Особенности налогообложения банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 05:13, контрольная работа

Описание работы

Актуальность вопросов налогообложения банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совер-шенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогово-го кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как та-ковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство. Однако возникает большое количе-ство вопросов в связи с тем, на какие именно банки может опираться государ-ственный и частный секторы экономики. В настоящее время мы являемся оче-видцами процесса трансформации некоторых крупных банков в банки-банкроты, появления на рынке банковских услуг новых крупных банков, вы-растающих из числа средних банков, прекращения деятельности целого ряда средних и мелких банков, особенно в регионах. Современная банковская сис-тема оказалась системой неустойчивой, а целый ряд ее основных элементов – неэффективными с точки зрения управления и достижения финансовых резуль-татов. Государство не смогло найти в банковской системе достойной опоры ни в вопросах собираемости налогов непосредственно от банковской деятельно-сти, ни в вопросах обеспечения банками своевременных налоговых перечисле-ний предприятий-клиентов в бюджеты различных уровней. Частное решение вопроса о погашении задолженности перед бюджетом вследствие нарушения платежной системы страны было найдено при проведении Банком России спе-циальных мер по “расшивке неплатежей”. Но это лишь частичное решение во-проса. Первый десятилетний опыт развития банковской системы страны свиде-тельствует о необходимости ее реструктуризации.

Содержание

Содержание

Введение
1. Особенности налогообложения банков
2. Задача 1
3. Задача 2
4. Задача 3
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

бу банки.doc

— 991.00 Кб (Скачать)

       Налог исчисляется за каждый прошедший  месяц нарастающим итогом. Декларации подаются ежемесячно не позднее 28 числа  следующего месяца. В эти же сроки  необходимо заплатить налоги за прошедший  месяц.

       Ежемесячные авансовые платежи, исходя из прибыли за прошлый квартал уплачивают все организации, не попадающие в перечень, не относящиеся к первому способу и не принявшие решения уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из полученной прибыли за прошлый меся, то есть не перешедшие по своему желанию на третий способ.

       Причем  порядок расчета этого платежа  зависит от того, в каком квартале происходит его исчисление:

       в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.

       во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал

       в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала).

       в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия)

         Ежемесячный авансовый платеж необходимо вносить не позднее 28 числа каждого месяца.

       Декларация  подается не позже 28 дней со дня окончания  квартала.  

       Ежемесячные авансовые платежи, исходя из прибыли  за предыдущий месяц, уплачивают банки, принявшие решение воспользоваться правом перехода на данный способ уплаты налога. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

       При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

       Особенности исчисления НДС банками

       Налог на добавленную стоимость уплачивается банками на основании главы 21 Налогового Кодекса РФ. НДС уплачивают коммерческие банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие обороты и операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость.

       Объектом  налогообложения признаются следующие операции банка: приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; депозитарные услуги; ведение реестра владельцев именных ценных бумаг на основе заключенных договоров; внесение в реестр записей о переходе прав собственности; предоставление клиентам информации о движении ценных бумаг; проведение по заявлениям клиентов экспертизы по определению подлинности и платежеспособности ценных бумаг с выдачей акта экспертизы; выполнение функций агента валютного контроля; оформление операций по переуступке по кредитным соглашениям; купля-продажа ценных бумаг по поручению клиента за его счет; хранение ценных бумаг, тратт, векселей; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; консультационные, информационные услуги; услуги по повышению квалификации и подготовке кадров (в части дохода, полученного банком в виде возмещения сотрудниками оплаченных Банком услуг образовательных организаций по поручению этих сотрудников); услуги по инкассации, транспортировке наличных денег и других ценностей; услуги по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу; купля-продажа валюты по форвардным и фьючерсным контрактам по поручению клиента за его счет; суммы, полученные от сотрудников в качестве возмещения за телефонные разговоры, осуществленные в личных целях данными сотрудниками; иные услуги, оказываемые банку, но фактически потребленные физическими лицами и в последующем возмещаемые данными лицами; получение банком от юридических лиц сумм в виде возмещения расходов, произведенных банком по хозяйственным операциям; получение банком сумм в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на имущество, оказанные услуги по операциям, которые являются объектом налогообложения. При этом суммы санкций, полученные по операциям, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), не являются объектом налогообложения.

       Операции, освобождаемые от налогообложения 

       1. Привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады.

       2. Размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет.

       3. Открытие и ведение банковских  счетов, в том числе валютных, юридических и физических лиц.

       4. Осуществление расчетов по поручению  физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их - аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей).

       5. Осуществление расчетов платежными  поручениями, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными; расчеты по системе электронной связи.

       6. Кассовое обслуживание физических  и юридических лиц.

       7. Купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты). При этом купля-продажа валюты по форвардным и фьючерсным контрактам по поручению клиента за его счет подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

       8. Осуществление операций с драгоценными  металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       9. Выдача банковских гарантий.

       10. Осуществление переводов денежных  средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

       11. Возмещение клиентами в размере  расходов банка на почтово-телеграфные услуги, связанные с осуществлением операций по счету клиента. В случае взимания с клиентов платы в сумме, превышающей расходы банка, указанное превышение подлежит налогообложению.

       12. Выдача поручительств за третьих  лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме.

       13. Оказание услуг, связанных с  установкой и эксплуатацией системы  «клиент – банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.

       14. Реализация (а также передача) от своего имени и за свой счет на территории РФ ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (ст. 149 п. 2 п.п. 12).

       15. Реализация (а также передача) на  территории РФ монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.

       16. Оказание на территории РФ  услуг (передача имущества, за  исключением подакцизных товаров) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 149 п.Зп.п.12).

       Под благотворительной деятельностью  понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

       17. Постановка на баланс программного  обеспечения, разработанного собственными силами банка и используемого в банковских целях.

       18. Не подлежат налогообложению:  суммы страхового возмещения, полученные в качестве страхователя при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, за исключением страхового возмещения, полученного при страховании предпринимательского риска (риска несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг), несвоевременной отгрузки товаров, выполнения работ (оказания услуг); средства, полученные в качестве страхователя из резерва предупредительных мероприятий, на основе договора, заключенного между страховщиком и Банком, если их получение не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

       При определении налоговой базы учитываются  все доходы , связанные с расчетами по оплате оказанных услуг (реализации имущества), которые получены в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

       При указании налоговой базы в налоговой  декларации доходы банка в иностранной  валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации соответственно на дату оказания услуг (реализации имущества).

       Налоговая база при оказании банком услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная  исходя из Тарифов, установленных Тарифом  комиссионного вознаграждения, и цен, определенных отдельными договорами (соглашениями), и без включения в них налога на добавленную стоимость (НДС) и налога с продаж.

       При оказании услуг (реализации имущества) по товарообменным (бартерным) операциям, оказании услуг (реализации имущества) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении банком обеспеченного залогом обязательства налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых сторонами сделки, и без включения в них НДС.

       Налоговый период устанавливается как квартал.

       Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов при оказании услуг (реализации имущества).

       Налогообложение производится по расчетной налоговой  ставке при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) при удержании налога налоговыми агентами в виде авансов, финансовой помощи, на пополнение фондов социального назначения, в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, а также при получении денежных средств, связанных с оплатой услуг (товаров) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом.

       Сумма налога при раздельном учете исчисляется  как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

       Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

       1. В соответствии с п.1 ст. 167 НК  РФ реализация для целей налогообложения (НДС) банком определяется датой поступления денежных средств и (или) иной формы оплаты за доходы, полученные банком от осуществления операций, не связанных с банковской деятельностью.

       2. Для целей налогообложения оплатой  услуг (имущества) признается  прекращение встречного обязательства  приобретателя указанных услуг  (имущества) перед банком, которое непосредственно связано с оказанием этих услуг (поставкой (передачей) имущества), за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя.

       Оплатой услуг (товаров, работ), в частности, признаются: поступление денежных средств на счета банка либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу (комиссионера, поверенного или агента); прекращение обязательства зачетом; передача банком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.

       3. В случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с оказанием услуг (поставкой имущества), датой оплаты услуг (имущества) признается наиболее ранняя из следующих дат: день истечения указанного срока исковой давности; день списания дебиторской задолженности.

       Существует  несколько способов учета НДС  в банке. Первый вариант состоит в том, что если банк освобожден от уплаты НДС, то налог уплаченный контрагентам, полностью включается в балансовую стоимость, приобретаемых товарно-материальных ценностей, работ, услуг, то есть не подлежит зачету, в том числе по тем операциям, по которым обложение по каким-либо причинам (например, выписка счета-фактуры с указанием суммы НДС) производится. Второй вариант связан с возможностью частичного использования банком приобретенных товаров, работ, услуг в производстве и (или) реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в производстве и реализации товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения. Налоговому вычету подлежит не весь уплаченный поставщикам НДС, а только его определенная часть. Эта часть определяется в соответствии с удельным весом доходов по облагаемым НДС операциям в общей сумме доходов банка.

       Третий  вариант расчетов с бюджетом может  использоваться банками как специфическими субъектами налогообложения (п. 5 ст. 170 НК РФ). Он состоит в том, что суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), полностью включаются в (балансовую стоимость товаров (работ, услуг), затраты по которым принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций. При этом вся сумма налога, полученная ими по облагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет. Поскольку обеспечить раздельный учет расходов, что требуется для второго варианта, можно лишь по ограниченному кругу операций и это достаточно трудоемко, то и вариант является предпочтительнее. В то же время применение его приводит к небольшому увеличению платежей в бюджет по НДС, но при этом значительно упрощает расчеты.

Информация о работе Особенности налогообложения банков