Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование организации бухгалтерского учета, средств бюджетного финансирования и расходов в бюджетном учреждении.
Объектом исследования курсовой работы является Житковичская центральная районная больница.
Задачами написания курсовой работы являются:
рассмотреть основы построения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
исследовать организацию учета средств бюджетного финансирования и расходов в Житковичской центральной районной больнице.

Работа содержит 1 файл

Введение и 1 глава.docx

— 104.35 Кб (Скачать)

    Таким образом, на Житковичскую ЦРБ возложены  задачи, перечисленные выше. Для  решения поставленных задач работники  ЦРБ выполняют ряд функций, в процессе чего руководствуются Положением учреждения, приказами и постановлениями Министерства здравоохранения, должностными инструкциями, разрабатываемыми каждым структурным подразделением Житковичской ЦРБ. 

      1.3 План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях,   его структура и содержание 

    Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» по Плану счетов, утвержденному постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 22.10.2010 г.№50. Данным приказом утвержден лишь перечень счетов и субсчетов. Полной инструкцией по применению плана счетов не имеется, а утверждены нормативные акты по отдельным разделам учета.

    На  основании Плана счетов учреждение утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов. Оно выбирает те счета, которые ему необходимы. Порядок ведения аналитического учета устанавливается исходя из нормативных актов по отдельным разделам учета.

    Счета являются одним из основных и наиболее характерных элементов метода бухгалтерского учета, главным источником информации в бухгалтерском учете. Они позволяют осуществлять систематизированную группировку необходимой для управления информации, всесторонне характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций. От способа группировки учетной информации на счетах зависит возможность ее обобщения на отраслевом и народнохозяйственном уровне, сопоставимость и достоверность такой информации.

    Рассмотрим  структуру и содержание действующего Плана счетов для бюджетных учреждений. В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых  на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов. В соответствии с этим в Плане счетов выделяют 12 разделов, которые представлены на рисунке 1.4.

    В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных в определенную группу хозяйственных средств.

    Синтетическим счетам присвоены цифровые двузначные коды, построенные порядковым способом. Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не использованы и являются резервными.

    Для повышения аналитических возможностей учетной информации аналитические счета первого порядка подразделяются на синтетические счета второго порядка. Их называют субсчетами. Код субсчета трехзначный и состоит из кода счета первого порядка и порядкового номера (начиная с нуля) в пределах одного синтетического счета первого порядка. Планом счетов предусмотрено 109 субсчетов.

    В учетной практике бюджетных организаций  для записей финансово-хозяйственных  операций в текущем учете, последующего обобщения учетных данных и при  составлении отчетности пользуются субсчетами и лишь в некоторых случаях информация обобщается на синтетических счетах первого порядка.

    В Плане счетов объединены счета для  учета исполнения смет расходов, финансируемых  из бюджета, и счета для учета  внебюджетных средств и источников их формирования.

    Отдельные счета могут применяться для  учета как бюджетных, так и  внебюджетных средств. 

       

     

     

       

       

     

       

       

     

       

       
 

       

       

     

       

     

       

     

Рисунок 1.4 - План счетов для бюджетных учреждений

    Большинство счетов предназначено для текущего бухгалтерского учета в бюджетных  учреждениях различных отраслей непроизводственной сферы.

    В План счетов включены и такие счета, применение которых вызвано особенностями основной деятельности или финансирования отдельных групп организаций.

    В связи с необходимостью раздельного  учета операций, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников, рекомендуется каждому субсчету, предусмотренному в рабочем плане счетов, присваивать отличительный признак в виде номера (по бюджетным средствам-1, по предпринимательской деятельности-2, по целевым средствам и безвозмездным поступлениям-3).

    В самостоятельную группу в Плане  счетов выделены забалансовые счета. Они  предназначены для учета хозяйственных  средств и расчетов, которые исключены из оборота учреждения и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля. Забалансовые счета представлены на рисунке 1.5. 

       

       

       
 

       
 

       
 
 

       
 

       
 

       
 

     Рисунок 1.5- Забалансовые счета  для бюджетных  учреждений 

     На  забалансовых счетах хозяйственные  операции отражаются без применения двойной записи, т.е. учет на них ведется по простой системе. Все забалансовые счета активные. Дебетовый остаток по ним показывает наличие на определенную дату материальных ценностей или дебиторской задолженности.

    На  основании вышеизложенного можно сделать вывод, что каждое учреждение имеет свой соответствующий план счетов. Специфика данных счетов зависит от экономического содержания учитываемых  на них хозяйственных средств и особенностей хозяйственных процессов.

    Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в республике функционирует огромное количество бюджетных учреждений. Многие учреждения наряду с финансированием из бюджета получают средства из внебюджетных источников, в частности, от осуществления предпринимательской деятельности. Цель создания данных учреждений – осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера.

    Объектами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются: материальные ценности (основные средства, отдельные предметы в составе оборотных средств, материалы, продукты питания и др.), приобретаемые за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников; денежные средства на счетах в банке и в кассе; расходы по исполнению смет расходов по бюджету и смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, финансирование из бюджета и другие источники средств; расчеты.

    Основной  статьей имущества бюджетных  учреждений являются расходы, производимые за счет бюджетного финансирования и  внебюджетных источников, которые в свою очередь подразделяются на кассовые и фактические расходы.

    Бухгалтерский учет в бюджетных организациях ставит перед собой такие задачи: обеспечение  сохранности материальных ценностей  и контроль за их наличием, обеспечение своевременного и правильного ведения расчетов, предоставление отчетности в вышестоящие органы в соответствующие сроки и др.

    Имущество бюджетных организаций является республиканской или коммунальной собственностью.

    Ведение бухгалтерского учета в бюджетных  учреждениях осуществляется по плану счетов который содержит полный перечень синтетических и аналитических счетов.

    Для эффективного управления бюджетными учреждениями и рационального использования средств, выделяемых на их содержание из бюджетных и внебюджетных источников, необходима правильная организация бухгалтерского учета в соответствии со спецификой деятельности данных учреждений. Деятельность бюджетных учреждений в нашей стране законодательно урегулирована.

    Бюджетные учреждения в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности руководствуются Гражданским кодексом, Налоговым кодексом Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Кодексом об административных правонарушениях.

    Основными и наиболее важными объектами  бухгалтерского учета являются расходы и бюджетное финансирование. Такому понятию как бюджетное финансирование уделялось и продолжает уделяться огромное внимание. И это не случайно, так как бюджетное финансирование – основа функционирования бюджетных учреждений, которые, в свою очередь, являются важнейшими субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             2 КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА      

                ЖИТКОВИЧСКОЙ ЦРБ 

    Учреждение  «Житковичское территориальное  медицинское учреждение»  зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного  комитета от 17.01.2001г.№28 с изменениями и дополнениями от 15.02.2006г. №124 и занесено в Единый государственный регистр юридических лиц за № 400043985.Учредителем является Республика Беларусь в лице Министерства здравоохранения. Учреждение здравоохранения переименовано на русском языке на Учреждение здравоохранения «Житковичская центральная районная больница», на белорусском языке Установа аховы здароуя «Жыткавiцкая цэнтральная раенная бальнiца».

    Житковичская  ЦРБ действует на основе законодательства Республики Беларусь, нормативных актов Министерства здравоохранения и настоящего Устава, зарегистрированного Гомельским областным исполнительным комитетом от 15.02.2006 г.№400043985.

    Данное  Учреждение имеет статус юридического лица, является государственной организацией, несет самостоятельную ответственность и может осуществлять личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, осуществлять диагностическую, консультативную и лечебную помощь жителям района. Учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печатным изображением Государственного герба Республики Беларусь и по своим наименованием, иные печати и штампы.  Имущество Учреждения является собственностью Республики Беларусь.

    В состав Учреждения входят следующие подразделения (приложение А).

    Предмет деятельности Учреждения представлен  на рисунке 2.2.

    В своей деятельности учреждение руководствуется  Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321 -ХП «О бухгалтерском учете и отчетности»  (в ред. Закона РБ от 26.12.2008 №302-3), учетной политикой организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной главным врачом Житковичской ЦРБ (приложение Б ), рабочим планом счетов бухгалтерского учета (приложение В), разработанным на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.1999 № 354, иными актами законодательства.

    В учреждении работает 823 сотрудника, которые  оказывают услуги, перечисленные в лицензии (приложение Г). Структуру управления Житковичской ЦРБ выглядит следующим образом (приложение Д).

      Бухгалтерский учет в Житковичской ЦРБ ведется бухгалтерией с применением правил двойной записи и системы счетов, предусмотренной рабочим планом счетов. Обязанности между работниками бухгалтерии распределены согласно утвержденным должностным инструкциям. 

       

       

       
 
 

       

       
 

       
 

       

       
 
 

        

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях