Организационные основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов аудиторской деятельности в России так и за рубежом, а также разработка рекомендаций по повышению качества аудита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-сущность, понятие и цели аудиторской деятельности;
-нормативное регулирование аудиторской деятельности;
-организация и поведение аудиторской деятельности в России и за рубежом;
-контроль и качество аудита.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….….3
Глава I. Общая характеристика аудита и аудиторской деятельности…………..5
1.1. Сущность, понятие и цели аудиторской деятельности...……………..….….5
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………..……….…..10
1.3. Субъекты регулирования аудиторской деятельности………………..….…14
Глава II. Основы организации аудита и аудиторской деятельности…..………19
2.1.Организация и проведение аудита в России и за рубежом………………….19
2.2. Концепции регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………….…….37
2.3. Система контроля и качества аудита в России………………………………38
2.4. Рекомендации по повышению качества аудита……………………………..41
Заключение………………………………………………………………...................44
Литература…………………………………………………………….……………...46

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 167.93 Кб (Скачать)

        Аудит в Германии имеет  несколько направлений:

  • аудиторский контроль предприятия в конце финансового года (проверка правильности ведения бухгалтерских книг, проверка годовой отчетности);
  • аудиторский контроль документов юридического лица в период его основания на предмет соответствия законодательству страны;
  • аудиторский контроль по поручению общего собрания акционеров (как правило, отдельные области деятельности акционерного общества, а не все);
  • аудиторский контроль отдельных сегментов деловой и финансовой деятельности (в частности, депонированные ценные бумаги в кредитных учреждениях);
  • аудиторские проверки на предмет обнаружения правонарушений, включая контрольные проверки текущего характера, превентивные проверки с целью предупреждения возможных нарушений;
  • контрольная проверка всего предприятия или его части (например, в случае продажи).

    Развитие  аудита в США.

        В США аудиторское дело возникло под  влиянием британской практики аудита. На это прямо указывает американский автор Уильям Стемберг, который писал, что «функция аудита... была перенесена в Соединенные Штаты британскими бухгалтерами в конце XIX столетия». До начала XX века в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных, относящихся к балансу. В 1886 г. в США был принят первый закон о присяжных бухгалтерах, который дал начало процессу образования аудиторских фирм. В 1887 г. была образована ассоциация аудиторов Америки, а в 1896 в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность - в частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью. В 1905 г., а затем и в 1909 г. Р. Монтгомери издал с редакционными исправлениями в США книгу Лоуренса Дикси «Аудит: практическое руководство для аудиторов». Развивая идеи Лоуренса Дикси, он писал, что цель аудита сводится к раскрытию вольных и невольных ошибок, которые могут иметь место в финансовой отчетности. Исходя из этого, и была выстроена иерархия аудиторских задач, связанная с обнаружением трех видов ошибок:

        1) вольных (злоупотребления);

        2) невольных (описки, арифметические ошибки);

        3) принципиальных (выбор неверных  методологических приемов).

        Однако  темпы развития бизнеса в США  резко отличались от британских, для  Америки английские методы стали  неприемлемыми вследствие того, что  британский стиль проверки требует  чересчур много времени и средств. Американский аудит вследствие специфики  сверхбыстрых темпов роста американского  бизнеса конца XIX века - начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а, следовательно - в прогрессивных  технологиях аудита. Американские аудиторы начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки, которую Монтгомери охарактеризовал как «проверка канцелярской точности». Спрос кредиторов, в основном банков, привел к расширению задач аудита и к разработке новых методов аудита и подхода к стандартизации.

           По данным  в США аудит обязателен для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commision), созданной в 1934 г. после биржевого краха на Уолл-стрит в 1929 г. Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о биржах 1934 г. требовали, чтобы зарегистрированные компании составляли соответствующие формы финансовой отчетности.  В США имеются два типа профессиональных и негосударственных аудиторских организаций. Один из них представлен на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским Институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA). Этот институт возник в 1887 г. и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров. Он удостоверяет квалификацию соискателя, который сдает соответствующие экзамены и получает диплом бухгалтера-аудитора. Институт руководит научной и методической работой в США, публикует монографии и издает ряд журналов по аудиту, среди которых наибольшую популярность имеет «Джорнэл оф Эккаунтенси».

              70-80-годы XX века в США отмечены  повышенным интересом общественности  к кругу обязанностей и работе аудиторов. Следствием ряда неудачных проверок, повлекших за собой судебные разбирательства, явились слушания в Конгрессе, создание специальных комиссий для определения роли и ответственности аудитора. Так, например, Американский институт присяжных бухгалтеров определяет аудит как «процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям», а комитет Американской ассоциации бухгалтеров по основным концепциям учета дал такое определение аудиту: «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».

          Для того чтобы получить лицензию от штата на ведение практики и право называться «присяжный бухгалтер», претендент должен выдержать экзамен, «который проводится раз в полгода, ... готовится Экзаменационной комиссией и проводится одновременно на всей территории США в мае и ноябре» и отвечать требованиям комиссии по уровню образования и опыта.

           Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод,  что ведущие страны развитого рынка в Европе и Америке имеют многовековой опыт проведения аудита. Как развитый институт правовой экономики и современного гражданского общества аудит сформировался именно на Западе.

          Подведя итог выше сказанному  можно сделать вывод, что международная теория и практика аудита складывалась в условиях конкурентной борьбы. На Западе все это сопровождалось соответствующими исследованиями и широкими публичными обсуждениями этих исследований. В целом действующие системы организации и регулирования аудиторской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой – Соединенных Штатах Америки, Швеции, Франции, Германии – определяются, главным образом, национальными традициями аудита, учитывающими специфику каждой страны, систему ее государственного устройства, уровень экономики, традиции общественного самоуправления и т. д. Отличие аудита в России и за рубежом можно увидеть в таблице, где четко показано какие органы регулируют аудиторскую деятельность и какова система подготовки аудиторских кадров. 
     
     
     
     
     

       Характеристика  аудита в России и  за рубежом.

        Таблица 1

№ п/п Страна Показатели
Основная  цель аудита Органы, регулирующие аудиторскую  деятельность Системы подготовки аудиторских  кадров
1 2 3 4 5
1

Англия

Контроль за правильностью ведения бух. учета, составления отчетности и выражения мнения о финансовой отчетности предприятия Комитет дипломирован-ных бухгалтеров и аудиторов Комитет дипломированных  бухгалтеров и аудиторов
2

Франция

Внешний финансовый контроль достоверности финансовой отчетности негосударственного сектора  экономики
    1. Орден бухгалтеров-экспертов

    2. Национальная  палата ревизоров

    1. Орден бухгалтеров-экспертов

    2.   Национальная палата ревизоров

3

США

Проверка финансовых отчетов независимыми аудиторами и  экспертно-консультативная деятельность
    1. Федерация обществ аудиторов

    2. Институт внутренних ревизоров

    3. Институт бухгалтеров

    1. Институт дипломированных аудиторов

    2. Институт внутренних аудиторов 

4

Швеция

Проверка финансовых отчетов предприятий, компаний, банков, организаций и правильности отражения  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета
  1. Комиссия по аудиторской деятельности
    2. Шведское общество аудиторов (SRS)
1. Комиссия по        аудиторской  деятельности

    2. Институт повышения квалификации аудиторов (UPEB)

    3. Шведское общество  аудиторов (SRS)

5

Россия

Независимая экспертиза бух. отчетности хоз.субъекта путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бух.учета, соответствия хоз. и фин. операций закон-тву РФ, полноты и верности отражения показателей деятельности предпр. в бух.отч. уполномоченный федеральный орган гос. регулирования аудиторской деят. Учебно-методические центры.
     

   2.2. Концепции регулирования  аудиторской деятельности  в Российской Федерации

  Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. В мировой практике существуют две концепции регулирования аудиторской деятельности.

  1. Концепция государственного регулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью. Эта концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ.
  2. Концепция саморегулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями и ориентирована в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Эта концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3. Система контроля и качества аудита в России 

         Согласно п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности цель аудита - «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Достижение поставленной цели, обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора в значительной степени зависят от осуществления системного контроля качества аудиторской деятельности.

   Основная  цель контроля за качеством работы аудиторских организаций - обеспечение разумной уверенности в том, что аудит и сопутствующие аудиту услуги:

   - соответствуют  требованиям Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 01.07.2010) и других нормативных актов Российской Федерации, Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (далее - ПСАД), внутренних правил (стандартов), разрабатываемых саморегулируемыми организациями аудиторов (далее - СРОА);

   - гарантируют  высокое качество выполнения  всех заданий.

     Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита — это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.

     Возникновение этой ситуации связано со следующими причинами:

      во-первых, в связи с неверной оценкой величины аудиторского риска у аудируемого лица. Категория риска — одна из основополагающих в аудиторской проверке. От его уровня зависит не только материальная, но и моральная ответственность аудитора. В случае если аудитор не смог обнаружить существенные искажения отчетности и составил положительное заключение, а фирма-клиент впоследствии была оштрафована, аудиторы могут быть обвинены в некомпетентности и привлечены к ответственности;

   во-вторых, из-за несоблюдения критериев качества аудита;

   в-третьих, из-за несоблюдения интересов аудируемого лица и Других пользователей профессионального мнения аудитора.

     Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества.

    Особое  место в процессе обеспечения  качества занимает контроль. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий оказания аудиторских услуг высокого качества.

        Система контроля за качеством аудиторских услуг организаций включает:

  1. Цели контроля качества. К ним относят:

    а) выполнение требований Закона № 307- ФЗ, других нормативных актов, ПСАД, внутренних стандартов аудита;

    б) соответствие условиям конкретного задания;

    в) высокое качество выполнение всех заданий.

    2.  Элементы системы контроля качества.

         а) обязанность руководства обеспечивать качество аудиторских услуг;

         б) этические требования;

      в) кадровая работа;

      г) выполнение задания;

      д) мониторинг.

    Таким образом, формирование системы обеспечения  качества аудита представляет собой  исследование влияния на него различных  внешних и внутренних факторов и  является достаточно сложным процессом. Это обусловлено необходимостью оценки множества показателей, разработки методик и регламентации внутренних процессов. Как следствие, создание системы обеспечения качества аудита должно осуществляться на основе тщательного  перспективного анализа, прогнозирования  изменений внешних и внутренних условий, вероятностный характер которых  существенно затрудняет создание системы  обеспечения качества. Кроме того, разработка данной системы в аудиторской  фирме связана с проблемой  оценки требуемых характеристик, факторов, оказывающих влияние на качество аудита, формирования оптимальной, с  позиции достижения высокого качества оказываемых услуг, модели обеспечения  качества аудита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организационные основы аудиторской деятельности