Организация управленческого учета на предприятии

Автор: Юлия Чекашева, 20 Октября 2010 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение существующей практики построения подсистемы управленческого учета и особенностей его организации на производственном предприятии (на примере ООО «Пласт-Сервис»).

Содержание

Введение
1 Теоретико-методические вопросы организации управленческого учета
1.1 Сущность, содержание и постановка системы управленческого
учета на предприятии
1.2. Организационные аспекты управленческого учета и классификация
его систем
1.3 Технико-экономическая характеристика ООО «Пласт-Сервис»
2 Организационно-экономические элементы построения управленческого учета
2.1 Общие принципы организации управленческого учета и
его нормативное регулирование в ООО «Пласт-Сервис»
2.2 Особенности автоматизации управленческого учета
в ООО «Пласт-Сервис»
3 Направления совершенствования системы организации бухгалтерского и управленческого учета на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая Орг. УУ.doc

— 318.00 Кб (Скачать)
justify">     3. Разработка (изменение) модели управленческого учета.

Данный  этап предполагает определение и  описание основных процедур, и разработку регламентов управленческого учета, в том числе:

  • формирование финансовой структуры компании;
  • определение основных учетных регистров;
  • описание учетной политики управленческого учета;
  • организация управленческого учета, распределение функций между сотрудниками;
  • определение содержания и форматов управленческой отчетности;
  • определение схем внутреннего документооборота.

     4. Внедрение разработанной (измененной) модели управленческого учета.

На данном этапе производится поэтапная реализация разработанного плана мероприятий с одновременной автоматизацией деятельности по ведению управленческого учета и составлению и предоставлению управленческой отчетности.  
 

     1.2. Организационные аспекты управленческого учета и классификация  его систем

      Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

а) учредить службу управленческого учета как  структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;

б) ввести в штат бухгалтерии должности  специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков)

      Для обеспечения рациональной организации  управленческого учета большое  значение имеет разработка плана его организации. План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

      В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составляет расчет в потребности  в бланках. При этом организации  могут использовать типовые формы  первичных учетных документов или  применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на их приобретение. [16; 14]

      Основой организации первичного учета в  организациях является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

      При разработке плана счетов для управленческого  учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее  время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

        Однокруговая система учета затрат может осуществляться:

- без  использования специальных счетов  управленческого учета;

- с использование  системы счетов управленческого  учета.

      При первом варианте специальные счета  для управленческого учета не используются. Для целей управления информация финансового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополнятся и другими данными.

      При втором варианте для обеспечения  взаимосвязи финансового и управленческого  учета следует использовать для учета расходов по элементам затрат счетов 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты». Учтенные на этих счетах расходы по окончании месяца списывают на счет 37 «Отражение общих затрат», а со счета 37 – в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».

      Однокруговую  систему учета затрат целесообразно  применять в малых и средних  организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, и вследствии этого возможности  контроля затрат ограничены.

      Двухкруговую  систему учета затрат целесообразно  использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и  управленческий учет имеют самостоятельные  планы счетов. Возможен также вариант  выделения для управленческого  учета обособленных счетов.

     Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

     В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который  составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

     В плане технического оформления учета  указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.) [16; 16]

     В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура  данной службы, ее штат, дается должностная  характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.

     Группа  планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений  организации и другие частные  бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

     Материальная  группа:

  • осуществляется выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;
  • разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;
  • принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;
  • разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;
  • осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

     Группа  учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

     Производственно-калькуляционная  группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

     Группа  учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи  продукции, состав покупателей, исчисляет  фактические затраты по продаже  продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

     Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

     Вся система управленческого учета  характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами их достижения, составом и взаимодействием элементов.

     Признаками  классификации систем управленческого  учета являются: широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового  и управленческого учета, оперативность  обработки, оценка продукции и целевое  назначение.

     По  широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором из составных частей.

     Систематический учет предполагает наличие автономии, собственных объектов и методов их отражения, понятий и последовательной структуры процедур, объединенных в единое целое. Элементами систематического учета являются:

  • измерение и оценка по приобретению и использованию производственных ресурсов;
  • контроль процессов снабжения, производства, продажи в натуральных измерителях;
  • группировка затрат по статьям расходов и элементам, местам возникновения, видам продукции, работ и услуг, сегментам рынка, а также порядок включения затрат в себестоимость;
  • внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая своих пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.

     Проблемный  учет формирует информацию: об экономической, технологической, конструкторской  и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.

     Задачи  проблемного учета решаются с  помощью методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, систематического экономического анализа, контроля и регулирования на основе фактических данных производственного учета и статистики. Содержание понятия «проблемный учет» показывает, что эти данные применяются для решения экономических и производственных проблем предприятия. Информация, сформулированная в проблемном учете, используется для:

  • планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет;
  • анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;
  • оценки деятельности предприятия и его структурных подразделений по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
  • принятия многовариантных управленческих решений на ближайшую и отдаленную перспективы в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и др.;
  • разработки моделей управления запасами и затратами, которые обеспечивали бы их оптимизацию в сопоставлении с полученными доходами.

Информация о работе Организация управленческого учета на предприятии