Понятие и виды отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Составление отчетности о работе хозяйствующего субъекта является завершающим этапом учетной работы, в ходе которого получают информацию, используемую как внутренними так и внешними пользователями.
Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации (предприятия) за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности.

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды отчетности.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

-                      при начислении или доначислении оценочных резервов.

Переоценка, вызванная необходимостью учёта инфляции. Вопрос о формах и методах учёта влияния инфляции на оценку статей отчётности является актуальным для трансформации российской отчётности.

В условиях инфляции рублёвая стоимость аналогичных активов, приобретённых в разное время становится несопоставимой. То же самое происходит  с доходами и расходами, учтёнными в разных отчётных периодах. По этой причине полезность отчётной информации, берущей за основу оценку активов по фактическим затратам на их приобретение, существенно уменьшается. Чтобы такого не происходило, фактор гиперинфляции должен быть учтён в оценке активов, капитала, доходов и расходов за отчётный период.

Негативное влияние инфляции на адекватность представления финансового положения организации устраняется путём:

-                      перемены валюты, т.е. использование в качестве валюты, в которой подготавливается отчётность, стабильность иностранной валюты;

-                      представления финансового положения и результатов деятельности в суммах, включающих в себя поправку на инфляцию.

Отчётность в иностранной валюте получила в России за последнее десятилетие самое широкое распространение и не только в среде предприятий с иностранными инвестициями. Это правило распространяется и на внутреннюю отчетность, представляемую дочерними компаниями в адрес своих зарубежных материнских компаний.[11]

Таким образом, в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО, проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Министерство экономичёского развития и торговли РФ, Минфин РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, ФКЦБ, ЦБ РФ.[28]

Конечно переход на МСФО сопряжен с определёнными трудностями, поэтому переход не может быть осуществлён быстро, необходим определённый период времени, а пока организациям, которые заинтересованы в иностранных инвестициях, необходимо составлять параллельно отчётность в соответствии с МСФО и по отечёственным стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методика составления бухгалтерской отчётности

2.1             Порядок заполнения форм бухгалтерской отчётности

В бухгалтерскую отчётность включаются показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности, изменениях в финансовом положении. Отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в ф.№1 и Ф№2, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к этим формам.

При формировании бухгалтерской отчётности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учёту по раскрытию в бухгалтерской отчётности информации об изменениях учётной политики, оказавших или способных оказать влияние на финансовое положение. Также представляются данные о движении денежных средств, операциях в иностранной валюте, материально-производственных запасах, основных средствах, доходах и расходах, финансовых результатах деятельности организаций, последствиях событий после отчётной даты, последствия условных фактов хозяйственной деятельности, активах, капитале и резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путём включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчётности или в пояснительную записку.

Если организацией принято решение в представляемой бухгалтерской отчётности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, при разработке, принятии и изготовлении бланков форм необходимо обеспечить достаточное количество граф (строк), предназначенных для этого.

        Бухгалтерский баланс (форма №1)

Бухгалтерский баланс – старейшая форма отчётности, характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчётную дату.

Баланс имеет большое значение для руководства предприятием. Он отражает состояние активов в обобщённой их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники образования в резерве видов групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние.

По данным баланса выявляются недостатки в работе и финансовом состоянии, а также их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению.

Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности предприятия.

Действующими нормативными актами определены единые принципы и правила составления баланса для всех хозяйствующих субъектов. Действующая с 1 января 2000г. структура бухгалтерского баланса отвечает  в целом требованиям международных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности. Отчётная форма баланса – это баланс нетто.

Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем.[25]

По балансу определяют конечный финансовый результат  работы организации в виде наращения собственного капитала за отчётный период (экономической прибыли), по которой судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

По строению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых постоянно равны между собой. Любой бухгалтерский баланс представляет собой состояние имущественной массы как группировку разнородных видов имущества (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определённых хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государств и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.).

Важнейшим элементом баланса является актив, который представляет собой совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта.

Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив является их способность приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных хозяйствующим субъектом сделок, т.е. быть пригодным к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.

В состав актива включаются имущества и права.

Так, в разделе 1 “Внеоборотные активы”  отражаются:

      нематериальные активы (110)[*],

      основные средства (120) (здания, сооружения, машины, оборудование, находящиеся в собственности организации, земельные участки, объекты природопользования и т.д.);

      незавершенное строительство (130),

      доходные вложения в материальные ценности (135),

      долгосрочные финансовые вложения (140) (инвестиции в дочерние и зависимые общества, облигации и другие ценные бумаги других организаций, депозитные вклады в банках и др.),

      отложенные налоговые активы (145);

      прочие внеоборотные активы (150) (расходы на НИОКР);

Итого по разделу ! (190) = 110+120+130+135+140+145+150.

Раздел 2 “Оборотные активы”:

      запасы (210) (материалы(211), животные на выращивании и откорме(212), незавершённое производство(213), товары, готовая продукция(214), расходы на продажу, товары отгруженные(215), выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов(216) за вычетом кредитового сальдо по счёту “Резервы под снижение стоимости материальных ценностей”).

      Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям (220);

      Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты) (230);

      Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты) (240);

      Краткосрочные финансовые вложения (250);

      Денежные средства (260) (в кассе, на расчётных счетах, на валютных счётах, на специальных счетах, средства находящиеся в пути);

      Прочие оборотные активы (270).

Пассив показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании её имущественной массы.

Пассив баланса составляют 3-й, 4-й и 5-й разделы. В разделе 3 “Капитал и резервы” отражаются:

      Уставный капитал (410);

      Добавочный капитал (420) (эмиссионный доход АО, суммы дооценки внеоборотных активов организации, курсовая разница, связанная с формированием уставного капитала);

      Резервный капитал (430);

      Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет (470).

Четвертый раздел “Долгосрочные обязательства” содержит такие данные как: займы и кредиты (510) (суммы кредитов и займов, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев), отложенные налоговые обязательства (515), прочие долгосрочные обязательства (520).

В разделе 5 “Краткосрочные обязательства” отражаются займы и кредиты(610), подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчётной даты: кредиторская задолженность (620) (расшифровка приводится в строках 621-625), задолженность пред участниками (учредителями) по выплате доходов (630), доходы будущих периодов (640), резервы предстоящих расходов (650), прочие краткосрочные обязательства (660).[21]

 

Отчёт о прибылях и убытках (форма №2)

Отчёт  о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчётный период и то, каким образом она получила прибыли и убытки, т. е. Путём сопоставления доходов и расходов. Наиболее упрощенный отчёт о прибылях и убытках мог бы содержать информацию лишь о выручке, затратах и результатах. Отчёт о прибылях и убытках вместе с балансом является важным источником информации для всестороннего анализа получения прибыли.х17ъ

Совокупный финансовый результат работы предприятия включает:

      прибыли и убытки от реализации (работ, услуг) от основной деятельности;

      операции доходов и расходов (процент к получению и к уплате, доходы от участия в других организация и прочие операционные доходы и расходы);

      доходы и расходы по внереализационным операциям (штрафы, пени, неустойки полученные и уплаченные);

      чрезвычайные доходы и расходы (страховые возмещения, расходы, возникающие в связи с устранением стихийных бедствий).

В отчёте о прибылях и убытках данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в сравнении.х20ъ

В отчёте о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты.

При отражении в отчёте о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет 5% и более от общей суммы доходов организации за отчётный период, в ф.№2 показывается соответствующую каждому виду часть расходов.

Отрицательные величины и те показатели, что бухгалтер должен вычесть, записываются в круглых скобках. Бухгалтер может самостоятельно проставлять коды строк, необходимые для органов статистики. В нашей работе коды соответствуют официально утверждённым.

Раздел “Доходы / расходы по обычным видам деятельности”[25]

1  “Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)”(010). В данной статье отражаются поступления от обычных видов деятельности.

2  “Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг”(020). Отражаются учтённые затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчётном периоде продукции, работам, услугам.

3  “Валовая прибыль”(029). Показатель статьи “Валовая прибыль” раздела “Доходы и расходы по обычным видам деятельности” отчёта о прибылях и убытках определяется как разница между показателями 1 и 2.

4  “Коммерческие расходы”(030). По этой строке приводят расходы, которые связаны со сбытом продукции.

5  “Управленческие расходы”(040). Здесь приводятся общехозяйственные расходы предприятия.

6  “Прибыль / убыток от продаж”(050). Данный показатель представляет собой разность между показателем “Валовая прибыль” и показателями “Коммерческие расходы”  и “Управленческие расходы”.

Раздел “Прочие доходы и расходы”.

В этом разделе отражаются доходы и расходы, признанные организацией в бухгалтерском учёте как прочие в соответствии с условиями, определяющими для их признания в ПБУ 9/99 “Доходы организации” и ПБУ 10/99 “Расходы организации”, и в сумме в соответствии с требованиями этих положений.

Информация о работе Понятие и виды отчетности