Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг» на примере ООО «Модус»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить методы деления затрат на переменные и постоянные и использование этих знаний для эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить преимущества и недостатки системы «директ-костинг»;
• изучить эффективность использования системы «директ-костинг» в ООО «Модус»;
• предложить рекомендации по совершенствованию управленческого учета в ООО «Модус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность затрат предприятия и их классификация 5
1.2. Организация учета затрат по системе «директ-костинг» 11
1.3. Преимущества и недостатки системы калькулирования
неполной себестоимости 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ
«ДИРЕКТ - КОСТИНГ» НА ПРИМЕРЕ ООО «Модус» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
3.1. Использование метода директ-костинг в ООО «Модус» 16
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 21
3.1. Возможности применения директ-костинга
на российских предприятиях 21
3.2. Рекомендации по совершенствованию управленческого
учета в ООО «Модус» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

     Введем  условные обозначения (таблица 3)

     Таблица 3

      

     Условные  обозначения продукции  ООО «Модус» 

     Продукт 1      Продукт 2 Продукт 3 Продукт 4
Стиральная  машина

«Салют»

Соковыжималка

«Салют»

Замок

ЗВ01

Центрифуга
                           

 

     Рассмотрим случай распределения предприятием косвенных затрат (таблица 4) пропорционально зарплате основных производственных рабочих (ОПР).

     Таблица 4 

       База распределения -- зарплата ОПР

Показатели  производственной деятельности Продукт

1

Продукт

2

Продукт 3 Продукт

4

Итого
Объем реализации, шт. 1800 3600 1600 3000 10 000
Сумма реализации, тыс. руб.
10 800 16 200 13 280 10 500 50 780
Прямые  затраты, в т. ч.: 4517 10 835 6608 6690 28 650
сырье и материалы 2839 10267 4349 6045 23500
зарплата  ОПР 1678

(32,6 %)

568

(11%)

2259

(43,8%)

645 (12,6%) 5150
Косвенные затраты , в т. ч. 5200 1760 7000 2000 15 960
общецеховые 2822 955 3798 1085 8660
общезаводские 2378 805 3202 915 7300
Прибыль 1083 3605 -328 1810 6170
Рентабельность  продаж, % 10,03 22,25 -2,47 17,24 12,0
           

 

     Из  таблицы видим, что наиболее выгодным является продукт № 2, а продукт  № 3 следует снять с производства. Теперь рассмотрим случай использования  в качестве базы распределения прямых материальных затрат (таблица 5).

     Таблица 5 

       База распределения - прямые материальные затраты

Показатели  производственной деятельности Продукт

1

Продукт

2

Продукт

3

Продукт

4

Итого
1 2 3 4 5 6
Объем реализации, шт. 1800 3600 1600 3000 10000
Сумма реализации, тыс. руб. 10800 16200 13280 10500 50780
Прямые  затраты, в т. ч.: 4517 10835 6608 6690 28650
сырье и материалы 2839 (12,1%) 10267 (43,7%) 4349 (18,5%) 6045

(25,7)

23500
зарплата  ОПР 1678 568 2259 645 5150
Косвенные затраты, в т. ч. 1931 6974 2953 4102 15960
общецеховые 1048 3784 1602 2226 8660
общезаводские 883 3190 1351 1876 7300
Прибыль 4352 -1609 3719 -292 6170
Рентабельность  продаж (при

базе  распределения –

з/п ОПР), %

40,3 -9,93 28,00 -2,78 12,0
Рентабельность  продаж (при базе распределения– прямые материальные затраты), % 10,03 22,25 -2,47 17,24 12,0
                                    

 

     Продукт № 3 при втором варианте распределения  косвенных затрат перешел из убыточного в разряд прибыльных. Из приведенных  расчетов видно, что рентабельность продуктов изменяется в зависимости  от базы распределения, а это не позволяет  принимать верные стратегические решения. Решение 1. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прекращение производства неприбыльного сегмента. Данный метод основан на определении степени выгодности отдельных видов продукции по отношению суммы маржинального дохода (цена минус переменные затраты) к выручке (в процентах). Вид продукции с наибольшим значением этого отношения является наиболее выгодным. Метод также включает анализ последствий прекращения деятельности неприбыльного сегмента. Необходимо учитывать эффект изменения прибыли при принятии такого решения.

     Эффект  достигнут за счет принятия верных управленческих решений на основе маржинального  метода учета затрат по следующим  вопросам:

     - оптимизации ассортимента выпускаемой  продукции (увеличение доли более  выгодного продукта);

     - экономическому обоснованию скидок  за счет увеличения объема  продаваемых продуктов;

     - обоснованию возможности принятия  специального заказа по цене  ниже нормальной рыночной;

     - принятию верных решений по  капитальным вложениям.

     Система "директ-костинг" основана на учете и калькулировании неполной, ограниченной себестоимости. В данном случае себестоимость включает затраты прямые или переменные, то есть зависящие от изменений объема производства. Она калькулируется на основе производственных расходов, связанных с выпуском данной продукции (выполнением работ, оказанием услуг), даже если они в отдельных случаях носят косвенный характер. Несмотря на различную полноту включения в себестоимость разных видов расходов, общим в данном случае является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической природе составляют часть текущих издержек (но являются не переменными, а постоянными расходами), не включаются в себестоимость, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости (система учета переменных затрат, или "директ-костинг"). Разница между выручкой от продажи и неполной себестоимостью, исчисленной по системе "директ-костинг", образует маржинальный доход.  
 
 
 
 

 

      ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 

     3.1. Возможности применения директ-костинга

       на российских  предприятиях    

     Директ-костинг - зарубежная система управленческого учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до последнего времени была распространена система учета и калькулирования полной себестоимости, директ-костинг практически не применялся. В условиях централизованно планируемой экономики в нем не было необходимости.

     Система директ-костинга должна внедряться с  учетом особенностей и традиций учетно-аналитической  работы в той или иной стране. Хорошие условия для этого  создает действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г за № 94н. Он предусматривает возможность использования элементов директ-костинга или всей его системы, по крайней мере, в трех вариантах.

     Первый, принципиально новый для отечественной  учетной теории и практики учета  полной себестоимости вариант предполагает разделение всех затрат за отчетный период на производственные, обусловленные  протеканием производственного процесса, и периодические, связанные в основном с длительностью отчетного периода. Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство», косвенные затраты - по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг помимо прямых производственных затрат включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течение отчетного периода на счете 25, что отражается записью по дебету счетов 20 или 23 и кредиту счета 25. Периодические затраты, собираемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы», при этом варианте не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции: дебет счета «Продажи», кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».

     Такой подход в принципе реализует одну из основных идей директ-костинга: разделение общих затрат по признаку их связи с производством и его обслуживанием и калькулирование на этой основе неполной, ограниченной, в основном переменной себестоимости продукции, работ, услуг. Разрешением применять этот вариант учета затрат и результатов деятельности предприятиям был дан «зеленый свет» к использованию элементов директ-костинга на практике.

     Другим  важным методом, позволяющим контролировать издержки производства с использованием принципов директ-костинга, является введение в план счетов бухгалтерского учета счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета отражается фактическая производственная (фабрично-заводская) себестоимость выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг. При этом кредитуют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

     Разница между дебетовым и кредитовым оборотом счета 40 может быть выявлена на первое число каждого месяца. Она представляет собой отклонение фактических затрат на изготовление продукции от заданных по плану или нормативу. Экономия, означающая превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» дополнительной записью. По итогу за месяц, квартал или год счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» сальдо не имеет и потому в балансе не отражается.

     В конце отчетного периода после определения объема незавершенного производства исчисляется фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ, услуг.

     Таким образом, и по дебету, и по кредиту  счета 40 фиксируется один и тот  же объем продукции, работ, услуг, но в разной оценке: на дебете -- по фактической себестоимости, на кредите -- по нормативной (плановой) себестоимости. Отклонения фактической себестоимости от нормативной выявляются сопоставлением дебетового и кредитового оборотов в целом по счету. При использовании специального счета «Выпуск продукции (работ, услуг)» реализуется нормативный принцип директ-костинга и обязательность отражения только производственной себестоимости. В условиях дйрект-коста она должна учитываться без постоянной части накладных расходов.

     При организации учета затрат и результатов  по этому варианту по данным счета 90 «Продажи» получаем информацию в  рублях.

     Учета затрат и результатов представляет собой интегрированную систему  организации финансового и управленческого  учета, когда учет осуществляется в единой системе счетов. Однако это совсем не означает, что такой учет должен вестись исключительно в рамках одной бухгалтерии. Организация производственного учета предполагает выбор между системой аналитического учета к существующим синтетическим счетам или использованием самостоятельной системы счетов.

Информация о работе Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг» на примере ООО «Модус»