Обязательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями – за купленные ими товары; с заказчиками – за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗАДАЧИ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ………………………
7
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности……………………….
7
1.2 Сущность, оценка и классификация обязательств……. 10
1.3 Порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………..
16
1.4 Нормативная правовая база, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств……………………...
18
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ…………………………………………….
24
2.1 Формы и виды безналичных расчетов и их характеристика…....…………………………………………..
24
2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками....……..... 26
2.3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…….... 25
2.4 Учет расчетов с использованием векселей…….......…... 32
2.5 Учет расчетов по претензиям…………………………… 36
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ……………….……...…………………….
39
3.1 Учет расчетов по кредитам и займам……………………. 39
3.2 Учет расчетов по налоговым кредитам….……………… 45
3.3 Учет обязательств на забалансовых счетах……………... 48
3.4 Совершенствование учета долгосрочных и текущих обязательств….………………………………………………..
52
Заключение………………………………………………….…………. 56
Список использованных источников………...…………. 58
Приложения………………………………………….………………… 61

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, Положением №1290 регулируются отношения  между продавцом (поставщиком) (далее - продавец) и покупателем (получателем) при приемке по количеству и качеству товаров, поставляемых по договорам купли-продажи (поставки, контрактации) или мены, заключаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь.

     Инструкция  о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008г.  № 183 [5];

     Инструкция  о порядке формирования и применения цен и тарифов (далее - Инструкция) распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству и (или) продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь.

     Пунктом 3 постановления  № 183 установлено, что данное постановление вступает в силу с 14 сентября 2008 г. и не распространяется на цены на товары, отгруженные и (или) оплаченные на территории Республики Беларусь на дату вступления в силу данного постановления, а также на определенные в установленном порядке до указанной даты розничные цены на товары, находящиеся в объектах розничной торговли.

      Четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных и правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

      К этому уровню относятся:

      Учетная политика СПК «Едковский» на 2010 год. Учетной политикой определены основные положения по ведению бухгалтерского учета данной организации.

      Рабочий план счетов бухгалтерского учета №45 от 01.01.2009 года разработан на  основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Минфина РБ от 30.05.2003  № 89 (Приложение А).

      Должностные инструкции работников бухгалтерии. В  инструкциях указываются права, обязанности, а также участки  выполняемой работы, закрепленные за каждым работником бухгалтерии (Приложение Б).

     Таким образом, базой для правового регулирования учета долгосрочных и текущих обязательств служит комплекс нормативных документов, включающих законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, инструкции, положения,  определяющих порядок расчетов, обязательный для всех участников безналичных расчетов.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ТЕКУЩИХТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 
 

    2.1 Формы и виды  безналичных расчетов  и их характеристика 
 
 

     Безналичный денежный оборот представляет собой совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег. Безналичный и налично-денежный оборот как две составные части единого денежного оборота взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому всегда необходимо учитывать эту связь и возможное влияние составных частей денежного оборота друг на друга. Однако в экономической теории и банковской практике эти вопросы еще не нашли своего окончательного решения. Ясно лишь то, что рациональная организация денежного оборота с точки зрения укрепления обращения денег требует дальнейшего расширения сферы безналичных расчетов и их совершенствования, улучшения денежно-кредитного регулирования, строгого соблюдения принципов кредитования, усиления связи между кредитными и кассово-эмиссионными операциями центрального банка, так как именно в процессе кредитования экономика получает необходимые платежные средства и наличные деньги.

     Государство постоянно расширяет сферу применения безналичных расчетов. На их долю приходится большая часть всего денежного оборота. Путем безналичного расчета производятся расчеты между предприятиями и организациями, между организациями и их вышестоящими органами, с финансово-кредитной системой. В настоящее время сокращается сфера применения наличных денег для расчетов с населением [1, c. 53].

     Одной из форм приобщения населения к безналичным расчетам является внедрение платежей за разного рода услуги путем перечислений с вкладов в коммерческих банках на счета предприятий и организаций и наоборот, а также осуществление расчетов за товары посредством чеков и банковских пластиковых карточек. Эти меры позволяют сокращать оборот наличных денег, что влечет за собой уменьшение издержек государства и способствует в определенной мере приросту вкладов населения. В общем объеме денежного оборота государств основное место занимает безналичный оборот — около 90 % всего оборота денежных средств.

     Гражданским кодексом Республики Беларусь  установлены  следующие формы безналичных  расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, платежное требование, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике.

     Платежное поручение — это распоряжение владельца расчетного счета обслуживающему банку о перечислении определенной суммы денег их получателю, указанному в поручении. Платежными поручениями производятся расчеты за полученные товары и оказанные услуги, по нетоварным операциям, по предварительной оплате товаров (услуг) и по авансовым платежам, если это предусмотрено договором. Схема документооборота при расчете платежными поручениями проста, и ее можно представить следующим образом.

     Платежное требование — это требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денег и зачислении ее па счет получателя средств. Специфика данного расчетного документа состоит в том, что:

     платежное требование применяется после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ;

     оплата  платежного требования осуществляется с согласия (акцепта) плательщика;

     в основе расчетов лежит система инкассо.

     Платежное требование составляется на бланке установленной  формы и представляется в обслуживающий  поставщика банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их, документов.

     Аккредитив  представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика, выдаваемое им по поручению покупателя, производить платежи поставщику при условии предоставления последним документов, подтверждающих отгрузку товаров, а также других условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении. Расчеты аккредитивами применяются в случаях систематической задержки платежей и если это предусмотрено договором [1, c. 59]

     Чек — один из видов ценных бумаг, который  может быть использован для получения  денег. По нему можно получить наличные деньги и осуществить безналичные  расчеты. Участники чековой формы расчетов -  чекодатель владелец счета), плательщик (банк), чекодержатель (получатель).

     Содержанием чека является письменное поручение  банку уплатить соответствующую  сумму чекодержателю.

     Банковская  пластиковая карточка - это обобщающий термин,  обозначающий все виды карточек, служащих в целом в качестве безналичных расчетов и средства получения кредита, но различающихся по назначению, по набору оказываемых с их помощью услуг, по техническим возможностям и организациям их выпускающим.

     В сфере денежного обращения банковские пластиковые карточки являются одним  из прогрессивных средств организации  безналичных расчетов, в которой  они представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями.

     Таким образом в настоящее время применяется различные формы платежей, которые призванных достоверно и вовремя производить все платежи по принятым обязательствам. 
 

     2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками 
 
 

     Отгрузка  и отпуск готовой продукции в СПК «Едковский» осуществляется складом на основании товарно – транспортных накладных  и счетов – фактур (Приложение В), которые заносятся в книгу регистрации выданных счетов – фактур, а по мере оплаты данные из счетов – фактур заносятся в книгу продаж.

     Отгрузка (отпуск) продукции покупателям производится в соответствии с заключенными договорами – поставки или непосредственно в процессе свободной продажи.

     Приемка поставляемой продукции по количеству, состоянию укупорки и внешнему оформлению производится заказчиком на складе СПК «Едковский». С этого момента заказчику переходит право собственности на продукцию. Поставляемая продукция СПК «Едковский», в соответствии с договором на поставку, отпускается по отпускным ценам, действующим на момент отгрузки.

     Учет  расчетов с покупателями и заказчиками в СПК «Едковский» ведется на активном синтетическом счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

     К каждому счету открыты следующие  субсчета:

     1. Расчеты в порядке инкассо.

     2. Расчеты плановыми платежами.

     3. Векселя полученные.

     4. Авансы полученные.

     5. Расчеты по государственным закупкам.

     6. Расчеты с прочими покупателями  и заказчиками.

     В зависимости от порядка расчетов за продукцию работу или услуги в бухгалтерском учете СПК «Едковский» расчеты с покупателями и заказчиками отражают следующим образом(таблица 2.1):

Таблица 2.1  – Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями и заказчиками 

Содержание  операции Корреспонденция счетов Сумма Источник  информации
Дебет Кредит
На  сумму предъявленных  покупателям  и заказчикам к оплате расчетных документов 62/1 90/1 304000 ж/о 11-АПК
На  сумму авансов, поступивших под  поставку продукции.  51 62/4 500000 ж/о 11-АПК

 

Продолжение таблицы 2.1

1 2 3 4 5
Начислена задолженность ОАО «Лидахлебопродук»  за продукцию реализованную в качестве госзакупа. 62/5 90/1 3000000 ж/о 11-АПК

Примечание - Источник: собственная  разработка 

     В СПК «Едковский» бухгалтерский  учет ведется по отгрузке продукции, а исчисление всех налогов производится исходя из оплаченной покупателями продукции.

      Для отражения операций по учету реализации используются следующие регистры: реестр документов по реализации готовой продукции (ф. № 63-АПК) (Приложение Д), реестр документов по реализации товарно-материальных ценностей, работ и услуг основных средств и прочих активов (ф. № 64-АПК); ведомость учета реализации продукции, работ и услуг (ф. № 62-АПК), журнал-ордер № 11-АПК (Приложение Е). 
 
 

     2.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 
 
 

      Для отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в СПК «Едковский» предназначен синтетический активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет предназначен для учета расчетов за:

      товарно-материальные ценности, включая электроэнергию, газ, воду, пар и т.д. - независимо от времени оплаты за них;

      принятые  работы и потребленные услуги - независимо от принятого порядка оплаты за них.

      По  кредиту счета 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта по приобретаемым  ценностям, принятым работам или  потребленным услугам с НДС.

      Перечисление  денежных средств поставщикам за приобретенные ценности, принятые работы, потребленные услуги отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». 

      Для получения материальных ценностей  в бухгалтерии СПК «Едковский выписывается доверенность, которая регистрируется в журнале выданных доверенностей (Приложение Г). Порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками выбирается организациями самостоятельно и регулируется договорами на поставку ценностей, выполнение работ или оказание услуг. Расчеты могут осуществляться в форме дебетовых или кредитовых переводов.

Информация о работе Обязательства