Организация, методика и техника проведения инвентаризации материалов и отражение ее результатов в учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель инвентаризации имущества – проверка достоверности данных бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. Она позволяет в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных операций организации, выявить фактическое наличие и качественное состояние имущества предприятия. Нельзя не учитывать, проводя инвентаризацию, такие негативные явления, как хищения, естественную убыль.

Содержание

Введение 5
1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организациях РФ 7
1.1 Понятие, содержание, значение и цели 7
1.2 Роль инвентаризации в экономической деятельности организации. Функции инвентаризации 11
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета инвентаризации. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 14
2. Техника проведения инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 23
2.1 Организационно экономическая характеристика ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 23
2.2 Порядок проведения инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 26
2.3 Отражение результатов инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 28
3. Совершенствование порядка проведения инвентаризации в организациях РФ 31
3.1 Недостатки в порядке проведения инвентаризации и в ее документальном оформлении в организациях РФ 31
3.2 Пути совершенствования в проведении инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 32
3.3 Автоматизация инвентаризации в ОАО «Калужский завод автомобильного электрооборудования» 35
Заключение 49
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КуРсовая работа по бух учету.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

Инвентаризация имущества и обязательств направлена обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе ее проведения проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее - Методические указания).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ могут создаваться рабочие (временные) инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаци имущества и обязательств допускается возлагать на указанную ревизионную комиссию. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В соответствии с пунктом 2.3 Методических указаний документ о составе комиссии оформляется в виде приказа, постановления или распоряжения (форма приведена в приложении № 1 к Методическим указаниям) и регистрируется в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации (форма приведена в приложении № 2).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). При необходимости в состав инвентаризационной комиссии

можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или аудиторских организаций.

Рассмотрим отдельные аспекты инвентаризации имущества и обязательств организации.

Инвентаризация основных средств

         В ходе инвентаризации основных средств выявляется фактическое наличие имущества этого вида и сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета.

Если бухгалтерский учет ведется в "1С:Бухгалтерии 7.7", то до начала проведения инвентаризации основных средств рекомендуется проверить наличие инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета.

В соответствии с постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 №71а инвентарная карточка по форме ОС-6 ведется в бухгалтерии на каждый объект основных средств или группу однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.

В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.

Инвентарная карточка открывается в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта в состав основных средств. В "1С:Бухгалтерии 7.7" карточка формируется из формы списка справочника "Основные средства".

Пример 1

17.01.2010 с помощью документа "Ввод в эксплуатацию ОС" зарегистрирован факт принятия к бухгалтерскому учету объекта основных средств "Компьютер" (инвентарный номер 00000004).

Для составления инвентарной карточки этого объекта следует установить в качестве рабочей даты 17.01.2002, открыть справочник "Основные средства", выбрать строку с объектом и "нажать" на кнопку "Инвентарная карточка ОС-6" (рис.1).

 

Рисунок 1- Форма списка справочника "Основные средства"

           В процессе эксплуатации объекта на основании соответствующих документов в карточке регистрируется его перемещение, расходы на дооборудование, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт.

Для сопоставления фактического наличия основных средств с данными бухгалтерского учета составляется инвентаризационная опись основных средств по форме № инв-1.

В "1С:Бухгалтерии 7.7" опись формируется с помощью специализированного отчета "Инвентаризационная опись".

Рассмотрим порядок настройки параметров отчета для следующего примера.

Пример 2

Для проведения инвентаризации основных средств, находящихся в эксплуатации в бухгалтерии, распоряжением руководителя от 27.11.2002 назначена комиссия в составе: председатель комиссии Васильев В.С., члены комиссии Григорьев С.Г., Крылова Е.П. и Семакин А.Т. Начало проведения инвентаризации 02.12.2002. Материально-ответственное лицо за сохранность имущества, подлежащего инвентаризации, - Оболенская Г.С.

Для подготовки инвентаризационной описи в форме отчета указывают ее порядковый номер и дату составления.

Сведения об основании для проведения инвентаризации, составе комиссии, дате начала инвентаризации и материально-ответственном лице приводят на закладке "Реквизиты" (рис. 2). Эти сведения используются для заполнения отдельных полей формы № инв-1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Пример заполнения закладки "Реквизиты" отчета "Инвентаризационная опись"

Критерии включения объектов в инвентаризационную опись задают на закладке "Основные средства" (рис. 3).

В общем случае в опись можно включить все или отдельные виды имущества: собственные или арендованные, используемые внутри организации или являющиеся доходными вложениями в материальные ценности.

Для рассматриваемого примера опись составляется по объектам, учтенным на счете 01.1 "Основные средства в организации".

Рисунок 3- Пример заполнения закладки "Основные средства" отчета "Инвентаризационная опись"

Печать описи (в 2-х экземплярах) производится по кнопке "Сформировать опись по форме ИНВ-1". При этом в графах 12 и 13 автоматически проставляется количество и стоимость объектов по данным бухгалтерского учета на дату составления описи.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов, заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета описываются в сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств по форме № инв-18.

В бухгалтерском учете эти расхождения отражаются следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1-Расхождения, выявленные при инвентаризации основных средств

Результат инвентаризации

Отражение в бухгалтерском учете

Сумма проводки

      Дебет

     Кредит

Выявлен объект, не принятый к учету             

 

08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств"             

 

98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)"             

 

Рыночная стоимость объекта

Объект принят к учету             

             

 

01.1 "Основные средства в организации"

08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств"             

 

Рыночная стоимость объекта

Включение в доходы стоимости объектов, не принятых к учету, - по мере начисления амортизации             

 

98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)"             

 

91.1 "Прочие доходы"             

 

Сумма амортизационных отчислений по объекту (в части, приходящейся на стоимость неучтенного объекта)

Выявлена недостача объекта основных средств             

             

 

 

 

 

 

01.2 "Выбытие основных средств"             

 

01.1 "Основные средства в организации"

Балансовая стоимость объекта

02.1 "Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01"             

 

01.2 "Выбытие основных средств"             

 

Сумма накопленной амортизации

94 "Недостачи и потери от порчи имущества"             

 

01.2 "Выбытие основных средств"             

 

Остаточная стоимость объекта

Недостача отнесена на виновное лицо             

 

             

 

73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"             

 

94 "Недостачи и потери от порчи имущества"             

 

Остаточная стоимость объекта

 

73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

98.4 "Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей"             

 

Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц (цена возможной реализации недостающего объекта), и остаточной стоимостью объекта

Отнесение разницы на доходы организации - по мере возмещения материального ущерба             

             

98.4"Разница между суммой,подлежащей взысканию с виновных лиц, и недостачам ценностей"             

91.1 "Прочие доходы"

Доля разницы в возмещаемой сумме ущерба

 

 

Продолжение таблицы 1

Лицо, виновное в недостаче объекта, не установлено             

             

             

 

91.2 "Прочие расходы"

94 "Недостачи и потери от порчи имущества"

Остаточная стоимость объекта

 

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

К товарно-материальным ценностям относятся производственные запасы, готовая продукция, товары и прочие запасы.

До начала проверки фактического наличия ценностей инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты об их движении.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации...на...(дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Для сопоставления фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета составляется инвентаризационная опись по форме № инв-3. В "1С:Бухгалтерии 7.7" подготовка данной описи производится также с помощью специализированного отчета "Инвентаризационная опись".

При этом закладка "Реквизиты" заполняется в том же порядке, что и при составлении описи по форме № инв-1.

На каждый вид ценностей составляется отдельная опись.

Ценности, которые подлежат включению в опись, указываются на закладке "ТМЦ на местах хранения".

На рис. 4 приведен пример заполнения формы для включения в опись ценностей, принятых к учету в качестве материальных запасов (счет 10 "Материалы"), материальная ответственность за сохранность которых возложена на Михайлову С.В.

Рисунок 4-Пример заполнения закладки "ТМЦ на местах хранения" отчета "Инвентаризационная опись"

На сформированной с помощью отчета инвентаризационной описи по форме № инв-3 материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию, все товарно-материальные ценности, поступившие на ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Фактическое наличие товарно-материальных ценностей комиссия проверяет путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета вносятся в сличительную ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей по форме № инв-19.

В бухгалтерском учете эти расхождения отражаются следующим образом (см. таблицу 2).

Таблица 2- Расхождения, выявленные при инвентаризации товарно-материальных ценностей

Результат инвентаризации

Отражение в бухгалтерском учете

Сумма проводки

      Дебет

     Кредит

Выявлены материальные запасы, не принятые к учету             

             

 

10 "Материалы", соответствующий субсчет             

 

98.5 "Прочие безвозмездные поступления"

Рыночная стоимость материальных запасов

Выявлены товары, не принятые к учету             

             

 

41 "Товары", соответствующий субсчет

98.5 "Прочие безвозмездные поступления"             

 

Рыночная стоимость товаров

Выявлены излишки готовой продукции на складе             

             

 

43 "Готовая продукция"             

 

98.5 "Прочие безвозмездные поступления"

Рыночная стоимость оборудования

Включение в доходы стоимости излишков материалов, товаров, готовой продукции по мере их отпуска со склада, продажи             

             

 

98.5 "Прочие безвозмездные поступления"

91.1 "Прочие доходы"             

 

Учетная стоимость ценностей

Выявлено оборудование, не принятое к учету             

             

 

07 "Оборудование к установке"

98.5 "Прочие безвозмездные поступления"             

 

Рыночная стоимость оборудования

Выявлены отдельные неучтенные объекты основных средств, не требующие монтажа             

             

             

 

08.4 "Приобретение отдельных объектов основных средств"

98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)"

Рыночная стоимость объекта

Включение в доходы стоимости неучтеного оборудования, отдельных объектов ОС-по мере начисления амортизации             

98.5 "Прочие безвозмездные поступления",98.2 "Безвозмездные поступления (ОС)"

91.1 "Прочие доходы"             

 

Сумма амортизационных отчислений по объекту (в части, приходящейся на стоимость неучтенного объекта)

Информация о работе Организация, методика и техника проведения инвентаризации материалов и отражение ее результатов в учете