Понятие аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

Временные правила определяют аудиторскую деятельность (аудит) как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (п. 3). Как следует из п. 1 ч. II Временных правил, они, правила, применяются, если осуществляются аудиторские проверки деятельности органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 84.57 Кб (Скачать)

1.3.

Развитие  аудиторской деятельности

По мере развития экономики происходило разделение функций между собственниками предприятия, администрацией и кредиторами. Увеличивалась  роль акционеров, которым требовалась  гарантия не только сохранности капиталов, но и получения дивидендов. Для  объективной оценки финансовой деятельности предприятий потребовалось заключение независимых специалистов — аудиторов .

Слово «аудит» происходит от латинского слова «audio», что буквально означает «он слышит», «слушающий». Это слово довольно точно объясняет сложившуюся с древних времен и просуществовавшую до XVII столетия практику «слушания отчетов». Как форма контроля аудит появился в Англии примерно в XIII—XIV вв. Первоначально аудиторы состояли при казначействе, королевском дворе, земельных угодях и др. В 1559 г. произошло объединение аудиторов в единую службу — для аудита учетных данных государственных служащих.

Постепенно европейские  страны выработали систему правил и  требований, следование которым помогает повышению качества и надежности аудита. Выделяют пять периодов становления мировой аудиторской практики.

  • Период до 1850 г. — характеризуется определением эффективности функционирования предприятия, обнаружением ошибок и проверкой честности лиц, ответственных за налоговые платежи. Поворотным событием стало принятие в Англии в 1844 г. ряда законов, предусматривающих необходимость проверки независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов. В 1867 г. аналогичные законы были приняты во Франции.
  • Период охватывает 1850—1905 гг. — аудит поначалу был приближен к ревизионной деятельности и направлен на оценку эффективности работы организаций, обнаружение ошибок, злоупотреблений, а с развитием фондового рынка выделяется в самостоятельную отрасль. Стали возникать профессиональные объединения. На этом этапе США выступили центром формирования трансатлантических аудиторских фирм.
  • Период 1905—1933 гг. — характеризуется усилением процесса концентрации капитала, разделением интересов собственников, наемных управляющих и наемного персонала. В этих условиях меняется идеология аудита, основной акцент переносится на применение статистических выборок , оценку эффективности внутреннего контроля и систем управления.
  • Период 1993—1940 гг. — кризис в 1933 г. в результате краха рынка ценных бумаг усилил требования к аудиторам и качеству проверок. Характерно усиление требований к качеству аудиторской проверки, включение в практику аудита метода тестирования , целью которого было обнаружение преднамеренных учетных ошибок, развитие методологии аудита. В этот же период усиливается влияние Нью-Йоркской биржи, одним из требований которой к ее участникам было соблюдение обязательности аудита.
  • Период с 1940 по настоящее время — характеризуется динамичным развитием фондовых рынков и транснациональных корпораций, а также углублением мирохозяйственных связей. Все это привело к необходимости выработки унифицированных требований к качеству аудита, порядку его осуществления и профессиональной этике. Поэтому мировым сообществом были выработаны определенные правила и положения — международные стандарты, позволяющие с одинаковых позиций подходить к аудиту в разных странах и в различных отраслях.

По мере налаживания  и развития рыночных отношений, интернационализации  бизнеса, появления крупных компаний и холдингов, расширения сфер деятельности и экономических связей на внутреннем и внешнем рынках начали закладываться  основы соответствующей этим процессам  международной системы аудита. В  результате этих процессов капитал  в сфере аудита и консалтинга  сконцентрировался у 10—12 фирм-лидеров, что занимает более 90% аудиторского рынка. Процессы слияния этих фирм продолжаются. Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских  услуг.

В России 30 декабря 1894 г. были приняты «Правила о членах-присяжных счетоводах Общества счетоводов» . В 1898 г. состоялся III съезд счетоводов, на котором были даны четкие определения практического, научного и нравственного цензов. Инициатором внедрения профессии присяжных бухгалтеров был Езерский Федор Венедиктович (1836—1916). Однако практического признания эти инициативы не получили. В 1924 г. в период НЭПа в СССР был создан Институт государственных бухгалтеров-экспертов. В 1930 г. независимые проверки прекратились. В советский период в условиях плановой экономики и государственной собственности проводились государственные ревизии.

В 1990 г. с принятием ряда законов («О предприятиях в СССР» , «О собственности в СССР» , закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» ) стали создаваться аудиторские фирмы. В 1993 г. были утверждены Временные правила аудиторской деятельности (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» ). С 1994 по 2001 г. разрабатываются стандарты аудита. В 2001—2008 гг. принят Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119- ФЗ «Об аудиторской деятельности» , обновляются и дополняются правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

С 01 января 2009 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. Закон устанавливает новые правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. С принятием нового закона был осуществлен переход от государственного регулирования к саморегулированию аудиторской деятельности. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аудит затрат на капитальное строительство - очень эффективный инструмент для  проверки точности калькуляции себестоимости  строительного производства, стоимостной  оценки готовых строительных объектов и принятия решения, основанного  на выборе альтернативного образа действий. Аудиторская проверка затрат в строительных организациях является довольно трудоемким процессом, требующим от аудитора знания помимо множества нормативных и  инструктивных материалов также  и особенностей исчисления себестоимости  продукции в отдельных отраслях и видах хозяйственной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. Ему следует также проанализировать сильные и слабые стороны внутреннего контроля процесса производства и затрат. Изучение проблемы аудита затрат на осуществление капитального строительства позволило сделать следующие выводы и предложения. Организация аудиторских проверок в строительной организации включает планирование и составление программ по проверяемым объектам, выбор аудиторских процедур. Исследования практики проведения аудита независимыми аудиторскими организациями свидетельствуют о том, что качество проверки зависит от того, насколько тщательно проведена работа до начала аудиторской проверки: по сбору и получению информации о проверяемой организации, установлению и принятию условий и обязательств аудита экономическим субъектом и аудиторской организацией, планированию аудита и т.д. Качество планирования аудиторской проверки существенно возрастает при использовании определенного алгоритма планирования, который включает ряд направлений, учитывающих особенности проведения аудиторской проверки в строительных организациях.

При планировании предстоящей аудиторской проверки крайне важной является оценка существенности и аудиторского риска. Определить состояние  бухгалтерского и налогового учета, внутреннего и технического контроля позволят также разработанные анкеты-тесты. Используемые аудитором тесты целесообразно  разделить на тесты проверки средств  контроля и тесты проверки оборотов и сальдо по счетам учета расходов на осуществление капитального строительства. Аудит расходов на осуществление  капитального строительства возможно осуществить по программе, перечень аудиторских процедур которой должен учитывать все факторы, оказывающие  влияние на достоверность оборотов и сальдо по счетам учета расходов строительной организации.

АУДИТ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

К строительству  как отрасли материального производства относятся организации, осуществляющие строительные, монтажные, буровые, ремонтные, проектные и изыскательские работы. Оно оказывает решающее влияние  на развитие огромного количества смежных  отраслей материального производства. Продукцией строительства являются законченные и подготовленные к  вводу в действие новые и реконструируемые промышленные предприятия и цеха, жилые дома, общественные здания и  другие объекты.

Строительные  организации в качестве хозяйствующих  субъектов экономики характеризуются  рядом отраслевых особенностей в  технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения и, как  следствие, в аудите.

Так, строительство  отличается от других отраслей тем, что  конечный продукт его всегда неподвижен относительно земли, индивидуален (даже если объекты построены по одному и тому же проекту), рассчитан на длительную эксплуатацию.

Особенности организации  строительного производства обусловливают  определенный порядок ценообразования  в этой отрасли и учета себестоимости  строительных работ, а также достаточно сложную, обычно многоступенчатую, систему  расчетов между участниками строительства  объекта недвижимости.

Эффективная организация  системы учета расходов становится в настоящее время насущной проблемой  многих строительных организаций, требующей  оперативного решения. Необходимость  планирования, четкого учета и  контроля расходов на капитальное строительство  наряду с пониманием того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, повышает требования к  системе, позволяющей получить оперативную  и достоверную информацию для  принятия соответствующих решений. Особенно остро испытывают потребность  в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, финансирующие капитальное  строительство, т.е. инвесторы. За помощью  в решении подобной проблемы строительные организации все чаще обращаются в аудиторские компании.

Следует отметить, что не менее важным представляется использование данных по расходам на осуществление капитального строительства  в качестве значимой составляющей обязательного  аудита, в связи с тем что  многие строительные организации подлежат обязательной аудиторской проверке. Востребованность контроля со стороны аудиторов за правильностью калькулирования расходов на капитальное строительство позволяет говорить о целесообразности выделения данного раздела аудита в качестве самостоятельной услуги.

Аудиторская проверка организации, занимающейся капитальным  строительством, проводится исходя из общих принципов, но, несомненно, имеет  свою специфику. В зависимости от поставленных перед аудитором задач  выбираются основные направления и  участки проверки, способ проведения (сплошной или выборочный), объем  проверки. При проведении аудиторской  проверки расходов на капитальное строительство  перечисленные факторы находятся  в зависимости от конкретных обстоятельств. Рассмотрим ряд ситуаций из практики аудиторской фирмы, при которых  строительные организации были вынуждены  прибегнуть к помощи аудиторов для  решения определенных задач, и проанализируем зависимость данных факторов (объема проверки, способа проведения, основных направлений и участков проверки и т.д.) от объекта аудита.

1. Инвестор желает  построить какой-либо строительный  объект, им заключается договор  с организацией-заказчиком, которая,  в свою очередь, привлекает  подрядную строительную организацию.  Если инвестор недостаточно ориентируется  в вопросах строительства, то  он заключает договор с аудитором,  который от его имени и по  его поручению осуществляет контроль  за деятельностью заказчика и  подрядчика. При этом в зависимости  от пожеланий инвестора аудит  может проводиться как выборочным  методом (проверка отдельных участков  и операций), так и сплошным (аудитор  может полностью контролировать  все расходы на строительство  объекта, визируя все документы  на оплату). Во втором случае  объем аудиторской проверки значительно  возрастает, но и качество аудита  существенно увеличивается. 

2. Крупная организация,  располагающая денежными средствами  в необходимом объеме, сфера деятельности  которой отлична от капитального  строительства, производит строительство  объектов для собственных нужд, т.е. совмещает функции инвестора  и заказчика-застройщика. У организации  могут быть свои строительные  подразделения, или она может  привлекать сторонние организации,  осуществляющие производство строительно-монтажных  работ (подрядчики). Первичный (технический)  контроль осуществляет специально  созданный для этого строительный  отдел организации, специалисты  которого проверяют технические  параметры возводимых сооружений  и дают разрешение на оплату  счетов, представляемых подрядчиками. Вторичный контроль производится  отделом аудита, который проводит  проверку уже оплаченных обязательств.

Информация о работе Понятие аудита