Отчет о движении денежных средств предприятия, методика его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является исследование порядка и методов составления отчета о движении денежных средств (форма №4) на примере предприятия ООО «Кратос».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические и методологические аспекты составления «Отчета о движении денежных средств;
2) изучить виды денежных потоков;
3) рассмотреть структуру и содержание отчета о движении денежных средств;
4) изучить методику составления отчета о движении денежных средств;

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 334.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Актуальность  выбранной темы «Отчет о движении денежных средств предприятия, методика его составления» на примере ООО «Кратос» заключается в том, что наличие или недостаток денежных средств имеет важное значение в деятельности организаций и его дальнейшем функционировании, являясь показателем финансового состояния и платежеспособности организаций.

     В процессе осуществления своей деятельности организации вступают в хозяйственные  связи с поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями; финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме. Появляется необходимость в сведениях о движении денежных средств, учитываемых на соответствующих счетах учета денежных средств.

     Объектом  исследования выступает порядок  составления формы №4 отчет о движении денежных средств на предприятии ООО «Кратос».

     Предметом исследования является процедура составления  формы № 4 отчет о движении денежных средств.

     Главной целью данной курсовой работы является исследование порядка и методов составления отчета о движении денежных средств (форма №4) на примере предприятия ООО «Кратос».

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     1) рассмотреть теоретические и методологические аспекты составления «Отчета о движении денежных средств;

     2) изучить виды денежных потоков;

     3) рассмотреть структуру и содержание  отчета о движении денежных средств;

     4) изучить методику составления отчета о движении денежных средств;

     5) оценить состояние бухгалтерского учета денежных средств и особенность их движения на предприятии ООО «Кратос»;

     6) проанализировать формирование  показателей формы № 4 на предприятии ООО «Кратос»;

     Методами  исследования служат: индукция и дедукция, анализ и синтез; бухгалтерские методы: прямой и косвенный.

     Информационные  основы исследования - труды отечественных  экономистов: Сотниковой Л.В., Тинкельман С.Б., Казакевич Е.С., Новодворского В.Д. и др.; нормативная база; отчетная документация исследуемого предприятия.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 
 

1.1. Нормативное  регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ 
 

     В настоящее время в России сложилась  четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

     Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

     В одном ряду с Законом о бухгалтерском  учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных  обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

     Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

     Второй  уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые  были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.

     К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов – документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

     Третий  уровень объединяет ведомственные  документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

     Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

     Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

     На  современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает созданная в 1997 г. организация – Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.

     Формирование  современной системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под  активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee – IASC).

     С целью приведения национальной системы  бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

     Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные документы:

     1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

     2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н.

     3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43-н.

     4. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67-н.

     В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определены состав бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и публикации. В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» содержатся правила составления отчетности и оценки ее статей. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. Приказом № 67-н утверждены перечень форм годовой и промежуточной отчетности и указания по их составлению. Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право вносить в них изменения. Но, утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, организации должны соблюдать определенные требования. Главное – сохранить принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и т. д.).

     В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых  и бюджетных организаций включаются:

     1) Бухгалтерский баланс – форма № 1;

     2) Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

     3) Отчет об изменениях капитала – форма № 3;

     4) Отчет о движении денежных средств – форма № 4;

     5) Приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

     6) пояснительная записка;

     7) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.  
 

1.2. Назначение отчета о движении денежных средств 
 

     Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет содержит информацию, в которой заинтересованы как собственники, так и кредиторы. Собственники, располагая информацией о денежных потоках, имеют возможность более обоснованно подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. Кредиторы могут составить заключение о достаточности средств у потенциального заемщика и его способности генерировать денежные средства, необходимые для погашения обязательств.

Информация о работе Отчет о движении денежных средств предприятия, методика его составления