Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:22, реферат
Временные правила определяют аудиторскую деятельность (аудит) как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (п. 3). Как следует из п. 1 ч. II Временных правил, они, правила, применяются, если осуществляются аудиторские проверки деятельности органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.
Понятие, предмет и организация аудиторской деятельности
Временные
правила определяют аудиторскую
деятельность (аудит) как предпринимательскую
деятельность аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и
других финансовых обязательств и требований
экономических субъектов, а также по оказанию
иных аудиторских услуг (п. 3). Как следует
из п. 1 ч. II Временных правил, они, правила,
применяются, если осуществляются аудиторские
проверки деятельности органов государственной
власти и управления всех уровней и органов
местного самоуправления. На наш взгляд,
таких аудиторских проверок быть не может,
так как проверки организуются на началах
диска и имущественной ответственности,
что к органам власти не применимо. Для
этого существуют специально уполномоченные
лица и органы, прежде всего КРУ Министерства
финансов РФ.
Кстати, п. 4 Временных правил предусматривает осуществление финансового контроля за деятельностью экономических субъектов специально уполномоченными на то государственными органами. Следует четко установить в законе об аудиторской деятельности, что финансовый контроль осуществляется за предпринимательской деятельностью предприятий и проводится только независимыми аудиторами. Финансовая же отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства органов государственной власти и управления, местного самоуправления должны контролироваться Счетной палатой, Министерством финансов РФ и другими государственными органами по правилам и процедурам ведомственного финансового контроля. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.) От ведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы. Аудиторская проверка в полном объеме может проводиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг (п. 9 Временных правил). Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки. Так, в постановлении Правительства РФ "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" от 10 февраля 1994 г. предусмотрено, что Госкомимущество России, его территориальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки. Особое внимание
при проведении аудиторской проверки
уделяется ее правовым аспектам. Проверяемый
экономический субъект имеет
право получать от аудитора исчерпывающую
информацию о требованиях Таким образом
выводы о достоверности бухгалтерской
отчетности экономического субъекта должны
подтверждаться соответствием их требованиям
законов и других правовых актов
Российской Федерации. Не случайно Временные
правила допускают к аттестации
на право осуществления Сопоставление п. 3, 5, 9 Временных правил позволяет утверждать, что аудиторская проверка - необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчетности, а также в совершении иных услуг, в частности по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России. Аудиторы могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Однако далее в п. 9 Временных правил содержится абзац, который ограничивает сферу предпринимательской деятельности аудитора: "Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью". Получается, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью. Это ограничение в какой-то степени понятно применительно к аудиторским фирмам. Но как быть
с гражданином, который самостоятельно
ведет аудит? Не является ли это сужением
его предпринимательской Аудиторская проверка
может быть обязательной или инициативной.
Обязательная аудиторская проверка
проводится в случаях, прямо установленных
нормативными тактами. Так, в ст. 43 Закона
о банках и банковской деятельности
предусмотрено, что 1 банки публикуют
годовой баланс по форме и в
сроки, которые устанавливаются
Центральным банком России, после
подтверждения аудиторской Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору (органом дознания и следователем лишь с санкции прокурора) при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному арбитражному суду (п. 10 Временных правил). Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к акту экспертизы. Согласно ст. 80 УПК РФ заключение эксперта не обязательно для лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда, но несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано. На заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, не распространяются требования о соблюдении ст. 18 Временных правил, которая устанавливает форму аудиторского заключения. Эта норма применима в случаях, когда проводится обычная аудиторская проверка по договору с экономическим субъектом. В ст. 17 Временных правил предусмотрено, что заключение аудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Однако эта формулировка довольно абстрактна и из их нее неясно, в чем же заключается процессуальное значение этого документа. В законе об аудиторской деятельности следует установить, что аудиторское заключение является обязательным для всех заинтересованных лиц. Экономический субъект на основании этого заключения вносит изменения в бухгалтерскую отчетность до подачи ее органам государственной налоговой инспекции и другим государственным органам или до ее опубликования (например, до 1 июля года, следующего за отчетным). Излишне внесенные им суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются экономическому субъекту в 10-дневный срок со дня его письменного заявления. Недовнесенные суммы налога в тот же срок перечисляются плательщиком соответствующему налоговому органу. Если налоговый государственный или иной орган, на который законом возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности, не согласен с аудиторским заключением, принятым экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в арбитражном суде. Если суд установит неточности и ошибки в удостоверенной аудитором отчетности, то он возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным аудиторским заключением. |
1.1.
Сущность, предмет и метод аудита
В условиях рыночной
экономики хозяйственная
Аудиторская деятельность — это неотъемлемая часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Аудиторская деятельность является предпринимательской и обладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получения прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом аудиторская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержанием. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Аудит как элемент рыночных отношений получил признание во всем мире. Информационная среда аудита развивается под влиянием научных теорий, системы стандартов, методологических основ и других специальных знаний. В научной литературе определяют предмет и метод аудита. Предметом аудита является финанасово-хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Метод аудита — это совокупность элементов, с использованием которых формируется методика проведения аудита. Элементами метода являются: аудиторская выборка , аудиторские доказательства , рабочая документация аудитора, тесты контроля , аудиторские процедуры .
Методика аудита основана на общих принципах, в соответствии с которыми вырабатываются подходы к признанию и оценке объектов аудита. К объектами аудита относятся:
Участниками аудиторской деятельности являются.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) выражает свое мнение в аудиторском заключении .
Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
Разумная уверенность — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:
Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:
Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами). Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:
Аудиторские организации,
индивидуальные аудиторы не имеют права
заниматься какой-либо иной предпринимательской
деятельностью, кроме проведения аудита
и оказания сопутствующих услуг,
связанных с аудиторской
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Высшее образование в МИЭМП по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дистанционно: 10900 руб. в семестр
1.2.
Цели и этические принципы аудита
Цель аудита — это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.