Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа
Цель данной работы - изучить методы деления затрат на переменные и постоянные и использование этих знаний для эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить преимущества и недостатки системы «директ-костинг»;
• изучить эффективность использования системы «директ-костинг» в ООО «Модус»;
• предложить рекомендации по совершенствованию управленческого учета в ООО «Модус».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность затрат предприятия и их классификация 5
1.2. Организация учета затрат по системе «директ-костинг» 11
1.3. Преимущества и недостатки системы калькулирования
неполной себестоимости 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ
«ДИРЕКТ - КОСТИНГ» НА ПРИМЕРЕ ООО «Модус» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
3.1. Использование метода директ-костинг в ООО «Модус» 16
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 21
3.1. Возможности применения директ-костинга
на российских предприятиях 21
3.2. Рекомендации по совершенствованию управленческого
учета в ООО «Модус» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введем условные обозначения (таблица 3)
Таблица 3
Условные
обозначения продукции
ООО «Модус»
Продукт 1 | Продукт 2 | Продукт 3 | Продукт 4 |
Стиральная
машина
«Салют» |
Соковыжималка
«Салют» |
Замок
ЗВ01 |
Центрифуга |
Рассмотрим случай распределения предприятием косвенных затрат (таблица 4) пропорционально зарплате основных производственных рабочих (ОПР).
Таблица
4
База распределения -- зарплата ОПР
Показатели производственной деятельности | Продукт
1 |
Продукт
2 |
Продукт 3 | Продукт
4 |
Итого |
Объем реализации, шт. | 1800 | 3600 | 1600 | 3000 | 10 000 |
10 800 | 16 200 | 13 280 | 10 500 | 50 780 | |
Прямые затраты, в т. ч.: | 4517 | 10 835 | 6608 | 6690 | 28 650 |
сырье и материалы | 2839 | 10267 | 4349 | 6045 | 23500 |
зарплата ОПР | 1678
(32,6 %) |
568
(11%) |
2259
(43,8%) |
645 (12,6%) | 5150 |
Косвенные затраты , в т. ч. | 5200 | 1760 | 7000 | 2000 | 15 960 |
общецеховые | 2822 | 955 | 3798 | 1085 | 8660 |
общезаводские | 2378 | 805 | 3202 | 915 | 7300 |
Прибыль | 1083 | 3605 | -328 | 1810 | 6170 |
Рентабельность продаж, % | 10,03 | 22,25 | -2,47 | 17,24 | 12,0 |
Из таблицы видим, что наиболее выгодным является продукт № 2, а продукт № 3 следует снять с производства. Теперь рассмотрим случай использования в качестве базы распределения прямых материальных затрат (таблица 5).
Таблица
5
База распределения - прямые материальные затраты
Показатели производственной деятельности | Продукт
1 |
Продукт
2 |
Продукт
3 |
Продукт
4 |
Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объем реализации, шт. | 1800 | 3600 | 1600 | 3000 | 10000 |
Сумма реализации, тыс. руб. | 10800 | 16200 | 13280 | 10500 | 50780 |
Прямые затраты, в т. ч.: | 4517 | 10835 | 6608 | 6690 | 28650 |
сырье и материалы | 2839 (12,1%) | 10267 (43,7%) | 4349 (18,5%) | 6045
(25,7) |
23500 |
зарплата ОПР | 1678 | 568 | 2259 | 645 | 5150 |
Косвенные затраты, в т. ч. | 1931 | 6974 | 2953 | 4102 | 15960 |
общецеховые | 1048 | 3784 | 1602 | 2226 | 8660 |
общезаводские | 883 | 3190 | 1351 | 1876 | 7300 |
Прибыль | 4352 | -1609 | 3719 | -292 | 6170 |
Рентабельность
продаж (при
базе распределения – з/п ОПР), % |
40,3 | -9,93 | 28,00 | -2,78 | 12,0 |
Рентабельность продаж (при базе распределения– прямые материальные затраты), % | 10,03 | 22,25 | -2,47 | 17,24 | 12,0 |
Продукт № 3 при втором варианте распределения косвенных затрат перешел из убыточного в разряд прибыльных. Из приведенных расчетов видно, что рентабельность продуктов изменяется в зависимости от базы распределения, а это не позволяет принимать верные стратегические решения. Решение 1. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прекращение производства неприбыльного сегмента. Данный метод основан на определении степени выгодности отдельных видов продукции по отношению суммы маржинального дохода (цена минус переменные затраты) к выручке (в процентах). Вид продукции с наибольшим значением этого отношения является наиболее выгодным. Метод также включает анализ последствий прекращения деятельности неприбыльного сегмента. Необходимо учитывать эффект изменения прибыли при принятии такого решения.
Эффект достигнут за счет принятия верных управленческих решений на основе маржинального метода учета затрат по следующим вопросам:
-
оптимизации ассортимента
-
экономическому обоснованию
-
обоснованию возможности
- принятию верных решений по капитальным вложениям.
Система
"директ-костинг" основана на учете
и калькулировании неполной, ограниченной
себестоимости. В данном случае себестоимость
включает затраты прямые или переменные,
то есть зависящие от изменений объема
производства. Она калькулируется на основе
производственных расходов, связанных
с выпуском данной продукции (выполнением
работ, оказанием услуг), даже если они
в отдельных случаях носят косвенный характер.
Несмотря на различную полноту включения
в себестоимость разных видов расходов,
общим в данном случае является то, что
другие виды затрат, которые также по своей
экономической природе составляют часть
текущих издержек (но являются не переменными,
а постоянными расходами), не включаются
в себестоимость, а возмещаются единой
суммой из выручки (или валовой прибыли).
В этом основная отличительная особенность
системы учета неполной себестоимости
(система учета переменных затрат, или
"директ-костинг"). Разница между
выручкой от продажи и неполной себестоимостью,
исчисленной по системе "директ-костинг",
образует маржинальный доход.
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Возможности применения директ-костинга
на российских
предприятиях
Директ-костинг - зарубежная система управленческого учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до последнего времени была распространена система учета и калькулирования полной себестоимости, директ-костинг практически не применялся. В условиях централизованно планируемой экономики в нем не было необходимости.
Система директ-костинга должна внедряться с учетом особенностей и традиций учетно-аналитической работы в той или иной стране. Хорошие условия для этого создает действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г за № 94н. Он предусматривает возможность использования элементов директ-костинга или всей его системы, по крайней мере, в трех вариантах.
Первый,
принципиально новый для
Такой подход в принципе реализует одну из основных идей директ-костинга: разделение общих затрат по признаку их связи с производством и его обслуживанием и калькулирование на этой основе неполной, ограниченной, в основном переменной себестоимости продукции, работ, услуг. Разрешением применять этот вариант учета затрат и результатов деятельности предприятиям был дан «зеленый свет» к использованию элементов директ-костинга на практике.
Другим важным методом, позволяющим контролировать издержки производства с использованием принципов директ-костинга, является введение в план счетов бухгалтерского учета счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета отражается фактическая производственная (фабрично-заводская) себестоимость выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг. При этом кредитуют счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Разница между дебетовым и кредитовым оборотом счета 40 может быть выявлена на первое число каждого месяца. Она представляет собой отклонение фактических затрат на изготовление продукции от заданных по плану или нормативу. Экономия, означающая превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи». Перерасход списывается со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» дополнительной записью. По итогу за месяц, квартал или год счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» сальдо не имеет и потому в балансе не отражается.
В конце отчетного периода после определения объема незавершенного производства исчисляется фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции или выполненных работ, услуг.
Таким образом, и по дебету, и по кредиту счета 40 фиксируется один и тот же объем продукции, работ, услуг, но в разной оценке: на дебете -- по фактической себестоимости, на кредите -- по нормативной (плановой) себестоимости. Отклонения фактической себестоимости от нормативной выявляются сопоставлением дебетового и кредитового оборотов в целом по счету. При использовании специального счета «Выпуск продукции (работ, услуг)» реализуется нормативный принцип директ-костинга и обязательность отражения только производственной себестоимости. В условиях дйрект-коста она должна учитываться без постоянной части накладных расходов.
При организации учета затрат и результатов по этому варианту по данным счета 90 «Продажи» получаем информацию в рублях.
Учета
затрат и результатов представляет
собой интегрированную систему
организации финансового и