Понятие аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

Временные правила определяют аудиторскую деятельность (аудит) как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (п. 3). Как следует из п. 1 ч. II Временных правил, они, правила, применяются, если осуществляются аудиторские проверки деятельности органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

аудит.docx

— 84.57 Кб (Скачать)

Понятие, предмет и организация  аудиторской деятельности

Временные правила определяют аудиторскую  деятельность (аудит) как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (п. 3). Как следует из п. 1 ч. II Временных правил, они, правила, применяются, если осуществляются аудиторские проверки деятельности органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления. На наш взгляд, таких аудиторских проверок быть не может, так как проверки организуются на началах диска и имущественной ответственности, что к органам власти не применимо. Для этого существуют специально уполномоченные лица и органы, прежде всего КРУ Министерства финансов РФ.

Кстати, п. 4 Временных  правил предусматривает осуществление финансового контроля за деятельностью экономических субъектов специально уполномоченными на то государственными органами. Следует четко установить в законе об аудиторской деятельности, что финансовый контроль осуществляется за предпринимательской деятельностью предприятий и проводится только независимыми аудиторами. Финансовая же отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства органов государственной власти и управления, местного самоуправления должны контролироваться Счетной палатой, Министерством финансов РФ и другими государственными органами по правилам и процедурам ведомственного финансового контроля.

Основной целью  аудита является установление достоверности  бухгалтерской отчетности экономических  субъектов и соответствия совершенных  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам.) От ведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

Аудиторская проверка в полном объеме может проводиться  на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг (п. 9 Временных правил). Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки. Так, в постановлении Правительства РФ "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" от 10 февраля 1994 г. предусмотрено, что Госкомимущество России, его территориальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки.

Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется ее правовым аспектам. Проверяемый  экономический субъект имеет  право получать от аудитора исчерпывающую  информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию (ч. 111 п/п "г" п. 14 Временных правил). В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства и третьих лиц (ч. 111 п/п "б" п. 18 Временных правил).

Таким образом  выводы о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиям  законов и других правовых актов  Российской Федерации. Не случайно Временные  правила допускают к аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности лиц, имеющих экономическое  и юридическое образование. Это  требование лежит в русле реализации задач по формированию правового  государства в России, повышению  роли Закона в предпринимательской  деятельности. Его надо понимать в  том смысле, что выборочные знания бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок. Конечно, в условиях, когда в России отсутствует развернутое и детальное законодательство о бухгалтерском учете и отчетности, аудите, регламентация совершения аудиторских действий подменяется слепым следованием требованиям разнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться и возобладать мнение, что знания хозяйственного права не нужны и аудитом могут заниматься также лица, имеющие инженерное или иное образование. Отголоском, к сожалению, нигилистического отношения к праву служат даже составы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации я ее консультативного совета, в которых нет ни одного представителя юридического академического или учебного института, хотя согласно Положению о комиссии, утвержденному распоряжением Президента от 4 февраля 1994 г., консультативный совет вырабатывает для комиссии и принимает участие через своих представителей в ее заседаниях, связанных с обсуждением проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Сопоставление п. 3, 5, 9 Временных правил позволяет  утверждать, что аудиторская проверка - необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчетности, а также в совершении иных услуг, в частности по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Однако далее в п. 9 Временных правил содержится абзац, который ограничивает сферу предпринимательской деятельности аудитора: "Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью". Получается, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью. Это ограничение в какой-то степени понятно применительно к аудиторским фирмам.

Но как быть с гражданином, который самостоятельно ведет аудит? Не является ли это сужением его предпринимательской деятельности (правоспособности)? Формально правовых оснований для запрета заниматься другими видами деятельности у гражданина-аудитора кет, если у него имеется имущество, время и способности для этого.

Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных  нормативными тактами. Так, в ст. 43 Закона о банках и банковской деятельности предусмотрено, что 1 банки публикуют  годовой баланс по форме и в  сроки, которые устанавливаются  Центральным банком России, после  подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нем сведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых организаций, инвестиционных фондов и т.д. В сфере общего аудита ст. 29 Закона об иностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Обязательные  проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также  по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской  проверки дается аудитору (органом  дознания и следователем лишь с санкции  прокурора) при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному арбитражному суду (п. 10 Временных правил). Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Согласно ст. 80 УПК РФ заключение эксперта не обязательно для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, но несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. На заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, не распространяются требования о соблюдении ст. 18 Временных правил, которая устанавливает форму аудиторского заключения.

Эта норма применима  в случаях, когда проводится обычная  аудиторская проверка по договору с  экономическим субъектом. В ст. 17 Временных правил предусмотрено, что  заключение аудитора - документ, имеющий  юридическое значение для всех юридических  и физических лиц, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Однако эта формулировка довольно абстрактна и из их нее неясно, в чем же заключается процессуальное значение этого документа. В законе об аудиторской  деятельности следует установить, что  аудиторское заключение является обязательным для всех заинтересованных лиц. Экономический субъект на основании этого заключения вносит изменения в бухгалтерскую отчетность до подачи ее органам государственной налоговой инспекции и другим государственным органам или до ее опубликования (например, до 1 июля года, следующего за отчетным). Излишне внесенные им суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются экономическому субъекту в 10-дневный срок со дня его письменного заявления. Недовнесенные суммы налога в тот же срок перечисляются плательщиком соответствующему налоговому органу. Если налоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в арбитражном суде. Если суд установит неточности и ошибки в удостоверенной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением.

 
 

1.1.

Сущность, предмет и метод  аудита

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность организаций характеризуется широкой  областью экономических рисков. Общественные отношения между участниками  рынка по осуществлению хозяйственных  операций, использованию имущества, перечислению денежных средств, инвестированию капиталов строятся на основе экономической информации о финансовом положении организации, результатах хозяйственной деятельности и соблюдении законодательства. На основе этой информации принимаются управленческие решения собственниками, руководством и прочими заинтересованными лицами. Эта информация, отраженная в финансовой отчетности организаций , может быть подвержена в силу разных причин вольным или невольным искажениям. Для определения качества этой информации, анализа экономических рисков возникла необходимость в развитии особого вида экономической деятельности — независимого финансового контроля , то есть аудита .

Аудиторская деятельность  — это неотъемлемая часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Аудиторская деятельность является предпринимательской и обладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получения прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом аудиторская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержанием. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудит как элемент  рыночных отношений получил признание  во всем мире. Информационная среда  аудита развивается под влиянием научных теорий, системы стандартов, методологических основ и других специальных знаний. В научной  литературе определяют предмет и  метод аудита. Предметом аудита является финанасово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Метод аудита  — это совокупность элементов, с использованием которых формируется методика проведения аудита. Элементами метода являются: аудиторская выборка , аудиторские доказательства , рабочая документация аудитора, тесты контроля , аудиторские процедуры .

Методика аудита основана на общих принципах, в соответствии с которыми вырабатываются подходы  к признанию и оценке объектов аудита. К объектами аудита относятся:

  • ценности  — имущество организации, финансовые вложения и т.п.;
  • документы  — учредительные, распорядительные, бухгалтерские и т.п.;
  • операции  — приобретение, выбытие, движение ценностей, начисления и т.п.;
  • методы оценки стоимости  — первоначальная, восстановительная, остаточная, дисконтированная и т.п.

Участниками аудиторской деятельности являются.

  • Аудиторы  — физические лица, получившие квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор — лицо, несущее окончательную ответственность за проведение аудита.
  • Саморегулируемые аудиторские организации (СОА)  — это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
  • Аудиторские организации  — это коммерческие организации, являющиеся членами одной из СОА, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги.
  • Аудируемые лица  — это организации или иные субъекты рынка, чья деятельность подлежит аудиту.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) выражает свое мнение в аудиторском заключении .

Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Заведомо  ложное аудиторское  заключение  — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.

Аудит призван  обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Разумная  уверенность — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

  • в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
  • любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
  • преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Дополнительным  фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:

  • сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
  • подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами). Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:

  • необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;
  • признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не имеют права  заниматься какой-либо иной предпринимательской  деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшее  образование в  МИЭМП по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дистанционно: 10900 руб. в семестр

1.2.

Цели  и этические принципы аудита

Цель  аудита  — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Информация о работе Понятие аудита