Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:02, курсовая работа
Цель инвентаризации имущества – проверка достоверности данных бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Она позволяет в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных операций организации, выявить фактическое наличие и качественное состояние имущества предприятия. Нельзя не учитывать, проводя инвентаризацию, такие негативные явления, как хищения, естественную убыль.
Введение 5
1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организациях РФ 7
1.1 Понятие, содержание, значение и цели 7
1.2 Роль инвентаризации в экономической деятельности организации. Функции инвентаризации 11
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 14
2. Техника проведения инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 23
2.1 Организационно экономическая характеристика ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 23
2.2 Порядок проведения инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 26
2.3 Отражение результатов инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 28
3. Совершенствование порядка проведения инвентаризации в организациях РФ 31
3.1 Недостатки в порядке проведения инвентаризации и в ее документальном оформлении в организациях РФ 31
3.2 Пути совершенствования в проведении инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 32
3.3 Автоматизация инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 35
Заключение 49
Список литературы
Инвентаризация имущества и обязательств направлена обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе ее проведения проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее - Методические указания).
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ могут создаваться рабочие (временные) инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаци имущества и обязательств допускается возлагать на указанную ревизионную комиссию. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В соответствии с пунктом 2.3 Методических указаний документ о составе комиссии оформляется в виде приказа, постановления или распоряжения (форма приведена в приложении № 1 к Методическим указаниям) и регистрируется в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации (форма приведена в приложении № 2).
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). При необходимости в состав инвентаризационной комиссии
можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или аудиторских организаций.
Рассмотрим отдельные аспекты инвентаризации имущества и обязательств организации.
Инвентаризация основных средств
В ходе инвентаризации основных средств выявляется фактическое наличие имущества этого вида и сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета.
Если бухгалтерский учет ведется в "1С:Бухгалтерии 7.7", то до начала проведения инвентаризации основных средств рекомендуется проверить наличие инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета.
В соответствии с постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а инвентарная карточка по форме ОС-6 ведется в бухгалтерии на каждый объект основных средств или группу однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.
В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.
Инвентарная карточка открывается в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта в состав основных средств. В "1С:Бухгалтерии 7.7" карточка формируется из формы списка справочника "Основные средства".
Пример 1
17.01.2010 с помощью документа "Ввод в эксплуатацию ОС" зарегистрирован факт принятия к бухгалтерскому учету объекта основных средств "Компьютер" (инвентарный номер 00000004).
Для составления инвентарной карточки этого объекта следует установить в качестве рабочей даты 17.01.2002, открыть справочник "Основные средства", выбрать строку с объектом и "нажать" на кнопку "Инвентарная карточка ОС-6" (рис.1).
Рисунок 1- Форма списка справочника "Основные средства"
В процессе эксплуатации объекта на основании соответствующих документов в карточке регистрируется его перемещение, расходы на дооборудование, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт.
Для сопоставления фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета составляется инвентаризационная опись основных средств по форме № инв-1.
В "1С:Бухгалтерии 7.7" опись формируется с помощью специализированного отчета "Инвентаризационная опись".
Рассмотрим порядок настройки параметров отчета для следующего примера.
Пример 2
Для проведения инвентаризации основных средств, находящихся в эксплуатации в бухгалтерии, распоряжением руководителя от 27.11.2002 назначена комиссия в составе: председатель комиссии Васильев В.С., члены комиссии Григорьев С.Г., Крылова Е.П. и Семакин А.Т. Начало проведения инвентаризации 02.12.2002. Материально-ответственное лицо за сохранность имущества, подлежащего инвентаризации, - Оболенская Г.С.
Для подготовки инвентаризационной описи в форме отчета указывают ее порядковый номер и дату составления.
Сведения об основании для проведения инвентаризации, составе комиссии, дате начала инвентаризации и материально-ответственном лице приводят на закладке "Реквизиты" (рис. 2). Эти сведения используются для заполнения отдельных полей формы № инв-1.
Рисунок 2 - Пример заполнения закладки "Реквизиты" отчета "Инвентаризационная опись"
Критерии включения объектов в инвентаризационную опись задают на закладке "Основные средства" (рис. 3).
В общем случае в опись можно включить все или отдельные виды имущества: собственные или арендованные, используемые внутри организации или являющиеся доходными вложениями в материальные ценности.
Для рассматриваемого примера опись составляется по объектам, учтенным на счете 01.1 "Основные средства в организации".
Рисунок 3- Пример заполнения закладки "Основные средства" отчета "Инвентаризационная опись"
Печать описи (в 2-х экземплярах) производится по кнопке "Сформировать опись по форме ИНВ-1". При этом в графах 12 и 13 автоматически проставляется количество и стоимость объектов по данным бухгалтерского учета на дату составления описи.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов, заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета описываются в сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств по форме № инв-18.
В бухгалтерском учете эти расхождения отражаются следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1-Расхождения, выявленные при инвентаризации основных средств
Результат инвентаризации | Отражение в бухгалтерском учете | Сумма проводки | |
Дебет | Кредит | ||
Выявлен объект, не принятый к учету
| 08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств"
| 98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)"
| Рыночная стоимость объекта |
Объект принят к учету
| 01.1 "Основные средства в организации" | 08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств"
| Рыночная стоимость объекта |
Включение в доходы стоимости объектов, не принятых к учету, - по мере начисления амортизации
| 98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)"
| 91.1 "Прочие доходы"
| Сумма амортизационных отчислений по объекту (в части, приходящейся на стоимость неучтенного объекта) |
Выявлена недостача объекта основных средств
| 01.2 "Выбытие основных средств"
| 01.1 "Основные средства в организации" | Балансовая стоимость объекта |
02.1 "Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01"
| 01.2 "Выбытие основных средств"
| Сумма накопленной амортизации | |
94 "Недостачи и потери от порчи имущества"
| 01.2 "Выбытие основных средств"
| Остаточная стоимость объекта | |
Недостача отнесена на виновное лицо
| 73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"
| 94 "Недостачи и потери от порчи имущества"
| Остаточная стоимость объекта
|
73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" | 98.4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей"
| Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц (цена возможной реализации недостающего объекта), и остаточной стоимостью объекта | |
Отнесение разницы на доходы организации - по мере возмещения материального ущерба
| 98.4"Разница между суммой,подлежащей взысканию с виновных лиц, и недостачам ценностей" | 91.1 "Прочие доходы" | Доля разницы в возмещаемой сумме ущерба |
Продолжение таблицы 1
Лицо, виновное в недостаче объекта, не установлено
| 91.2 "Прочие расходы" | 94 "Недостачи и потери от порчи имущества" | Остаточная стоимость объекта |
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
К товарно-материальным ценностям относятся производственные запасы, готовая продукция, товары и прочие запасы.
До начала проверки фактического наличия ценностей инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты об их движении.
Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации...на...(дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Для сопоставления фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета составляется инвентаризационная опись по форме № инв-3. В "1С:Бухгалтерии 7.7" подготовка данной описи производится также с помощью специализированного отчета "Инвентаризационная опись".
При этом закладка "Реквизиты" заполняется в том же порядке, что и при составлении описи по форме № инв-1.
На каждый вид ценностей составляется отдельная опись.
Ценности, которые подлежат включению в опись, указываются на закладке "ТМЦ на местах хранения".
На рис. 4 приведен пример заполнения формы для включения в опись ценностей, принятых к учету в качестве материальных запасов (счет 10 "Материалы"), материальная ответственность за сохранность которых возложена на Михайлову С.В.
Рисунок 4-Пример заполнения закладки "ТМЦ на местах хранения" отчета "Инвентаризационная опись"
На сформированной с помощью отчета инвентаризационной описи по форме № инв-3 материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности, поступившие на ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Фактическое наличие товарно-материальных ценностей комиссия проверяет путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета вносятся в сличительную ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме № инв-19.
В бухгалтерском учете эти расхождения отражаются следующим образом (см. таблицу 2).
Таблица 2- Расхождения, выявленные при инвентаризации товарно-материальных ценностей
Результат инвентаризации | Отражение в бухгалтерском учете | Сумма проводки | |
Дебет | Кредит | ||
Выявлены материальные запасы, не принятые к учету
| 10 "Материалы", соответствующий субсчет
| 98.5 "Прочие безвозмездные поступления" | Рыночная стоимость материальных запасов |
Выявлены товары, не принятые к учету
| 41 "Товары", соответствующий субсчет | 98.5 "Прочие безвозмездные поступления"
| Рыночная стоимость товаров |
Выявлены излишки готовой продукции на складе
| 43 "Готовая продукция"
| 98.5 "Прочие безвозмездные поступления" | Рыночная стоимость оборудования |
Включение в доходы стоимости излишков материалов, товаров, готовой продукции по мере их отпуска со склада, продажи
| 98.5 "Прочие безвозмездные поступления" | 91.1 "Прочие доходы"
| Учетная стоимость ценностей |
Выявлено оборудование, не принятое к учету
| 07 "Оборудование к установке" | 98.5 "Прочие безвозмездные поступления"
| Рыночная стоимость оборудования |
Выявлены отдельные неучтенные объекты основных средств, не требующие монтажа
| 08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств" | 98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)" | Рыночная стоимость объекта |
Включение в доходы стоимости неучтеного оборудования, отдельных объектов ОС-по мере начисления амортизации | 98.5 "Прочие безвозмездные поступления",98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)" | 91.1 "Прочие доходы"
| Сумма амортизационных отчислений по объекту (в части, приходящейся на стоимость неучтенного объекта) |