Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

Условия, на основании которых осуществляется таможенная политика России, отражены в Законе РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 г. N 5003-1 (в редакции от 31.12.2001 г.).

Объектом налогообложения таможенной пошлиной являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.

Налоговая база таможенной пошлины определяется как таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и (или) как их объемная характеристика в натуральном выражении.

Ставки таможенных пошлин относятся к трем видам:

1) адвалорные ставки - в процентах к таможенной стоимости товаров;

2) специфические ставки, установленные в определенной сумме за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные ставки.

Они систематизируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и публикуются в специальном сводном документе, носящем наименование Таможенного тарифа РФ. Ставки являются едиными для товаров, имеющих одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и не зависят от видов сделок или иных обстоятельств.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Предельные ставки ввозных налоговых пошлин устанавливаются Федеральным Собранием РФ для товаров, происходящих из стран, с которыми Россия применяет режим наибольшего благоприятствования.

Для товаров, происходящих из стран, с которыми Россия не предусматривает режим наибольшего благоприятствования, и товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.

Начисление таможенных пошлин в бухгалтерском учете осуществляется при помощи одной из проводок:

Д 44 - К 51, 52, 68, 71, 76,

где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по таможенным платежам").

Таможенная пошлина уплачивается до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. По желанию плательщика она может уплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте. Во втором случае пересчет суммы в рубли осуществляется на день оплаты.

Торговая политика допускает возможность установления преференций, т.е. особых льгот, предоставляемых одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Льготы предполагают полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, снижение их ставок или принятие тарифных квот на ввоз (вывоз) товаров.

Для оперативного регулирования внешнеторговых отношений Правительство России может вводить сезонные пошлины, которые действуют в течение не более 6-ти месяцев. При этом таможенный тариф не используется.

В целях защиты интересов отечественных товаропроизводителей Правительство России может устанавливать особые пошлины: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины применяются для конкурирующих товаров или в качестве ответной меры на дискриминационные действия других государств. Антидемпинговые пошлины используются в случаях, если товары ввозятся в Россию по ценам более низким, нежели они установлены в странах вывоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях, если при производстве товаров или их ввозе в Россию прямо или косвенно используются субсидии. Ставки особых пошлин устанавливаются по результатам проведения расследований каждого конкретного случая.

Таможенная политика предполагает наличие товаров, ввоз и/или вывоз которых освобождается от взимания пошлины. В настоящее время к таким товарам относятся:

транспортные средства для международных перевозок пассажиров, багажа и грузов;

предметы материально-технического снабжения и снаряжения, вывозимые для российских и арендованных судов, ведущих морской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;

ввозимые и вывозимые товары для официального и личного пользования представителей иностранных государств;

валюта российская и иностранная, а также ценные бумаги;

товары, ввозимые и вывозимые в качестве гуманитарной помощи или в благотворительных целях;

транзитные товары, предназначенные для третьих стран;

товары, перемещаемые физическими лицами, и не предназначенные для производственной и коммерческой деятельности;

пожарно-техническое оборудование для органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ;

оборудование и материалы, поступающие в счет кредитов, предоставляемых России иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

товары, ввозимые для выполнения работ по соглашению о разделе продукции;

оборудование, приобретаемое за счет целевых средств федерального бюджета для производства детского питания.

 

16.9. Платежи за пользование природными ресурсами

 

Платежи за пользование природными ресурсами осуществляются согласно следующим нормативным документам:

- Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 г. N 2395-1 (в редакции от 29.05.2002 г.);

- Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 г. N 187-ФЗ (в редакции от 08.08.2001 г.);

- Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ;

- Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ;

- Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 г. N 191-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 г.);

- Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30.12.1995 г. N 225-ФЗ (в редакции от 18.06.2001 г.);

- Федеральный закон "О промышленной опасности производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ (в редакции от 07.08.2000 г.);

- Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 г. N 155-ФЗ.

Они включают в себя:

1) платежи за пользование недрами;

2) плату за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами;

3) экологические платежи.

Примечание. Необходимость внесения экологических платежей определена НК РФ. Главные параметры данных платежей введены в действие Постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.1992 г. N 632 (в редакции от 14.06.2001 г.). Решением верховного суда РФ от 28.03.2002 г. N ГКПИ 2002-178 данное постановление признано недействительным, поскольку характеристики платежей должны быть установлены специальным федеральным законом, а не постановлением Правительства. Поэтому материалы по экологическим платежам приводятся в качестве справочных данных, которые будут уточнены после выхода соответствующего закона.

 

16.9.1. Платежи за пользование недрами

 

В соответствии с упомянутым выше законом "О недрах" пользователями недр могут быть российские субъекты предпринимательской деятельности (в том числе участники простого товарищества), иностранные граждане и юридические лица. Они обязаны уплачивать следующие платежи за право пользования недрами:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

2) сбор за выдачу лицензий;

3) разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

5) плату за геологическую информацию о недрах;

4) регулярные платежи за пользование недрами.

Кроме них есть особая группа пользователей недр, которые взаимодействуют с органами власти России на условиях соглашений о разделе продукции. Пользователями, входящими в нее, являются: российские и иностранные граждане и юридические лица. Распределение продукции при использовании недр осуществляется в целях привлечения инвесторов в отечественные добывающие отрасли промышленности. При этом для обеспечения экономического суверенитета законодательство предусматривает ограничение участия пользователей в соглашениях о разделе продукции в размере, не превышающем 30% от разведанных и учтенных на балансе государства запасов полезных ископаемых.

Инвесторы - пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, уплачивают:

1) разовые платежи при заключении соглашения и (или) по достижении определенного производственного результата;

2) ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ, установленные на единицу площади используемого участка;

3) регулярные платежи, установленные в процентах от объема добычи минерального сырья или от стоимости произведенной продукции, в денежной форме или в виде части произведенной продукции.

Собственники, владельцы земельных участков могут добывать в пределах границ своего участка (без применения взрывных работ) общераспространенные полезные ископаемые, которые не входят в перечень природных минеральных образований, приходуемых на баланс государства. Они имеют право вести строительство подземных сооружений на глубину до 5-ти метров, а также сооружать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины для своих нужд.

Пользователи недр оплачивают платежи на следующих условиях.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносят все его участники, что является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносит участник - победитель конкурса (аукциона) при получении лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Пользователи недр, получившие право на использование природных минеральных образований, уплачивают разовые платежи при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные (стартовые) величины разовых платежей устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Окончательные величины разовых платежей и порядок их внесения утверждаются по окончании конкурса (аукциона) и регистрируются в лицензии на пользование недрами. При этом зафиксированный в лицензии размер разовых платежей за пользование недрами не может быть ниже величин, установленных условиями конкурса (аукциона) или заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Пользователи, получившие геологическую информацию о недрах от федерального органа управления государственным фондом недр, вносят за нее отдельную плату, размер и порядок взимания которой определяются Правительством Российской Федерации.

Регулярные платежи за пользование недрами вносятся пользователями за предоставление им исключительных прав на:

поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

разведку полезных ископаемых;

геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей природных минеральных образований;

строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению). К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок идентификации таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку конкретного полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи данного полезного ископаемого.

Величины регулярных платежей за пользование недрами рассчитываются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, уровня геологической изученности территории и степени риска.

Площадь лицензионного участка, полученного в пользование, для исчисления размера конкретного регулярного платежа уменьшается на величину площади возвращенной его части.

Годовая сумма регулярного платежа за право проведения работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых вычисляется путем умножения площади участка (из которой исключены территории открытых месторождений) на ставку, установленную в рублях на 1 кв.км. участка недр. Федеральным законом "О недрах" определены следующие минимальные и максимальные размеры ставок (см. табл.16.11).

 

Таблица 16.11. Ставки регулярных платежей за пользование

недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|               Вид минерального сырья                |Ставка, руб. за 1|

Информация о работе Основы бухгалтерского учета