Организация кредитования юридических лиц в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Переход Беларуси к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.
Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет
формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Теоретические основы процесса кредитования………………………..6
Сущность кредитования……………………………………………...6
Организация кредитования юридических лиц в
коммерческом банке…………………………………………………11
Этапы процесса кредитования………………………………………11
Кредитная документация……………………………………………12
Кредитоспособность ссудозаёмщиков и методы её
определения…………………………………………………………..18
Сущность кредитного договора…………………………………….23
Обеспечение кредитов……………………………………………….26
Сущность и классификация кредитных рисков…………………...30
Процесс кредитования юридических лиц в РКЦ № 6
г. Костюковичи отделения ОАО «Беоагропромбанк» в
г. Кричеве………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………..48
Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Организации дея-ти банков.docx

— 240.41 Кб (Скачать)

    - кредитное  дело клиента. [10,135]

    Требования  к кредитной заявке  достаточно просты, но определенны. В международной  практике к ним относят обозначение  назначения ссуды и раскрытие  совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.

    Назначение  ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:

    - на  производственные нужды (на приобретение  и формирование производственных  запасов; на приобретение и  формирование производственных  запасов и осуществление производственных  затрат; на осуществление конкретных  затрат);

    - на  торгово-посреднические нужды (на  приобретение, формирование и реализацию  товаров; на формирование сезонных  запасов товаров);

    - на  временные нужды (для выплаты  заработной платы; для погашения  платежей в бюджет и др.).

    Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о  

    13

    таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а  также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с  банком (наличие расчетного счета  в данном или в другом банке, ссудной  задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.[13,203]

    В отличие  от кредитной заявки заявление на получение ссуды оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

    Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.[14,84]

    Финансовый  отчет, как правило, включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

    Отчет о движении кассовых поступлений  основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

    Внутренние  финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

    Внутренние  управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и  

    14

    инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов  и т. д.

    Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

    Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

    Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.

    Заключение  на кредитную заявку представляет собой  типовой бланк, заполняемый кредитным  работником на основании изучения просьбы  клиента. В нем содержится положение  и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового  положения заемщика. В числе общих  положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т. ч. выданным другими банками.

    Финансовое  состояние клиента выражается в  показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный  работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам  кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения  
     

    15

    возвратности  кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

    Особое  место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.[14,91]

    Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают  собственные варианты кредитных  договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к  тому или иному механизму обеспечения  погашения кредита:

    - договор,  предусматривающий предоставление  заемщиком гарантий;

    - договор,  предусматривающий передачу заемщиком  залога;

    - договор,  предусматривающий страхование  ссуды за счет заемщика в  страховом обществе;

    - договор,  комбинирующий все или часть  предыдущих условий.

    Договоры  подобного рода обычно относятся  к коммерческой тайне банка.

    Белорусские банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако эта сторона их деятельности еще далека от совершенства, причем как в правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.) [15,173]

    В экономическом  плане кредитные договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений  банка с клиентом в зависимости  от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержат набора  

    16

    эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически  не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

    Учитывая  эти обстоятельства, а также международный  опыт, можно рекомендовать придерживаться следующей структуры типового кредитного договора.

    Предмет и сумма договора. В данном разделе уточняется вид кредита (укрупненный объект, совокупный объект, целевая ссуда на отдельную сделку), цель, сумма кредита, порядок регулирования предельного уровня (кредитная линия с правом или без права превышения, лимит).

    Порядок предоставления и  погашения ссуды. Раскрывается конкретный механизм выдачи и погашения ссуды с указанием предельного срока.

    Способы гарантии возврата кредита - залог, гарантия, поручительства, страхование.

    Условия кредитования. Указывается, каких уровней кредитоспособности должен придерживаться заемщик:

    - процентные  ставки и комиссионное вознаграждение;

    - обязательства  сторон;

    - санкции  при невыполнении условий договора;

    - порядок  разрешения споров;

    - срок  действия договора;

    - юридические  адреса сторон;

    - подписи  сторон.

    К кредитной  документации относятся также договоры о залоге, гарантийные письма, страховые  полисы.

    Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т. ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить  

    17

    взыскание на предмет залога; порядок обращения  взыскания. Содержание договора  о  залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.[6,238]

    Гарантийные письма и страховые  полисы также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы. В этой связи положительно должна быть оценена практика заключения трехсторонних договоров поручительства и договоров страхования. Включение банка в число участников таких договоров повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять условия взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка. Важное значение имеет правильное оформление гарантийных писем, договоров страхования или поручительства (наличие печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц и т.д.). При использовании банковских гарантий необходимо заключение соответствующих межбанковских договоров (соглашений).

    В экономическом  аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат  ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой  организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом  имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи  с представителями гарантов для  выяснения их готовности выполнить  свои обязательства в случае непогашения  ссуды заемщиком.

    Основываясь на общепринятой документации, предоставляемой  клиентом для получения кредита, каждый банк сам определяет для заемщика пакет документов, наиболее отвечающий требованиям банка.

1.2.3. Кредитоспособность ссудозаемщиков и методы ее определения.

    Под кредитоспособностью ссудозаемщика понимается его способность погасить долговые обязательства перед коммерческими банками по ссуде и процентам по ней в полном объеме и в срок, предусмотренный кредитным договором. 

    18

    Методику  расчёта кредитоспособности каждый банк определяет самостоятельно, однако при этом обязательно должны учитываться  показатели, предусмотренные Инструкцией  по анализу и контролю за финансовым состоянием и платёжеспособностью  субъектов предпринимательской  деятельности, утверждённой постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. № 81/128/65. (4)

Информация о работе Организация кредитования юридических лиц в Республике Беларусь