Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Все налогоплательщики, которые исполняют функции работодателей, исчисляют налогооблагаемую базу отдельно по каждому работнику с начала календарного года по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Налоговая база у предпринимателей, выступающих в качестве исполнителей работ, и адвокатов вычисляется, исходя из суммы всех доходов, полученных от предпринимательской и профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с получением этих доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в том же порядке, как он устанавливается при формировании базы по налогу на прибыль. Если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, то его налоговая база рассчитывается как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1.
Доходы, получаемые физическими лицами в натуральной форме, учитываются в налогооблагаемой базе по ЕСН по рыночным ценам (включающим акцизы и НДС) на день выплаты.
По авторским договорам налоговая база по ЕСН определяется так же, как база по налогу на доходы физических лиц с учетом профессиональных вычетов.
От уплаты единого социального налога освобождаются:
1) организации любых форм с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб., начисленных работникам-инвалидам I, II и III групп;
2) общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов организаций инвалидов, с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в год на каждого отдельного работника (при условии определенного процента наличия инвалидов в их составе);
3) учреждения, созданные для оказания образовательной, культурной, оздоровительной и иной подобной помощи инвалидам с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в календарный год на каждого отдельного работника;
4) индивидуальные предприниматели - инвалиды I, II и III групп в части доходов от предпринимательской и иной трудовой деятельности, не превышающих 100 000 руб. в календарный год;
5) российские фонды поддержки образования и науки с сумм выплат гражданам России в виде грантов (безвозмездной помощи) учителям, школьникам, студентам, преподавателям, аспирантам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Дата осуществления выплат определяется как:
день начисления работникам организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (не признаваемыми индивидуальными предпринимателями) причитающихся им сумм;
день выплаты вознаграждения физическому лицу от физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем;
день фактического получения дохода от предпринимательской или иной профессиональной деятельности.
Налоговый период по ЕСН определяется как календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев.
Хотя налог называется единым, суммы рассчитываются для каждого фонда отдельно. Пенсионный фонд находится под особым патронажем МНС РФ в связи с большой долей отчислений и введения обязательного пенсионного страхования. Для облегчения работы Пенсионного фонда налоговые органы обязаны предоставлять ему копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления деятельности, включая сведения, составляющие налоговую тайну.
Органы Пенсионного фонда, в свою очередь, должны предоставлять в налоговые службы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Для Фонда социального страхования сохраняется условие использования части начисляемых сумм платежа на социальные цели организации с последующим перечислением остатка в данный фонд.
Ставки единого социального налога различны для различных категорий плательщиков. Они также дифференцированы по суммам налогооблагаемой базы (см. табл.16.5, 16.7-16.9).
Таблица 16.5. Ставки ЕСН для работодателей всех категорий,
кроме занятых в производстве сельскохозяйственной продукции
и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера
——————————————————————————————
|Налоговая |Федеральный| Фонд |Фонды обязательного ме-| Итого |
| база на | бюджет |социального|дицинского страхования | |
| каждого | |страхования|—————————————————
|работника | | |Федеральный|Территори- | |
|нарастаю- | | | | альный | |
|щим итогом| | | | | |
| (руб.) | | | | | |
|——————————|———————————|——————
|До 100 000| 28,0% | 4,0% | 0,2% | 3,4% | 35,6% |
|——————————|———————————|——————
|От 100 001|28 000 руб.|4 000 руб. | 200 руб. |3 400 руб. | 35 600 руб.|
|до 300 000|+ 15,8% от | + 2,2% от | + 0,1% от | + 1,9% от | + 20,0 % от|
| руб. |превышения |превышения |превышения |превышения | превышения |
| |над 100 000|над 100 000|над 100 000|над 100 000| над 100 000|
|——————————|———————————|——————
|От 300 001|59 600 руб.|8 400 руб. | 400 руб. |7 200 руб. | 75 600 руб.|
|до 600 000| + 7,9% от | + 1,1% от | + 0,1% от | + 0,9% от | + 10,0% от |
| руб. |превышения |превышения |превышения |превышения | превышения |
| |над 300 000|над 300 000|над 300 000|над 300 000| над 300 000|
|——————————|———————————|——————
| Свыше |83 300 руб.|11 700 руб.| 700 руб. |9 900 руб. |105 600 руб.|
| 600 000 | + 2,0% от | | | | + 2,0% от |
| руб. |превышения | | | | превышения |
| |над 600 000| | | | над 600 000|
——————————————————————————————
Налоговые ставки для всех категорий налогоплательщиков имеют регрессивный характер: если налогооблагаемая база физического лица превысит сумму 100 000 руб., то величина ставки для него понижается. Механизм применения этого приема для работодателей имеет усредненный характер. Он начинает действовать для предприятия только тогда, когда среднемесячная налоговая база, рассчитанная на одного работника, достигнет определенной величины (2 500 руб.). Цель этого приема состоит в том, чтобы на предприятии поднималась заработная плата всех категорий сотрудников. Для усиления воздействия на руководителей предприятий введен еще один рычаг. При определении усредненной налоговой базы из общей суммы начисленной оплаты труда по всем основаниям вычитаются суммы выплат в пользу работников, имеющих самые большие доходы. Если средняя численность сотрудников предприятия превышает 30 человек, то не учитываются выплаты для 10% самых высокооплачиваемых работников, если она равна или менее 30-ти человек, то не учитываются доходы 30% наиболее оплачиваемых сотрудников. Расчет среднемесячной величины налоговой базы проводится в момент начисления авансовых платежей, исходя из данных предыдущих месяцев.
Рассмотрим пример. Предприятие со средней численностью работников 32 человека в июле месяце на момент уплаты авансовых платежей имеет начисленную налоговую базу за все предыдущие месяцы в размере 519 000 руб.
10% от средней численности (3,2) по правилам округления до целых единиц составляет 3 человека. Они и являются тем числом сотрудников с максимальными общими суммами выплат, выплаты по которым необходимо исключить из суммы выплат, сложившейся за период с начала года по июнь месяц по всем работникам, участвующим в расчете. У этих трех человек начисленное вознаграждение составило 82 800 руб. Вычисления для определения возможности применения регрессивной налоговой шкалы приведены в табл.16.6 ниже.
Таблица 16.6. Схема расчета среднемесячной
величины налоговой базы
——————————————————————————————
| N | Показатель
|———|—————————————————————————
| 1 |Число месяцев, предшествующее начислению аванса | 6 мес. |
|———|—————————————————————————
| 2 |Среднесписочная численность работников за истекший | 32 чел. |
| |период
|———|—————————————————————————
| 3 |Общая сумма начисленных выплат |519 000 руб.|
|———|—————————————————————————
| 4 |Количество работников с наибольшими доходами - 10% | 3 чел. |
|———|—————————————————————————
| 5 |Сумма выплат работникам с наибольшими доходами | 82 800 руб.|
|———|—————————————————————————
| 6 |Количество работников, принимаемое в расчет | 29 чел. |
|———|—————————————————————————
| 7 |Общая сумма выплат работникам, принимаемая для расчета|436 000 руб.|
|———|—————————————————————————
| 8 |Средняя месячная величина налогооблагаемой базы на| 2 507 руб. |
| |одного работника
——————————————————————————————
Как следует из расчетов, предприятие имеет право на применение регрессивной шкалы налогообложения по ЕСН.
Таблица 16.7. Ставки ЕСН для работодателей, занятых
в производстве сельскохозяйственной продукции и родовых,
семейных общин малочисленных народов Севера
——————————————————————————————
|Налоговая |Федеральный| Фонд |Фонды обязательного ме-| Итого |
| база на | бюджет |социального|дицинского страхования | |
| каждого | |страхования|—————————————————
|работника | | |Федеральный|Территори- | |
|нарастаю- | | | | альный | |
|щим итогом| | | | | |
| (руб.) | | | | | |
|——————————|———————————|——————
|До 100 000| 20,6% | 2,9% | 0,1% | 2,5% | 26,1% |
|——————————|———————————|——————
|От 100 001|20 600 руб.|2 900 руб. | 100 руб. |2 500 руб. |26 100 руб. |
|до 300 000|+ 15,8% от | + 2,2% от | + 0,1% от | + 1,9% от |+ 20,0 % от |
| руб. |превышения |превышения |превышения |превышения |превышения |
| |над 100 000|над 100 000|над 100 000|над 100 000|над 100 000 |
|——————————|———————————|——————
|От 300 001|52 200 руб.|7 300 руб. | 300 руб. |6 300 руб. |66 100 руб. |
|до 600 000| + 7,9% от | + 1,1% от | + 0,1% от | + 0,9% от |+ 10,0% от |
| руб. |превышения |превышения |превышения |превышения |превышения |
| |над 300 000|над 300 000|над 300 000|над 300 000|над 300 000 |
|——————————|———————————|——————
| Свыше |75 900 руб.|10 600 руб.| 600 руб. |9 000 руб. |96 100 руб. |
| 600 000 | + 2,0% от | | | | + 2,0% от |
| руб. |превышения | | | |превышения |
| |над 600 000| | | |над 600 000 |
——————————————————————————————
Налогоплательщики-работодатели уплачивают ежемесячные авансовые платежи в срок, установленный предприятием для получения средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Банк не вправе выдавать клиенту средства на оплату труда, если тот не представит платежные поручения на перечисления налога.
Налогоплательщики-работодатели ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования сведения о суммах:
начисленного налога в Фонд социального страхования;
использованных на выплату различных пособий;
направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;