Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:10, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение основного содержания анализа финансовых результатов от основной деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
• определить цели и задачи финансовых результатов от основной деятельности,
• рассмотреть анализ формирование финансовых результатов от основной деятельности,
• проанализировать оценку доходов и расходов и их влияние на изменение финансовых результатов,
• определить резервы повышения доходности от основной деятельности.
I. Теоретическая часть
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Цели и задачи анализа финансовых результатов от основной деятельности…………………………………………………………………….. 5
2. Анализ формирования финансовых результатов от основной деятельности……………………………………………………………………... 8
3. Оценка доходов от основной деятельности и их влияние на изменение финансовых результатов ………………………………………………………. 15
4. Оценка расходов от основной деятельности и их влияние на изменение финансовых результатов……………………………………………………….. 19
5. Анализ резервов повышения доходности от основной деятельности……. 23
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы………………………………………….. 29
Как показывают данные табл. 1, общая сумма балансовой прибыли за исследуемый период увеличилась на 53,3%. Наибольшую долю в ее составе занимает прибыль от реализации продукции (94,6%). Удельный вес прочих финансовых результатов составляет всего 5,4%, что несколько больше, чем в прошлом периоде.
Следует отметить также, что в отчетном году уменьшилась налоговая нагрузка на прибыль с 26% до 25,3%, в результате чего доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, выросла с 74% до 74,7%, а абсолютный ее размер увеличился на 54,7%. Темп роста чистой прибыли выше темпов роста общей суммы прибыли, заработанной предприятием в отчетном году, что следует оценить положительно.
Положительно следует
оценить и изменения в
На следующем этапе
следует основательно изучить факторы
изменения каждой составляющей общей
суммы прибыли отчетного
Объектом особого внимания на любом предприятии является прибыль от реализации продукции.
Как показал анализ состава прибыли, балансовая прибыль в большей части зависит от прибыли от реализации, поэтому проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет:
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):
П = ∑ [VРП общ × Удi (Цi – Сi)].
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции
может оказывать как
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы выручки от реализации товаров, работ, услуг и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорциональна прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчета влияния этих факторов на сумму прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) можно выполнить способом ценных подстановок, используя данные приведенные в табл.3.
Таблица 3.
Исходные данные для факторного анализа прибыли
от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель |
Отчетный период |
Данные прошлого года, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Аналогичный период прошлого года |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) |
∑ (VРПio × Цiо) = 100 000 |
∑ (VРПi1 × Цiо) = 107 760 |
∑ (VРПi1 × Цi1) = 119 567 |
Полная себестоимость |
∑ (VРПio × Сiо) = 86 500 |
∑ (VРПi1 × Сiо) = 93 375 |
∑ (VРПi1 × Сi1) = 99 279 |
Прибыль (П) |
13 500 |
14 385 |
20 288 |
Сначала нужно
найти сумму прибыли при
Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). В нашем примере его величина составляет:
Iрп = VРП1 ÷ VРПо = 11807 ÷ 1100 = 1,07
Если бы значение
остальных факторных
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базово уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
∑ (VРПi1 × Цiо) - ∑ (VРПi1 × Сiо) = 107760 – 93375 = 14385 тыс.руб.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базисном уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑ (VРПi1 × Цi1) - ∑ (VРПi1 × Сiо) = 119567 – 93375 = 26192 тыс. руб.
Порядок расчета
данных показателей в
Таблица 4.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы
прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли |
Факторы |
Порядок расчета |
Прибыль, тыс. руб. | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цена |
Себестои-мость | |||
По |
to |
to |
to |
to |
Во – Зо |
13 500 |
Пусл1 |
t1 |
to |
to |
to |
По × Iрп |
14 445 |
Пусл2 |
t1 |
t1 |
to |
to |
Вусл – Зусл |
14 385 |
Пусл3 |
t1 |
t1 |
t1 |
to |
В1 – Зусл |
26 192 |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
В1 – З1 |
20 288 |
По данным табл. 4 можно установить изменение прибыли за счет каждого фактора:
объема реализации продукции
ΔПvрп = Пусл1 – По = 14445 – 13500 = + 945 тыс. руб.
структура реализованной продукции
ΔПстр = Пусл2 – Пусл1 = 14385 – 14445 = - 60 тыс. руб.
отпускных цен
ΔПц = Пусл3 – Пусл2 = 26192 – 14385 = +11807 тыс. руб.
себестоимости реализованной продукции
ΔПс = П1 – Пусл3 = 20288 – 26192 = - 5904 тыс. руб.
В итоге изменение прибыли составило + 6788 тыс. руб.
Результаты расчетов
показывают, что рост прибыли обусловлен
в основном увеличением
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Сi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П = VРПi × (Цi – Сi).
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 5):
ΔПvрп = (VРП1 – VРПо) × (Цо – Со) = (6652 - 6000) × (10 - 9) = +652 тыс. руб.
ΔПц = (Ц1 – Цо) × VРП1 = (11 - 10) × 6652 = +6652 тыс. руб.
ΔПс = - (С1 - Со) × VРП1 = - (9,5 – 9) × 6652 = - 3326 тыс. руб.
Подобные расчеты проводят по каждому виду продукции.
Таблица 5.
Факторный анализ прибыли от реализации
отдельных видов продукции
Изде-лие |
Объем продаж, шт. |
Цена изделия, тыс. руб. |
Себе-стоимость изделия, тыс. руб. |
Сумма прибыли, тыс. руб. |
Изменение суммы прибыли, тыс. руб. | |||||||
to |
t1 |
to |
t1 |
to |
t1 |
to |
t1 |
общее |
В том числе за счет | |||
объема продаж |
цены |
себе-стои-мости | ||||||||||
А |
6000 |
6652 |
10 |
11 |
9 |
9,5 |
6000 |
9978 |
+3978 |
+652 |
+6652 |
-3326 |
Б |
5000 |
5155 |
8 |
9 |
6,5 |
7 |
7500 |
10310 |
+2810 |
+232 |
+5155 |
-2577 |
Итого |
11000 |
11807 |
- |
- |
- |
- |
13500 |
20288 |
+6788 |
+884 |
+11807 |
-5903 |
Данные, приведенные табл. 5 показывают, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким уменьшилась, и за счет каких факторов. Затем необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственного имущества).
В зависимости от вида деятельности и условий получения доходы организации классифицируются на доходы от обычных видов деятельности (регулярные, систематические) и прочие поступления (нерегулярные, несистематические).
К доходам организации от основной деятельности относятся:
1) Выручка от продажи
продукции и товаров,
- продажа готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;
- от работ и услуг
промышленного и
- от строительных, монтажных и тому подобных работ;
- услуг по перевозке грузов, пассажиров, услуги связи и т.п.
2) Выручка от других видов деятельности, относящихся к основным:
- предоставление за плату
во временное использование
- предоставление за плату
прав, возникающих из патентов
на изображения, промышленные
образцы и другие виды
- участие в уставных капиталах других организаций. [8, С. 179]
Выручка (оборот, объём продаж) — это количество денежных средств или иных благ, получаемое предприятием за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам. Прирост капитала к выручке не относится. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки), которые предприятие понесло в процессе производства своих продуктов.
Основными факторами изменения доходов являются: приращение выручки от продаж продукции, работ, услуг; изменение структуры продаж в целях повышения спроса на них; положительные курсовые и суммовые разницы и др.
Нормально работающее предприятие наибольший объем дохода получает от основной деятельности. Это происходит в момент реализации продукции (работ, услуг). Доход зависит от объема реализации продукции за определенный период времени в стоимостной оценке. Взаимосвязь отдельных факторов, влияющих на данный показатель показана на рис.1.[18.С. 215]