Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:16, реферат
Контроль – это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению экономикой, функция, внутренне присущая управлению экономикой, подчиненная решению задач, стоящих перед управляющей системой. Поэтому назначение контроля соответствует целям управления, которые, в свою очередь, определяются экономическими и политическими закономерностями развития общества.
Оглавление
1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ…………………………..…………………..3
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...7
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ: ЦЕНТР – ОКРУГ – ОБЛАСТЬ...........................................................................16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……….29
В принципе, ГФК можно
представить как сложную
На рис. 1 раскрыты основные направления ГФК, параметры его объектов: законность, целесообразность, эффективность, оптимальность оргструктуры. Указанные параметры выступают своеобразными агрегатами многочисленных, но менее важных требований (например, такие параметры, как рациональность, обоснованность, полнота, точность, своевременность так или иначе, в конечном счете, включены в вышеприведенные). Например, при проверке выделения финансовых средств получателям, осуществления денежных переводов устанавливается соблюдение полноты, точности, своевременности и иных моментов, предусмотренных законодательством.
Рис. 1. Параметры государственного финансового контроля
В конечном итоге, проверка
соблюдения законов и других нормативно-правовых
актов финансово-хозяйственного характера
позволяет поддержать устойчивость
бюджетных процессов и
Целесообразность – категория,
охватывающая не только характеристику
целевого расходования государственных
средств и использования
Последнее из основных направлений
– оптимизация организационной
структуры управления государственными
финансами и иной собственностью.
Здесь оценивается и структура
аппарата, и численность, и распределение
обязанностей между ответственными
работниками государственных
Эта область ГФК тесно
связана с административным контролем
(контролем исполнения). Следует
отметить, что оптимальность
Остановимся на практических вопросах организации государственного финансового контроля.
Необходимо признать, что отсутствие правильной и четкой стратегии реформирования органов контроля, непоследовательность действий и прямые ошибки не позволили создать эффективно функционирующую в условиях перехода к рынку государственную систему контроля в Российской Федерации. На наш взгляд, вообще отсутствует официальная позиция по поводу государственного контроля. Например, в Конституции РФ о всех ветвях государственной власти сказано много, но слишком мало об органе, выполняющем контрольные функции (о Счетной палате РФ) – обеспечивающем саму эту власть и управление государством. По нашему мнению, основные положения (как минимум – статус и компетенция основных органов, их система) должны быть закреплены конституционно или в специальном законе.
Отсутствует концепция системы
ГФК – не говорится ни слова
о данной системе не только в Конституции
РФ, но даже в федеральных законах.
Совершенно очевидно, что такое положение
нельзя считать нормальным – это
значительно ослабляет
Обобщим главные недостатки государственного финансового контроля.
Все это говорит о том, что существующий государственный финансовый контроль системой назвать весьма сложно. Термин «система ГФК» в настоящее время применим достаточно условно – существует, скорее, не система, а некая совокупность разрозненных и слабо связанных между собой контролирующих органов.
В итоге, естественно, о высокой эффективности ГФК говорить не приходится. В обоснование необходимости усиления (а, точнее, создания) системы ГФК может быть добавлен еще один немаловажный пункт: сильный и хорошо организованный ГФК за деятельностью экономических единиц – реальная и единственная альтернатива, по крайней мере на уровне коммерческих организаций, власти организованной преступности.
С нашей точки зрения,
слабая система контроля, отсутствие
продуманной концепции ГФК –
следствие традиционной недооценки
его роли и значения. Причина такого
положения дел видится, прежде всего,
в недостаточном развитии в нашей
стране науки о контроле, в недостатке
специалистов в этой области, в упрощенном
представлении о проблемах
Одно из очевидных проявлений
недооценки контроля - недостаточное
внимание к вопросам ГФК со стороны
ученых и практиков. Не развита соответствующая
научно-исследовательская база, практически
отсутствуют учебный материал и
современные научно-
В принципе, отсутствие научной теории контроля, учитывающей закономерности развития России, является одной из главных причин, тормозящих не только формирование действенной правовой базы контроля, но и практическое создание тесно взаимодействующих друг с другом элементов единой государственной контрольной системы.
Если и дальше уделять столь мало внимания проблемам ГФК, то нельзя ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, что будут предотвращены казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства в сфере хозяйствования. Тем более, что развития ГФК требует и перспектива вхождения нашей страны в сообщество развитых государств (уже сейчас этого от нас требуют государства и международные организации-кредиторы). Поэтому преодоление отставания, как в области теории, так и в практике ГФК являются одной из основных и актуальных задач сегодняшнего дня.
Особо приоритетными являются мероприятия по укреплению контроля за исполнением доходной и оптимизацией расходной частей бюджета, т.е. вопросы усиления и совершенствования контроля за поступлением и расходованием государственных средств.
В целом для повышения
роли государства в регулировании
рыночной экономики необходимо скорейшее
решение вопросов и реальные действия,
связанные с формированием
Итак, для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо произвести существенные преобразования.
В первую очередь, с учетом достижений международной науки и практики, российских особенностей, конституционных и правовых норм должна быть разработана концепция реформирования и развития ГФК, создания его системы. Уже формулирование концепции, идеи, заложенной в ней, являясь актом государственного значения, потребует основополагающих государственных решений.
Большое значение для успешного проведения мероприятий по реформированию и развитию ГФК имеет легитимизация участия органов ГФК (их представителей) в законо- и нормотворческой деятельности. Например, им целесообразно не ограничиваться экспертизой законопроектов и пакетов различных документов, касающихся вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием государственных финансов и материальных ценностей (имущества), их учетом и контролем (включая акты ведомственного характера). Органы контроля должны принимать на себя большую ответственность посредством формально установленного санкционирования. На наш взгляд, должен быть установлен более строгий порядок экспертной оценки и визирования нормативно-правовых актов до их регистрации Минюстом России. В этом плане органами ГФК (в частности, Счетной палатой Российской Федерации), прежде всего, должны быть оценены все возможные финансовые последствия этих актов (в том числе в аспекте материально-технического и организационного обеспечения их реализации).
Основные направления реформирования и развития системы ГФК нам представляются следующими:
Следует отметить, что свойства
системы ГФК развиваются под
влиянием управляющих воздействий
и сами являются факторами управления.
Важнейшими из таких факторов являются
способность системы
Поясним это на примере системы кадрового обеспечения ГФК. В данной системе предполагается наличие следующих основных элементов:
Информация о работе Организационные основы создания государственного финансового контроля