Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение данного предприятия, выявление недостатков в учете, использование материально – производственных запасов, организации учета поставки материалов, методов проведения аудиторской проверки и предложение рекомендаций по совершенствованию порядка учета материально – производственных запасов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Производственные запасы. Общие положения……………………………..3
1.1. Понятие материально-производственных запасов и их оценка……....3
1.2. Классификация материально - производственных запасов………….10
1.3. Документальное оформление движения материально – производственных запасов………………………………………..………...14
Бухгалтерский учет материально – производственных запасов…..............22
2. 1. Учет материалов…………………………………………………….......22
3. Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов……………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………37
Расчетная часть ………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 77.61 Кб (Скачать)

       Если  в качестве варианта учетной политики при заготовлении производственных запасов используются счета 15 «Заготовление  и приобретение материалов» и 16 «Отклонения  в стоимости материалов», покупная стоимость заготовления материалов исчисляется на основании расчетных  документов поставщиков, документов, приложенных  к авансовым отчетам подотчетных  лиц, и других документов, дающих основание  рассматривать их как расходы  по формированию фактической себестоимости  приобретенных ценностей:

Дебет счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 19 «НДС по приобретенным ценностям» Субсчет 3 «НДС по приобретенным материальным ресурсам» Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»

71 «Расчеты с подотчетными лицами» и другие .

      На  сумму предъявленной поставщику претензии по недостаче и другие.:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Субсчет 2 «Расчеты по претензиям» Кредит счета 15 «Заготовка и приобретение материалов».

В дальнейшем в целях исключения риска снижения стоимости сырья, материалов и другие под влиянием инфляционных процессов организация в качестве варианта учетной политики может создавать резервы под снижение стоимости товарно-материальных ценностей за счет собственных источников: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». В следующем отчетном периоде сумма данного резерва подлежит восстановлению:

Дебет счета 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей»

Кредит  счета 91 «Прочие доходы и расходы» Субсчет 1 «Прочие доходы»

       Учет  заготовления материалов, когда учетной  политикой предусмотрен учет по твердым  учетным ценам, осуществляется на счете 10 «Материалы». Оприходование материалов в этом случае отражается записью:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит  счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»

       Наличие остатка на конец месяца по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» означает, что указанные  ценности не оприходованы в связи  с нахождением их на складе поставщика или в пути. В следующем месяце при поступлении материалов эта  бухгалтерская запись сторнируется и  сумма материалов отражается по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». В конце месяца этот счет закрывается счетом 16 «Отклонения  в стоимости материалов».

      Вывод ко второй главе: В ходе рассмотренных вопросов контроля за сохранностью и движением товарно-материальных ценностей на МУП ФГУ «Исправительная колония №5 ГУФСИН России по Волгоградской области» можно выделить ряд положительных моментов. Во-первых, ежемесячно заведующий складом составляет справки о залежалых и исходовых товарах, что позволяет руководителю МУП ФГУ «Исправительная колония №5 ГУФСИН России по Волгоградской области» более эффективно координировать обеспеченность производства, а также позволяют осуществлять контроль за состоянием производственных запасов. Бухгалтер в бухгалтерию 2 раза в месяц предоставляет оперативный отчет главному бухгалтеру о состоянии запасов, что дает возможность получить полную картину об остатках на складах предприятия и выписывать накладные на отпуск на сторону в соответствии с фактическим наличием материалов. 
 
 

       3. Нормативно –  правовое регулирование  бухгалтерского учета  материально - производственных  запасов

      В целях создания национальной системы  нормативного регулирования бухгалтерского учета и приведения ее в соответствие с требованиями рыночной экономики  и международными стандартами финансовой отчетности Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 1998 г. №283 была принята  Программа реформирования системы  бухгалтерского учета.

       Основные  направления Программы предусматривают:

    • совершенствование нормативного правового регулирования;
    • формирование нормативной базы;
    • методическое обеспечение.

       Ключевым  элементом реформирования системы  бухгалтерского учета являются разработка новых и уточнение ранее утвержденных стандартов учета и внедрение  их в практику.

       В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета  включает в себя документы четырех  уровней:

    • Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции Федеральных Законов РФ от 23.07.1998 г. № 123 – ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗот 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, иные федеральные законы,  Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
    • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации приказ Министерства Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н и Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требования к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности и другие;
    • Методические указания по ведению учета, подробно раскрывающие конкретные способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ, другие аналогичные документы, например, План счетов бухгалтерского учета, финансово – хозяйственной деятельности организации;
    • Рабочие документы конкретной организации.

      При дальнейшем исполнении Программы реформирования бухгалтерского учета в 2001 – 2002 годах, для приведения в соответствие с  международными стандартами финансовой отчетности, введены в действие новые  Положения по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 5/01 «Учет материально  – производственных запасов» приказ Министерства финансов РФ от 09.06.2001 г.№ 44н. С введением нового Положения признается утратившим силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденное Приказом Минфина РФ от 15.06.1998г. № 25н.

      С выходом нового Положения методология  учета материально-производственных запасов принципиально не изменилась. В основном, внесенные изменения  связаны с приведением в соответствие с Новым планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ 31.10.2001г. № 94н  и Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденных приказами Минфина России от 6.05.99 г. N 32н и 33н.[6]

      Это Положение устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учете  информации о материально–производственных запасах (МПЗ) организации. Новое Положение, как и ПБУ 5/98, устанавливает правила  формирования в бухгалтерском учете  информации о материально-производственных запасах организации. Следует обратить внимание, что из Положения исключено  уточнение о принадлежности запасов, следовательно, оно применяется  для учета всех запасов как  принадлежащих организации на праве  собственности, так и не принадлежащих. Новое Положение дополнительно  уточняет понятие организации. Под  организацией понимается юридическое  лицо по законодательству РФ, за исключением  кредитных и бюджетных учреждений. Таким образом, исключая неоднозначности в трактовке сферы применения.

      В отличие от ПБУ 5/98, новое Положение  не включает раздел «Определения». Определение  материально-производственных запасов  дано в разделе «Общие положения». Определения сырья и материалов, готовой продукции и товаров  остались прежними.

      Для целей этого Положения к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются  активы, используемые в качестве сырья, материалов и другие при производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для продажи; предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.

      Основным  отличием нового Положения является  о, что из активов, относящихся к материально-производственным запасам, исключены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, что соответствует новому Плану счетов. Исключение категории МБП, как указывалось ранее в комментариях к  Новому плану счетов, связано с тем, что в МСФО отсутствует категория имущества, аналогичная МБП. Приближение к МСФО осуществляется Минфином РФ в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в РФ.

      Новое Положение представляет организациям самостоятельно выбирать единицу бухгалтерского учета материально-производственных запасов, при этом построение бухгалтерского учета должно обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих запасах. В ПБУ 5/98 самостоятельность  организации в выборе единицы  бухгалтерского учета материально-производственных запасов не предполагалась.

       Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных  для продажи. Товары также являются частью материально–производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для  продажи.

       Единицу бухгалтерского учета МПЗ предприятие  выбирает самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах и надлежащий контроль за их наличием и движением. Единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и другие.

       Но  это Положение не применяется  в отношении активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для  производственных нужд организации  в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев; активов, характеризуемых как незавершенное  производство.

      Основные  принципы оценки материально-производственных запасов также не претерпели существенных изменений за некоторым исключением.

      Также как и в ПБУ 5/98, материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Основные принципы формирования фактической  себестоимости материально-производственных запасов и состав фактических  затрат остались прежними, однако новое положение внесло ряд изменений в данный раздел.

      В целях приведения в соответствие с Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99 в новое Положение включено требование о корректировке фактических затрат на приобретение материально-производственных запасов на величину суммовых разниц.

      Уточнено  понятие рыночной стоимости при  определении фактической себестоимости  материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также  остающихся от выбытия основных средств  и другого имущества. Теперь под  текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая  может быть получена в результате продажи указанных активов.[14]

      Дополнен  пункт об определении фактической  себестоимости материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами. Как и было ранее, фактическая себестоимость определяется исходя из стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров  переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров. В новое Положение дополнительно включено условие о том, что при невозможности установления стоимости таких активов, она определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально-производственные запасы, то есть в соответствии с принципами определения доходов и расходов организации.

      Внесено дополнение о том, что при определении  фактической себестоимости материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал, полученных по договору дарения или безвозмездно, приобретенных  по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, включаются также все фактические  затраты организации, связанные  с приобретением и доставкой  материально-производственных запасов.

      Остался неизменным и принцип, по которому фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и предусмотренных Положением. Требование об отражении в бухгалтерском балансе на конец отчетного года материально-производственных запасов, на которые цена в течение года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, по цене возможной реализации если она ниже первоначальной стоимости заготовления перенесено в раздел «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности». Кроме того, добавлено требование о создании резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов из финансовых результатов организации.

      Раздел  «Отпуск материально-производственных запасов» так же не претерпел серьезных изменений. Также как и в ПБУ 5/98, оценка материально-производственных запасов производится одним из следующих способов:

    • по себестоимости каждой единицы;
    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов метод ФИФО;
    • по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов метод ЛИФО.

Информация о работе Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов