с учетной политикой, единовременно списывает общехозяйственные расходы с кредита счета 26 Общехозяйственные расходы в дебет счета 90 Продажи, субсчет 2 Себестоимость продаж. Показатель по этой строке  равен обороту по дебету счета 90-2 в корреспонденции со счетом 26.

Информация о работе Порядок формирования бухгалтерской отчетности предприятия