Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:10, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение основного содержания анализа финансовых результатов от основной деятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:
• определить цели и задачи финансовых результатов от основной деятельности,
• рассмотреть анализ формирование финансовых результатов от основной деятельности,
• проанализировать оценку доходов и расходов и их влияние на изменение финансовых результатов,
• определить резервы повышения доходности от основной деятельности.
I. Теоретическая часть
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Цели и задачи анализа финансовых результатов от основной деятельности…………………………………………………………………….. 5
2. Анализ формирования финансовых результатов от основной деятельности……………………………………………………………………... 8
3. Оценка доходов от основной деятельности и их влияние на изменение финансовых результатов ………………………………………………………. 15
4. Оценка расходов от основной деятельности и их влияние на изменение финансовых результатов……………………………………………………….. 19
5. Анализ резервов повышения доходности от основной деятельности……. 23
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы………………………………………….. 29
Рис. 1. Схема формирования дохода предприятия
Сумма дохода от продаж (Np) зависит от количества реализованной продукции (q) (работ, услуг) и их цены продажи (p). Рассмотрим влияние факторов первого порядка на изменение суммы дохода от продаж. Сумма дохода в отчетном и базисном периоде рассчитывают по следующим формулам:
Np пл = ∑ qiпл × piпл;
Np ф = ∑ qiф × piф.
Изменение величины дохода происходит за счет изменения:
Δ Np(q) = ∑ qiф × piпл - ∑ qiпл × piпл
Δ Np(p) = ∑ qiф × piф - ∑ qiф × piпл. (6)
Степень влияния изменения
количества реализованной продукции
(работ, услуг) и цены продажи на финансовое
состояние предприятия
Δkоб(qi) = Δkоб(Np) × Δ Np(q) ÷ Δ Np;
Δkоб(pi) = Δkоб(Np) × Δ Np(q) ÷ Δ Np
Количество реализованной продукции зависит от количества произведенной продукции (ВП) и изменения остатков готовой продукции на складе предприятия (ГП)
Δg = ΔВП + ΔГП.
На финансовое состояние могут влиять изменения
Δkоб(ВП) = Δkоб(qр) × ΔВП ÷ Δg
Δkоб(ГП) = Δkоб(qр) × ΔГП ÷ Δg
Доходы предприятия влияют на величину прибыли, оставшуюся в распоряжении предприятия, следующим образом [18. С. 211]:
ΔПч(Nр) = ΔNр
ΔПч(Nпр) = ΔNпр
Существует ложный стереотип, что увеличение выручки от реализации ведет к увеличению прибыли. Зачастую компании обнаруживают, что это происходит не всегда. Задача создания стоимости требует от компаний увеличения прибыли при росте выручки от реализации. Рост, основанный на увеличении объемов, может улучшить норму прибыли за счет сокращения неиспользуемых мощностей и распределения постоянных затрат на больший объем произведенной продукции. Однако многие компании обнаруживают, что увеличение объемов часто приводит к увеличению постоянных затрат, если мощности и заторы не контролируются должным образом. Чтобы исправить такое положение, компании должны разобраться в требованиях, предъявляемых потребителями, наметить цели по каждому продукту и организовать работу на уровне мировых стандартов с использованием минимально необходимых мощностей.
4. Оценка расходов
от основной деятельности и
их влияние на изменение
Расходы организации - это все затраты, которые в данный период времени в ходе хозяйственной деятельности приводят к изменению (уменьшению или другое расходование) активов оргaнизации и служат для получения соответствующих доходов.
Расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. [8. С. 181]
Расходы по обычным видам деятельности включают:
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. [14. С. 84]
На базе расходов по обычным видам деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. В себестоимости отражается стоимость потребляемых в процессе производства: средств труда, финансовым возмещением которых являются амортизационные отчисления, предметов труда (сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии), живого труда в форме заработной платы работников, услуг, оказанных другими организациями. Полная себестоимость продукции отражает совокупные затраты производственных ресурсов, а удельная себестоимость (себестоимость, приходящаяся на 1 руб. продукции) – эффективность использования ресурсов. Себестоимость – это основной ценно- и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.
Основными факторами изменения расходов являются: увеличение объема продаж продукции, работ, услуг; увеличение материальных и трудовых затрат на производство продукции; необоснованный рост коммерческих и управленческих расходов и др. [14. С. 85]
Общие затраты на производство и реализацию продукции состоят из двух частей: постоянной и переменной, что отражается формулой:
И=Ипост + Ипер,
где И - общие затраты на производство и реализацию продукции;
Ипост - постоянные затраты на производство и реализации продукции;
Ипер - переменные затраты на производство и реализации продукции.
К переменным относятся расходы,
абсолютная величина которых растет
с увеличением объема выпуска
продукции, а с его снижением -
уменьшается. К ним относятся
расходы на сырье и материалы,
покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты,
технологическое топливо и
К постоянным относятся расходы, абсолютная величина которых с увеличением (уменьшением) выпуска продукции существенно не меняется. Они связаны с обслуживанием и управлением производственной деятельностью цехов, а также с обеспечением хозяйственных нужд производства.
Использование в экономическом анализе деления затрат на переменные и постоянные позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом производства и реализации и затратами. Наличие этой зависимости используется для выполнения нетрудоемких расчетов различных вариантов уровней прибыли в зависимости от устанавливаемых цен, структуры реализуемой продукции по видам, ее оценки на уровне переменных затрат и общей суммы постоянных расходов.
Эта зависимость может быть использована для прогнозирования уровня безубыточности предприятия.
Связь прибыли с объёмом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализуемой продукции.
В отношении расходов, воздействующих на прибыль от реализации, их влияние определяют путем изучения изменения относительного уровня. Данный уровень определяют как отношение того или иного вида расходов к выручке за соответствующий период. Затем разница уровней в отчетном и базисном периодах умножается на выручку отчетного периода. Таким образом, происходит определение воздействия себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Коммерческие расходы включают транспортные расходы, оплату погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку, амортизацию по оборудованию, которое используется для продажи, заработную плату продавцов, расходы на рекламу и др.
К управленческим расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, на подготовку и переподготовку кадров, представительские, на оплату аудиторских, консультационных и информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация, арендная плата) и др.
Упомянутые расходы могут относиться на себестоимость продукции в той части, в которой они признаются расходами отчетного периода по обычным видам деятельности. Кроме того, управленческие и коммерческие расходы можно списать на себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в полной сумме расходов, признанных в данном отчетном периоде.
Расходы предприятия влияют на прибыль следующим образом:
ΔПч(Sр) = - ΔSр
ΔПч(Sпр) = - ΔSпр
ΔПч(Sисп) = - ΔSисп
Сокращение издержек — очевидный способ увеличения прибыли. Издержки включают в себя себестоимость проданных товаров и услуг (материалы, трудовые затраты и накладные расходы), коммерческие, общехозяйственные и административные расходы, расходы на НИОКР. Хотя сокращение расходов в любой из этих категорий может дать немедленный положительный эффект, необходимо проявлять большую осторожность, чтобы не нанести ущерба конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе. Например, существенное сокращение всех расходов на НИОКР приведет к уменьшению расходов, но может потенциально повлиять на выручку от реализации будущих периодов, если основной вид деятельности компании — вывод на рынок новых продуктов.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д., которые отражены на рис. 2. [16. С. 280]
Рис. 2 Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (табл. 6) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции (Р↑VРП) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида ( ):
Р↑Пvрп = ∑ (Р↑VРПi ×
).
Таблица 6.
Резервы роста прибыли за счет увеличения объема
реализации продукции
Вид продукции |
Резерв увеличения объема реализации, шт. |
Фактическая прибыль на единицу продукции, тыс. руб. |
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
А |
1950 |
1,3 |
2535 |
Б |
2200 |
0,5 |
1100 |
Итого |
3635 |
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (Р↑Пс) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р↓С) каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (табл. 7):
Р↑Пс = ∑ Р↓Сi (VРПi1 + Р↑VРПi).
Таблица 7.
Резервы увеличения суммы прибыли
за счет снижения себестоимости продукции
Вид продукции |
Резервы снижения себестоимости единицы продукции, тыс. руб. |
Планируемый объем реализации продукции, шт. |
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб. |
А |
0,2 |
16000 |
3200 |
Б |
0,3 |
7500 |
2250 |
Итого |
5450 |
Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (ΔУдi) умножается на отпускную цену соответствующего сорта (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста (табл. 8):