Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:13, курсовая работа
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Введение…………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗАДАЧИ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ………………………
7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности……………………….
7
1.2 Сущность, оценка и классификация обязательств……. 10
1.3 Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………..
16
1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств……………………...
18
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ…………………………………………….
24
2.1 Формы и виды безналичных расчетов и их характеристика…....…………………………………………..
24
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками....……..... 26
2.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…….... 25
2.4 Учет расчетов с использованием векселей…….......…... 32
2.5 Учет расчетов по претензиям…………………………… 36
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……………….……...…………………….
39
3.1 Учет расчетов по кредитам и займам……………………. 39
3.2 Учет расчетов по налоговым кредитам….……………… 45
3.3 Учет обязательств на забалансовых счетах……………... 48
3.4 Совершенствование учета долгосрочных и текущих обязательств….………………………………………………..
52
Заключение………………………………………………….…………. 56
Список использованных источников………...…………. 58
Приложения………………………………………….………………… 61
Основными формами безналичных расчетов, осуществляемых организациями-плательщиками с поставщиками и подрядчиками, являются:
акцептная;
аккредитивная;
расчетными чеками и чеками из лимитированных чековых книжек.
При
акцептной форме расчетов поставка
материальных ценностей (или оказание
услуг) поставщиком предшествует оплате,
т.е. оплата осуществляется по факту
поставки материалов или оказания услуг.
После получения ценностей
Отражение
в учете акцептной формы
Таблица 2.2 – Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма | Источник информации | |
Дебет | Кредит | |||
Поступили материалы от поставщика по покупной стоимости | 10 | 60 | 17762878 | Главная книга |
Отражена сумма НДС по покупным ценностям | 18 | 60 | 3197318 | Главная книга |
Погашена краткосрочная задолженность поставщику | 60 | 51 | 20960196 | Главная книга |
Примечание
- Источник: собственная
разработка
Аккредитивная форма расчетов является наиболее жесткой и применяется, как правило, к неаккуратным плательщикам или клиентам, не заслуживающим доверия. Эта форма расчетов предусматривает предварительную оплату материальных ценностей (работ или услуг). Передача ценностей поставщиком производится после поступления платежа или получения гарантии этого платежа в виде зарезервированных средств на специальном счете в банке.
Отражение
в учете в порядке
Таблица 2.3 – Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма | Источник информации | |
Дебет | Кредит | |||
Перечалены поставщику денежные средства в порядке предоплаты | 60 | 51 | 967600 | Главная книга |
Поступили материалы от поставщика по покупной стоимости | 10 | 60 | 850000 | Главная книга |
Отражена сумма НДС по покупным ценностям | 18 | 60 | 147600 | Главная книга |
Примечание
- Источник: собственная
разработка
Если при аккредитивной форме расчет осуществляется аккредитивами, то имеет место дебетовый перевод. Оформляется он заявлением на аккредитив.
Аккредитив открывается банком-эмитентом (банком плательщика) на основании договора, в котором предусмотрена такая форма расчета. Как правило, в договоре определяются условия аккредитива, а также вид аккредитива - отзывной, безотзывной, переводной и т.д.
Для расчетов с поставщиками по выставленным аккредитивам используется счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет 5511 «Аккредитивы». Этот субсчет открывается по поручению организации за счет ее средств или кредитов банка путем депонирования указанной суммы на специальном счете.
Депонирование средств гарантирует поставщику ценностей своевременный платеж за отгруженные товарно-материальные ценности и оказанные услуги. Средства с аккредитива перечисляются на расчетный счет поставщика на основе документов, подтверждающих отгрузку материалов.
Отражение в учете аккредитивной формы расчетов представим в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма | Источник информации | |
Дебет | Кредит | |||
Депонированы денежные средства на специальном счете для расчетов с поставщиком при открытии аккредитива | 55/1 | 51 | 89680085 | Главная книга |
Поступили материалы от поставщика по покупной стоимости | 10 | 60 | 760000 | Главная книга |
Отражена сумма НДС по покупным ценностям | 18 | 60 | 136800 | Главная книга |
Зачислены на расчетный счет поставщика денежные средства при исполнении аккредитива | 60 | 55/1 | 896800 | Главная книга |
Примечание
- Источник: собственная
разработка
Регистром синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и заказчиками в СПК «Едковский» является журнал-ордер №.
Журнал-ордер
ведется линейно-позиционным
Стоимость поступивших материалов, по которым расчетные документы поставщиком не предъявлены к оплате, записываются в журнале-ордере № 6 на основании акта приемки в общем порядке по каждой поставке отдельно. Ценности приходуются по учетной стоимости, временно принимаемой за фактическую. При этом вместо номера счета поставщика проставляется буква Н, что означает неотфактурованную поставку.
Если расчетные документы поставщика оплачены, а материалы еще не получены, записи в журнале-ордере № 6 делаются отдельно по каждому расчетному документу.
При поступлении материалов в течение текущего месяца их приходуют по тем же строкам, по которым сделана отметка об оплате.
После всех записей в журнале-ордере № 6 подсчитывают итоги по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с дебетуемыми счетами (07, 10, 15, 76 и др.).
При
этом выводят остатки по незаконченным
расчетам на конец месяца. Выведенное
сальдо по счету 60 должно равняться остатку
по этому счету в Главной книге, а в аналитическом
учете – суммам по платежным документам,
против которых отсутствует отметки об
оплате или списании, записанным в журнале-ордере
№ 6.
2.4
Учет расчетов с использованием
векселей
В условиях рыночной экономики, наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.
При вексельной оплате продаваемой продукции использует простые векселя банка.
Простой вексель – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные услуги, работы.
В нем указывают место и дату выдачи, сумму обязательства, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.
Поскольку векселя являются долговыми ценными бумагами, операции по их приобретению отражаются на субсчете 58/2 «Долговые ценные бумаги» (в сумме фактических затрат инвестора).
Так
как СПК 2Едковский не использует
в своей хозяйственной
Пример: Сельскохозяйственное предприятие осуществила покупку банковского векселя по цене выше номинала (12 тыс.руб.). Банк погасил вексель по номиналу (10 тыс.руб.). Одновременно с погашением векселя банк выплатил по нему проценты (4 тыс.руб.). В такой ситуации в учете организации делаются следующие проводки (таблица 2.5):
Таблица 2.5 – Корреспонденция счетов по учету расчетов с векселями
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма | Источник информации | |
Дебет | Кредит | |||
Перечислены деньги за вексель | 60 | 51 | 12000 | Главная книга |
Оприходован вексель (на основании акта приемки-передачи) | 58/2 | 60 | 12000 | Главная книга |
Списывается балансовая (учетная) стоимость векселя | 91/2 | 58/2 | 12000 | Главная книга |
Отражается задолженность банка по векселю в размере его номинальной стоимости | 62 | 91/1 | 10000 | Главная книга |
Начислены проценты по векселю | 76 | 91/1 | 4000 | Главная книга |
Получены деньги за вексель | 51 | 62 | 14000 | Главная книга |
Примечание - Источник: собственная разработка
Налогооблагаемая база определяется как разница между ценой реализации (погашения) ценных бумаг в налоговом периоде и ценой их приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию. В данной ситуации налогооблагаемая база составит 2 тыс.руб. (10 - 12 + 4). От этой суммы следует исчислить налог на доходы от операций с ценными бумагами по ставке 40%.
Рассмотрим порядок отражения в учете операций с векселем, приобретенным по цене ниже номинальной.
Пример: Организация приобрела у банка за 110 тыс.руб. дисконтный вексель номинальной стоимостью 160 тыс.руб. и рассчиталась им с поставщиком за товар стоимостью 150 тыс.руб.