Организационные основы аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных аспектов аудиторской деятельности в России так и за рубежом, а также разработка рекомендаций по повышению качества аудита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-сущность, понятие и цели аудиторской деятельности;
-нормативное регулирование аудиторской деятельности;
-организация и поведение аудиторской деятельности в России и за рубежом;
-контроль и качество аудита.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….….3
Глава I. Общая характеристика аудита и аудиторской деятельности…………..5
1.1. Сущность, понятие и цели аудиторской деятельности...……………..….….5
1.2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………..……….…..10
1.3. Субъекты регулирования аудиторской деятельности………………..….…14
Глава II. Основы организации аудита и аудиторской деятельности…..………19
2.1.Организация и проведение аудита в России и за рубежом………………….19
2.2. Концепции регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации……………………………………………………………………….…….37
2.3. Система контроля и качества аудита в России………………………………38
2.4. Рекомендации по повышению качества аудита……………………………..41
Заключение………………………………………………………………...................44
Литература…………………………………………………………….……………...46

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ (Автосохраненный).docx

— 167.93 Кб (Скачать)

           Основными целями аудиторской деятельности являются:

    1. Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.

            Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия, установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.

               Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для вселяющего знания, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности.

               2. Установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки [7]. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Нормативное регулирование аудиторской  деятельности в Российской Федерации
 

       Система нормативного регулирования аудиторской  деятельности в Российской Федерации представлена на рис. 1.   

           

       Первый  уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими законодательными актами, прямо и косвенно влияющими на организацию аудиторской деятельности. Упомянутый закон определяет цели и содержание аудиторской деятельности, критерии обязательного аудита и основные принципы его проведения, субъективный состав участников аудиторской деятельности, их права и обязанности.. В этом законе отмечено, что осуществление функций федерального органа госрегулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый правительством РФ. В настоящее время функции федерального органа госрегулирования аудиторской деятельности возложено на министерство финансов РФ.

             Основными функциями федерального органа являются: 
    1. выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности; 
    2. нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом; 
    3. ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций; 
    4. анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации; 
               Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

  • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулируемых аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций.

       Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, представляющие второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности, являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением рекомендательных положений. Они разрабатываются на основе Международных стандартов аудита и утверждаются Правительством Российской Федерации.

          К третьему уровню системы нормативного регулирования аудиторской деятельности относятся внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые вправе разрабатывать профессиональные аудиторские объединения. При этом стандарты аудиторской деятельности третьего уровня не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и их требования не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

           Аудиторские организации вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и их требования не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Аудиторские организации в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Самостоятельно разработанные аудиторскими организациями правила формируют четвертый уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности.

          Развитие системы нормативного регулирования позволило разработать федеральные правила-стандарты. Разработку их осуществлял совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе.

           К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

       1. Гражданский кодекс РФ.

       2. Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности» № 307-ФЗ от 30 декабря  2008г.

       3. Налоговый кодекс РФ.

       4. Уголовный кодекс РФ.

       5. Кодекс РФ об административных  правонарушениях.

       6. Закон РФ «О бухгалтерском  учете» № 129- ФЗ от 21 ноября 1996г.

            7. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по         обеспечению проведения обязательного аудита"

       8. Положение о Совете по аудиторской  деятельности при Министерстве  финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).

       9.Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» №  от  2007г.[26, ссылка] 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.3. Субъекты регулирования  аудиторской деятельности 

                     Сторонами по  договору  при осуществлении  аудиторской  деятельности выступают экономические субъекты и аудиторы - как аудиторские фирмы,  так  и работающие   самостоятельно.  

             Аудиторской деятельностью имеют  право  заниматься:

    - физические  лица

    - аудиторы  и  юридические  лица 

    - аудиторские   фирмы  независимо  от   вида  собственности, в том числе  иностранные и созданные совместно  с  иностранными юридическими  и физическими лицами. Аудиторская  фирма может быть основана  на смешанной форме собственности,  т. е. её имущество находится   в  определённых долях  в   частной,  государственной,  муниципальной   и  иной  собственности.

               Аудиторские фирмы регистрируются  как предприятия, создаваемые  в  целях осуществления аудиторской  деятельности, и могут иметь любую   организационно - правовую форму,  предусмотренную законодательством  РФ, за  исключением  формы акционерного  общества  открытого  типа.  Аудиторская   фирма   может   быть учреждена в форме индивидуального  (семейного) частного предприятия,  полного товарищества,   смешанного   товарищества,   товарищества   с   ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого   типа),  государственного, муниципального  предприятия.

              Занятие аудиторской деятельностью  происходит  на  основе  специального  разрешения (лицензии), а  также   при  наличии  квалификационного   аттестата. Постановлением Правительства   РФ  утверждены  порядок  аттестации  на  право осуществления аудиторской  деятельности. Согласно  Указу   Президента  РФ  все физические  лица,  занимающиеся  аудиторской   деятельностью,  обязаны  пройти  аттестацию и получить квалификационный аттестат  аудитора  единого  образца. Проведение аудиторской деятельности без аттестации запрещается.

                Аудиторские  фирмы  начинают  свою  работу   после   государственной  регистрации в качестве субъекта  предпринимательской деятельности,  получения лицензии и включения  в государственный реестр  аудиторов,  ведение  которого организует  Комиссия  по  аудиторской   деятельности.   Право   учредителей,  собственников,  участников  аудиторской   фирмы  определять   её   внутреннюю структуру, взаимоотношения  руководителей фирмы  и   аудиторов  по  оформлению аудиторского  заключения должны устанавливаться  в уставе фирмы. Организация  аудиторской деятельности показывает, что нельзя применять все правила  об аудиторских  фирмах  к   аудиторам,  занимающимся  этим  видом предпринимательства самостоятельно. Аудитор,  получивший  квалификационный  аттестат, вправе заниматься аудитом  без получения лицензии.

                  Аудиторской деятельности вправе заниматься физические лица (аудиторы) и юридические лица (аудиторские организации). Физические лица, осуществляющие свою деятельность самостоятельно, обязаны пройти государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Субъекты аудиторской деятельности обладают ограниченной правоспособностью, выражающейся в установленном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» запрете на ведение ими какой-либо предпринимательской деятельности, кроме проведения аудиторских проверок и оказания, сопутствующих аудиту услуг. Аудиторы и аудиторские организации имеют право образовывать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Подобные аудиторские объединения не вправе самостоятельно заниматься аудиторской деятельностью.

       Субъекты аудиторской деятельности:

       1) аудиторские организации;

       2) индивидуальные аудиторы;

       3) аудиторы;

       4) аудируемые лица.

                  Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (СОА). Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. Если в течение трех месяцев с момента государственной регистрации коммерческая организация не вступила в одно из СОА, то она не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», производные слова от слова «аудит», а также заниматься аудиторской деятельностью.

            Индивидуальный аудитор — предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, имеющий право заниматься аудиторской деятельностью. Индивидуальный аудитор приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с момента внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций СОА, членом которой он является.

            Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СОА. Физическое лицо признается аудитором с момента внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме аудиторской, после получения лицензии. Индивидуальный аудитор имеет право заключать трудовые договоры с физическими лицами, в том числе с аудиторами. При этом деятельность аудитора в рамках трудового договора с индивидуальными аудиторами приравнена к деятельности в качестве работника аудиторской организации.

            Аудируемое лицо — организации и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, финансово-хозяйственная деятельность которых подвергается аудиту. [7, стр. 40-43]

                    Права и обязанности субъектов аудиторской деятельности:

    1) самостоятельно  определять формы и методы  проведения аудита;  
    2) проверять в полном объеме финансово-хозяйственную документацию аудируемого лица, фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации;  
    3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения по возникшим в ходе проверки вопросам;  
    4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения мнения о достоверности отчетности в аудиторском заключении в случаях: непредставления всей необходимой документации; выявления обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о степени достоверности отчетности.

Информация о работе Организационные основы аудиторской деятельности