Особенности учета затрат и калькулирование себестоимости авиаперевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным механизмам хозяйствования оказывает существенное воздействие на динамику развития всех сфер экономики, в том числе и на рынок услуг, который играет значительную роль в обеспечении производственных потребностей всех отраслей народного хозяйства и личного потребления. Одним из основных отраслей сферы услуг является транспорт, в котором особое место принадлежит авиатранспорту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости………………………………………………………………………5
Общие положения и определения……………………………………………5
Виды и классификация затрат на производство
авиа услуги…………………………………………..………………………...7
Задачи учета затрат на оказание авиауслуги……………………………….9
Нормативно - правовая база………………………………………………….10
Методика учета затрат и калькулирование себестоимости авиа услуги…..….12
Организация учета затрат на оказание авиауслуги………………………..12
Методы учета затрат на оказание авиауслуги: системы директ- и стандарт кост……………………………………………………………………………14
Характеристика синтетических и аналитических счетов…………………18
Особенности учета затрат на авиа услуги в российских авиакомпаниях…………………………………………………………………....19
Современное состояние российского рынка авиаперевозок……………..19
Проблемы отрасли и причины их возникновения…………………………22
Учет затрат на услугу авиа перевозки……………………………………..24
Основные тенденции и прогнозы изменения цен на авиауслуги…………27
Заключение…………………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая редактированная.docx

— 109.67 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ И ЭКОНОМИКИ 

Кафедра «Экономика и международный бизнес горно-металлургического комплекса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

«Особенности учета затрат и калькулирование себестоимости авиаперевозок» 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель                                     Н. Н. Данилова

                     подпись, дата       инициалы, фамилия 

Студент _____________ _____________                     _Д. В. Клеменкова

                        код (номер) группы                подпись, дата        инициалы, фамилия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011 

Содержание 

      Введение………………………………………………………………………………3

  1. Теоретические аспекты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости………………………………………………………………………5
    1. Общие положения и определения……………………………………………5
    2. Виды и классификация затрат на производство

        авиа услуги…………………………………………..………………………...7

    1. Задачи учета затрат на оказание авиауслуги……………………………….9
    2. Нормативно - правовая база………………………………………………….10
  1. Методика учета затрат и калькулирование себестоимости авиа услуги…..….12
    1. Организация учета затрат на оказание авиауслуги………………………..12
    2. Методы учета затрат на оказание авиауслуги: системы директ- и стандарт кост……………………………………………………………………………14
    3. Характеристика синтетических и аналитических счетов…………………18
  2. Особенности учета затрат на авиа услуги в российских авиакомпаниях…………………………………………………………………....19
    1. Современное состояние российского рынка авиаперевозок……………..19
    2. Проблемы отрасли и причины их возникновения…………………………22
    3. Учет затрат на услугу авиа перевозки……………………………………..24
    4. Основные тенденции и прогнозы изменения цен на авиауслуги…………27

     Заключение…………………………………………………………………………..28

     Список использованных источников………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Переход к рыночным механизмам хозяйствования оказывает существенное воздействие на динамику развития всех сфер экономики, в том числе и на рынок услуг, который играет значительную роль в обеспечении производственных потребностей всех отраслей народного хозяйства и личного потребления. Одним из основных отраслей сферы услуг является транспорт, в котором особое место принадлежит авиатранспорту.

     Переход к рыночным условиям хозяйствования для рынка авиаперевозок, к сожалению, во многом имел негативные последствия. Распад единой авиакомпании «Аэрофлот», которая не только осуществляла авиаперевозки, но и владела всей сетью аэропортов, привел к созданию большого количества мелких авиакомпаний и независимых  аэропортов. Параллельно с процессами, происходящими в экономике страны, отрасль пережила приватизацию, акционирование, ликвидацию некоторых авиакомпаний и создание новых. Авиакомпании и  аэропорты получили полную хозяйственную  самостоятельность, которая вопреки  ожиданиям, не привела к росту пассажиро- и грузоперевозок, а только усугубило ситуацию: авиакомпании были поставлены в условия, при которых основной задачей было выживание на рынке авиауслуг.

     Росту пассажирских перевозок способствовала переориентация большинства авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки, на выполнение международных рейсов. Появились ряд авиакомпаний, которые выполняют только международные рейсы. Положительной динамике в отрасли способствовало и укрупнение авиакомпаний, которое происходило за счет слияния более мелких и менее эффективно действующих предприятий. По состоянию на 16.02.2004 в Российской Федерации зарегистрировано уже 210 авиакомпаний, что почти в два раза меньше, чем в 1995 г.

       Положительные сдвиги в экономике  отрасли предоставили авиакомпаниям  возможность выбора новых стратегических  задач, связанных с обновлением  самолето-моторного и вертолетного парка, повышением качества услуг, освоением новых маршрутов и т.п. При этом стало понятно, что для успешной работы авиакомпаниям необходимо решить, в первую очередь, свои внутренние проблемы.

     Попытки решения внутрихозяйственных проблем  привели к пониманию необходимости  переосмысления методических подходов в управлении  авиакомпаниями, в первую очередь в управлении их затратами. К бухгалтерскому учету стали предъявляется новые требования по обеспечению менеджмента оперативной информации об уровне и поведении затрат, которую, в рамках традиционной системы бухгалтерского учета, заложенной во времена плановой экономики, не всегда можно получить в необходимых объемах и в требуемые сроки.

     В то же время эффективная деятельность авиакомпаний в решающей степени  зависит от экономической обоснованности и целесообразности производимых затрат, что требует непрерывного их контроля. Приоритетными задачами авиакомпаний стали поиск оптимального соотношения  величины эксплуатационных расходов и  полученных доходов, позволяющего не только получить достаточную прибыль, но и создать запас прочности для формирования конкурентноспособных позиций на рынке авиауслуг.

     Поэтому целью нашей курсовой работы будет  именно формирование калькуляциии себестоимости авиауслуги, а также поиск резервов для ее снижения на основании знаний, полученных из курса бухгалтерского учета.

          Исходя из цели, задачи данной работы будут следующие:

                 -  осветить теоретические аспекты и особенности учета затрат на авиауслугу;

                -      постатейно рассмотреть калькуляцию себестоимости авиаперевозки;

                -    выявить основные тенденции развития отрасли;

                -      а также сделать  прогноз цен на авиаперевозки в ближайшем будущем. 

 

     1 Теоретические аспекты учета затрат на производство и    калькулирование себестоимости 

          1.1 Общие положения и определения 

     Процесс производства - основополагающий в  хозяйственной деятельности организации. По его характеру обычно определяются виды основной деятельности, содержание товарного знака и знаков обслуживания, название организации. Кроме того, уставный капитал формируется под условия, дающие возможность осуществлять процесс производства. Под влиянием этого процесса постоянно находится финансовый результат от хозяйственной деятельности организации - прибыль или убытки.

     Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, который сплошь, непрерывно, взаимосвязано отражает любые хозяйственные операции, подтвержденные документами, обеспечивая достоверность, своевременность и суммарную точность информации.

     Определение величины затрат на единицу продукции  называется калькулированием, а документ в котором обобщена эта информация калькуляцией.

     Величина  затрат значительно влияет на величину финансового результата организации  и на уровень цен, поэтому в  бухгалтерском учете строго регламентированы правила признания и учета  затрат. Критерием признания определены: ПБУ 10/99 «Учет расходов», методика учета Планом счетов.

     Себестоимость проданной продукции, работ, услуг  формируется на базе расходов по обычным  видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды.

     Определение расходов от обычных видов деятельности и порядок их признания изложен в положении по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Учет расходов».

     Состав  расходов, принимаемых в целях  налогообложения организации, до 2002 г. определен в постановлении Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (с изменениями и дополнениями), с 2002 г. - в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

     В себестоимость продукции, работ, услуг  организации включают расходы, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых и финансовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и реализацию.

     В себестоимость включают полную сумму  таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные сверх нормы.

     Кроме того, в себестоимость продукции  включаются потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам.

     Формированию  бухгалтерской информации о затратах, их классификации, составу и видам производств, выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг должен предшествовать процесс разработки организацией бизнес-плана. В нем должны быть указаны показатели, включая состав себестоимости продукции, расчет продажных цен, прибыли и т.д., которые расшифровываются в разрезе, необходимом для бухгалтерского синтетического и аналитического учета (управленческого) и финансового - для отчетности. Исходя из показателей бизнес-плана, бухгалтерия формирует и разрабатывает учетную политику организации, обязательную к применению при учете процесса производства.

     Организация учета затрат на производство продукции  основана на следующих принципах:

     - неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирования себестоимости произведенной продукции в течение года;

     - полнота отражения в учете всех хозяйственных операций;

     - правильное отнесение расходов и доходов и расходов к отчетным периодам;

     - регламентация состава себестоимости продукции.

     Одно  из основных условий получения достоверной  информации о себестоимости продукции  четкое определение состава производственных затрат.

     В нашей стране состав себестоимости  продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и конкретизированы в Положении о составе затрат с изменениями и дополнениями, внесенными в это Положение, четко определившими издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (прибыли организации, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.).

 

    1.   Виды и классификация затрат на производство авиа услуги

           В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство товаров и услуг осуществляется в нескольких разрезах. Основой для определения тарифов авиакомпании является себестоимость авиаперевозок.

                              Структура себестоимости авиаперевозок

     1. Прямые переменные затраты на  рейс

     1.1 расходы, связанные с перевозкой  пассажиров (грузов):

  • Питание пассажиров на борту ВС (расходы рассчитываются на основе утвержденного прейскуранта цен по рациону питания по каждому классу перевозимых пассажиров по типам ВС);
  • бортпосуда;
  • сервис на борту (пледы, подушки, санитарно – гигиенические принадлежности и т. п.);
  • обслуживание пассажиров в аэропорту вылета/посадки (сбор за пользование аэровокзалом, обслуживание пассажиров в аэропорту сбор за досмотр  пассажиров в аэропорту по маршруту следования на основе утвержденных ICAO ставок и сборов);
  • страхование пассажиров и груза (установленные страховым обществом годовые суммы платежей по каждому типу ВС  равномерно распределяются по периодам и на рейс через объем тонно-километров);
  • обработка груза;
  • расходы по бронированию;
  • прочие расходы (расходы на сувенирно-печатную и рекламную продукцию на борту ВС и т. д.).

Информация о работе Особенности учета затрат и калькулирование себестоимости авиаперевозок