Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг» на примере ООО «Модус»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить методы деления затрат на переменные и постоянные и использование этих знаний для эффективного управления организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить преимущества и недостатки системы «директ-костинг»;
• изучить эффективность использования системы «директ-костинг» в ООО «Модус»;
• предложить рекомендации по совершенствованию управленческого учета в ООО «Модус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАТРАТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность затрат предприятия и их классификация 5
1.2. Организация учета затрат по системе «директ-костинг» 11
1.3. Преимущества и недостатки системы калькулирования
неполной себестоимости 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ
«ДИРЕКТ - КОСТИНГ» НА ПРИМЕРЕ ООО «Модус» 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
3.1. Использование метода директ-костинг в ООО «Модус» 16
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 21
3.1. Возможности применения директ-костинга
на российских предприятиях 21
3.2. Рекомендации по совершенствованию управленческого
учета в ООО «Модус» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

курсовая по БУУ.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

 

     В управленческом учете важное значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства. Процесс управления предприятием невозможен без четкой его организации. В процессе организации формируются структуры управления, места и сферы возникновения затрат, а также ответственные за их осуществление и поведение лица. По местам возникновения затраты группируются и учитываются в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т.е. по центрам ответственности. С вышеприведенной классификацией тесно связана группировка затрат в зависимости от сфер и функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, технологические, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие. Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе сфер и функций деятельности предприятия, и только потом -- по объектам калькуляции. Функциональный учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами затрат, обеспечивает более точное предоставление информации о произведенных затратах. Это помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, ценах, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

     Знать динамику затрат полезно для «достижения  гибкости бюджета», что позволит составлять бюджет для любого уровня объема производства. Запланированные в бюджете затраты = постоянные затраты + (объем x переменные затраты на единицу продукции)

     Таким образом, бюджет зависит от конкретного  объема производства.

     На  практике в целях повышения объективности  разделения затрат на постоянные и  переменные применяется ряд методов:

     метод высшей и низшей точки объема производства за период;

     метод статистического построения сметного уравнения;

     графический метод и др. 

     
    1. Организация учета затрат по системе  «директ-костинг»
 

     Рыночные  процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебание объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на колебании себестоимости изделий, а значит, и на их прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства.

     Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) - разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделий или реализованной продукции в целом - и дает система «директ-костинг».

     Главный принцип, заложенный в основу системы «директ-костинг» - раздельный учет переменных и постоянных затрат и признание постоянных затрат убытками отчетного периода.

     К основным характеристикам системы «директ-костинг», раскрывающим данный принцип, следует отнести использование деления затрат на постоянные и переменные для калькулирования себестоимости продуктов, оценки запасов и расчета результатов деятельности.

     Переменные  затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства.

     Однако  большинство затрат относится к  полупеременным (смешанным), некоторые  из них в большей степени, другие - в меньшей зависят от объема производства, и между этими затратами  и объемами производства существует корреляционная зависимость, проявляющаяся слабо.

     При этом более четко выявляется рентабельность изделий, так как разница между  продажными ценами и ограниченной себестоимостью четко видна в результате списания постоянных расходов на себестоимость  изделий и обеспечивается возможность  переориентации производства на более рентабельные изделия.

     Маржинальная  прибыль (маржинальный доход, маржинальное покрытие, сумма покрытия) - превышение выручки от реализации над величиной  переменных затрат. Показывает способность  предприятия генерировать достаточные доходы для покрытия постоянных расходов и получения прибыли.

     Оценка  запасов готовой продукции и  незавершенного производства по переменным затратам позволяет избежать капитализации  постоянных расходов в запасах, что  подчеркивает «рыночную» сущность системы «директ-костинг», ее нацеленность на производство ради реализации.

     Можно выделить несколько разновидностей системы «директ-костинг»:

     классический  «директ-костинг» - калькулирование  по прямым (основным) затратам, которые  в то же время являются переменными;

     система учета переменных затрат - калькулирование  по переменным затратам, в которые  входят прямые расходы и переменные косвенные расходы;

     система учета затрат в зависимости от использования производственных мощностей - калькуляция всех переменных расходов и части постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.

     Существует  и разновидность системы «директ-костинг», когда себестоимость калькулируется на основе только производственных расходов, связанных с изготовлением продукции, даже если они носят косвенный характер. Общим для всех разновидностей является то, что калькулируется не полная, а частичная себестоимость. По частичной себестоимости оценивают незавершенное производство и готовую продукцию в балансе, а постоянные расходы списывают на счет прибылей и убытков. 

     1.3. Преимущества и  недостатки системы  калькулирования

     неполной  себестоимости 

     К преимуществам системы «директ-костинг» относятся:

  1. простота и объективность калькулирования частичной себестоимости, так как отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат;
  2. возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий;
  3. возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск;
  4. информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема;
  5. возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;
  6. принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.

     Общие недостатки системы «директ-костинг»:

  1. трудности в разделении затрат на постоянные и переменные. Значительная часть смешанных расходов может быть квалифицирована по-разному, например в зависимости от применяемого метода деления затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на результатах;
  2. необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия;
  3. наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности.

     Итак, «директ-костинг» - система управленческого  учета, базирующаяся на категории переменных (либо частичных) затрат. Эта система  не лишена недостатков, но имеет и некоторые преимущества по сравнению с системой полного учета и распределения затрат. Выбор одной из них зависит, прежде всего, от практической пользы применения той или иной системы. 
 
 
 

 

      ГЛАВА 2. ООО «МОДУС» - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

     СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 

     2.1. Краткая характеристика организации 

     ООО «Модус» учреждено в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 05.06.1992г. Основной деятельностью общества с ограниченной ответственностью «Модус» является производство прочих изделий из стекла. Фирменное наименование общества: ООО «Модус». Место нахождения общества: РФ, 440052, город Сочи, ул. Туапсинская, 7 А/В. Согласно Устава уставный капитал общества составляет 212000 (двести двенадцать тысяч) рублей.

                                                

     В 2009 году произошло сокращение численности работников на 400 человек по сравнению с 2007 годом. Рост активов предприятия произошел вследствие увеличения внеоборотных активов на 687 тыс.руб., и оборотных активов на 63246 тыс.руб. Наращивание активов произошло преимущественно за счет заемных источников (+9810 тыс.руб.), поскольку собственные средства предприятия в 2009 году уменьшились на 57153 тыс.руб. Рост прибыли в 2009 году на 32763 тыс.руб. по сравнению с 2007 годом обусловлен ростом реализуемой продукции (+155891 тыс.руб.) и соответственно увеличением рентабельности продаж.

     Использование метода директ-костинг в ООО «Модус».

     Действенным рычагом увеличения прибыльности в  управлении себестоимостью продукции  ООО «Модус» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения.

     Применяя  систему "директ-костинг", систему  учета сумм покрытия или маржинального  дохода, можно оперативно вскрывать  взаимосвязь между объемом производства, затратами (себестоимостью), выручкой, прибылью, маржинальным доходом. Эту взаимосвязь можно отслеживать и графическим путем, и аналитическим. При графическом анализе строится так называемый график точки критического объема производства, такого его объема, при котором выручка от продажи продукции равна ее полной себестоимости.

     Для обеспечения необходимых аналитических  расчетов ведут раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом  маржинального дохода по видам продукции. 

    2.2. Использование метода  директ-костинг в  ООО «Модус» 

     Действенным рычагом увеличения прибыльности в  управлении себестоимостью продукции ООО «Модус» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения. Однако оптимальной базы распределения не существует, что можно показать на следующем примере.

Информация о работе Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг» на примере ООО «Модус»