Организационные основы создания государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:16, реферат

Описание работы

Контроль – это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению экономикой, функция, внутренне присущая управлению экономикой, подчиненная решению задач, стоящих перед управляющей системой. Поэтому назначение контроля соответствует целям управления, которые, в свою очередь, определяются экономическими и политическими закономерностями развития общества.

Содержание

Оглавление

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ…………………………..…………………..3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...7

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ: ЦЕНТР – ОКРУГ – ОБЛАСТЬ...........................................................................16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……….29

Работа содержит 1 файл

нау ис раб.docx

— 68.79 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Астраханский государственный  университет»

Факультет бизнеса и экономики

Кафедра государственного и  муниципального управления, учета и  аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно –  исследовательская работа

«Организационные основы создания государственного финансового контроля»

Магистранта Сызрановой О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань, 2012г.

Оглавление 

 

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ…………………………..…………………..3

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...7

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  КОНТРОЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ:  ЦЕНТР – ОКРУГ – ОБЛАСТЬ...........................................................................16

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

Контроль – это неотъемлемая составная часть деятельности по управлению экономикой, функция, внутренне  присущая управлению экономикой, подчиненная  решению задач, стоящих перед  управляющей системой. Поэтому назначение контроля соответствует целям управления, которые, в свою очередь, определяются экономическими и политическими  закономерностями развития общества.

Контроль, являясь средством  познания реальной действительности и  орудием воздействия на отношения  общественного воспроизводства, становится основным источником информации для  выявления причин нарушений, возникающих  в процессе реализации отношений  общественного воспроизводства, и  методом преобразования этих отношений  в соответствии с целями дальнейшего  их развития.

Лимская декларация руководящих принципов контроля (статья 1 Общих положений) – декларация принята IX конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977 году – содержит следующее определение контроля: «Контроль не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономного расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб и осуществить мероприятия по предотвращению таких нарушений в будущем».

Таким образом, контроль –  это ключевая, на наш взгляд, составляющая управленческого цикла, позволяющая  построить адекватную модель воздействия  принятых решений на управляемый  объект, а при выявлении отклонений установить их причины и осуществить  необходимую коррекцию рассматриваемой  модели, а также установить степень  надежности информационной системы. Для  того чтобы эффективно выполнять  эту функцию управления, контроль должен быть интерактивным, т.е. он не должен ограничиваться выявлением отклонений от ожидаемых показателей, а, используя  принцип положительной обратной связи, поддерживать динамическое равновесие всей управляемой системы.

Особое место в управленческой деятельности занимает управление финансами, где необходимо выделить планирование, оперативное управление и контроль.

Существует достаточно много  мнений относительно содержания контроля в системе управления финансами. По нашему мнению, для внесения ясности  в данный вопрос необходимо разграничить непосредственно финансовый контроль и иные виды контроля, используемые при управлении финансово-хозяйственной  деятельностью в целом и финансами  – в частности.

Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации.

Субъектами финансового  контроля, т.е. пользователями информации, контролирующими деятельность ревизионных  единиц, являются особые органы, организации  или структурные подразделения, наделенные контрольными функциями  в области финансов.

Объектом финансового  контроля являются финансовые отношения  субъектов хозяйствования и/или  государства в процессе формирования и целевого использования фондов денежных средств.

Если исходить из положения  о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи  формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности, то предметом финансового контроля являются финансовые, а также хозяйственные операции и процессы, имеющие место в субъектах хозяйственной деятельности.

Непосредственно на практике это выражается в контроле финансовых (стоимостных) показателей, таких как  прибыль, доходы, налоги, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.

В качестве объектов финансового  контроля могут выступать:

а) государственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

б) финансы юридических  лиц (финансы государственных и  коммерческих предприятий, учреждений, организаций; финансы общественных объединений; финансы учреждений и  организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность);

в) финансы физических лиц (граждан, осуществляющих деятельность в качестве субъектов предпринимательской  деятельности).

Состояние государственных  финансов характеризуется разнообразной  финансовой информацией: о государственных  доходах, источниках их формирования; о государственных расходах; о бюджетном дефиците; о доходах и расходах внебюджетных фондов.

Финансы юридических лиц  характеризуются информацией об объемах и формах финансовых средств, источниках их формирования, направлениях использования финансовых ресурсов, формировании и использовании целевых  фондов денежных средств, финансовом состоянии  предприятий, учреждений, организаций, финансовых аспектах совершенных и  планируемых сделок, о привлечении  и использовании средств акционеров, кредитных и иных денежных источниках, о выполнении годовых финансовых показателей.

Источником информации о  деятельности объекта финансового  контроля являются данные учета и  отчетности (оперативный, бухгалтерский, статистический). К качеству финансово-экономической  информации предъявляются определенные требования, прежде всего, она должна удовлетворять пользователей информации, иначе говоря, – быть полезной.

На эффективность финансового  контроля решающее влияние оказывают  принципы и методы его организации  и проведения. В условиях рыночной экономики основополагающими принципами финансового контроля должны стать  его объективность и компетентность, а также:

  • открытость для субъектов контроля, доступность результатов контроля для всех заинтересованных сторон (с учетом, однако, требования соблюдения коммерческой тайны);
  • всеобщность или повсеместность: не должно быть зон, свободных от контроля в той или иной форме;
  • полнота и действенность: должна быть достигнута основная цель контроля, т.е. на основании полученных результатов необходимо принять меры по устранению допущенных нарушений или оптимизации деятельности проверяемого субъекта;
  • регулярность: для повышения эффективности обычно сочетают плановый контроль с внеплановыми проверками;
  • независимость.

Остановимся на последнем  принципе. Следует заметить, что  независимость аудита (независимый  контроль, осуществляемый вневедомственными  организациями – аудиторскими фирмами) состоит в отсутствии какого бы то ни было влияния на формирование мнения аудитора о деятельности проверяемой организации и составление аудиторского отчета, в то время как независимость контроля может означать, что контроль за каким-либо фактом или событием возможен лишь в том случае, если информация об этом событии или факте поступает как минимум от двух независимых друг от друга источников информации.

Наличие независимых источников информации дает возможность сравнения  и анализа полученных от них данных и, как следствие, метод установления достоверности информации о совершенном факте или событии (такими независимыми источниками могут быть или функционально независимые друг от друга внутренние службы, или же сама ревизионная единица и проверяющий ее независимый аудитор и т.п.).

На наш взгляд, комментария  требует и такой принцип контроля, как всеобщность. Обращаясь к  практике контроля, можно увидеть, что  невозможно осуществить контроль каждой информационной системы, каждого источника  информации в полном объеме.

В сфере финансовой и хозяйственной  деятельности для оценки возможностей контроля следует обратиться к вопросу  эффективности такой информационной системы хозяйственных единиц, как  система бухгалтерского учета. Согласно теореме К. Геделя, «невозможно построить  непротиворечивую и в то же время  достаточно содержательно полную информационную систему». На практике это может  означать, что «возможности информационной системы бухгалтерского учета в  отражении всех явлений хозяйственного процесса ограничены тем, что, начиная  с определенного объема информации, перерабатываемого системой..., возникает  потенциальная возможность дезинформации». Можно сделать вывод, что и  система контроля, также являясь  информационной, использующая в качестве одного из источников информации данные бухгалтерского учета, не может быть всеохватной или всеобщей.

На практике подтверждение  вышесказанному мы находим в факте  «выборочности» контроля. Не все хозяйственные  объекты, не по каждому аспекту деятельности и не все имеющиеся на этих объектах документы подвергаются контролю, проверке на достоверность.

Финансовый контроль невозможно рассматривать в отрыве от системы  финансового управления, так как  финансовый контроль – функциональный элемент финансового управления, включающего: финансовое планирование, организацию выполнения принятого решения и контроль. Рассматривая финансовый контроль в таком аспекте наиболее очевидно переплетение финансового контроля с другими видами контроля. Например, административным, если говорить о контроле соблюдения финансовой дисциплины, маркетинговым контролем, если говорить об определении фактической рентабельности различных товаров, территорий, сегментов рынка и каналов сбыта.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Государственный финансовый контроль (ГФК) – одна из важнейших  функций государственного управления. В широком смысле ГФК – это  установленная законодательством  деятельность органов государственной  власти и управления всех уровней  по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, предприятий, организаций (в том числе внутреннего контроля) с полным или частичным государственным участием или особо связанных с государством.

Цель ГФК – обеспечение  соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования, государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными  объектами, их сохранностью и преумножением  для выполнения функций государства.

ГФК реализуется, главным  образом, в регламентированной законодательством  деятельности специальных государственных  органов: Счетной палаты РФ, Главного контрольного управления Президента, Департамента государственного финансового  контроля и аудита Минфина РФ, Главного управления федерального казначейства Минфина РФ, Министерства РФ по налогам  и сборам. Федеральной службы налоговой  полиции РФ, Государственного таможенного  комитета РФ, органов банковского  контроля России, а также различных  государственных органов, осуществляющих ведомственный финансовый контроль в пределах своих полномочий. Эти органы осуществляют деятельность по оценке государственных программ и аспектов бюджетного процесса, а также по надзору и проверке органов государственной власти, организаций и их объединений для оценки соответствия целевому назначению, рациональности, полноты и своевременности направления и использования государственных финансовых ресурсов, вскрытия резервов в их формировании и расходовании, выявления фактов несоблюдения законности и низкой эффективности финансово-хозяйственных операций и неправильного их отражения в отчетности, установления полноты и своевременности расчетов с государственным бюджетом и внебюджетными фондами, а также выявления резервов повышения эффективности деятельности и роста доходов государственного бюджета. Очевидно, что от эффективности ГФК в конечном итоге зависит экономическое и политическое благополучие государства.

Информация о работе Организационные основы создания государственного финансового контроля