Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее изучение данного предприятия, выявление недостатков в учете, использование материально – производственных запасов, организации учета поставки материалов, методов проведения аудиторской проверки и предложение рекомендаций по совершенствованию порядка учета материально – производственных запасов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
Производственные запасы. Общие положения……………………………..3
1.1. Понятие материально-производственных запасов и их оценка……....3
1.2. Классификация материально - производственных запасов………….10
1.3. Документальное оформление движения материально – производственных запасов………………………………………..………...14
Бухгалтерский учет материально – производственных запасов…..............22
2. 1. Учет материалов…………………………………………………….......22
3. Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов……………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………37
Расчетная часть ………………………………………………………………….40
Список использованных источников и литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 77.61 Кб (Скачать)

1. 3 Документальное  оформление движения материально  - производственных запасов

      Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации  материального учета. Именно по первичным  документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов. Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений. Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов  возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и прочие. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия. Порядок оформления поступления на предприятие материалов представлен на рисунке 1. Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и другие. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию. В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Схема документооборота по учёту  материально- производственных запасов.

       Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета  поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

       Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции  транспортных организаций – экспедитору  для получения и доставки материалов.

       Экспедитор  принимает на станции или непосредственно  у поставщика прибывшие материалы  по количеству мест и массе.  Если возникают сомнения в сохранности  груза, экспедитор вправе потребовать  от транспортной организации его  проверку. В случае обнаружения недостачи  мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для  предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.[15]

       Принятые  грузы экспедитор доставляет на склад  предприятия и сдает заведующему  складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком  материалы оформляются однострочными  или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все  принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается  заведующим складом и экспедитором.

       Если  перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в  качестве первичного документа применяют  товарно-транспортную накладную, которую  составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной и счета - фактуры. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

       Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств  и прочие, оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

       Если  подотчетные лица приобретают материалы  за наличные деньги. то товарный счет и  акт, подтверждающие стоимость приобретенных  материалов составляются подотчетным  лицом с участием других должностных  лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной  операции с указанием  даты, места  покупки, количества, наименования и  цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается  к авансовому отчету подотчетного лица.

       Материальные  ценности приходуются в соответствующих  единицах измерения. Если материалы  расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

       Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют  штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

       Если  количество и качество прибывших  на склад материалов не соответствуют  данным счета поставщика, приемку  товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который  служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или  представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также  при приемке материалов, поступивших  на предприятие без счета поставщика.

       Материалы, полученные от разборки и демонтажа  зданий и сооружений, приходуются  на основании акта об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений.

       Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся  на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»  и 003 «Материалы, принятые в переработку».

       Материалы отпускают со склада организации  на производственное потребление, хозяйственные  нужды, на сторону, для переработки  и в  
порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

       Для обеспечёния контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующиё организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции - и норм расхода материалов на единицу продукции. Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

       Порядок документального оформления отпуска  материалов зависит, прежде всего, от организации  производства, направления расхода  периодичности их отпуска. Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

       Один  экземпляр лимитно-заборной карты  вручают цеху-получателю, другой —  складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток  лимита в обоих экземплярах карты  и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается  в получении материалов в карте, находящейся на складе.[17] Отпуск материалов со складов производят в предела установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим при отсутствии материала на складе оформляют выпиской отдельного требования - накладной на замену. При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов. Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

       Если  материалы со склада отпускаются  нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.

       Для учета движения материалов внутри предприятия  применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей. Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными па отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и являётся основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

       При перевозке материалов автотранспортом  вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную. Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.

       В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов. В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

      Вывод к первой главе: В заключении обобщим полученные нами результаты. Таким образом, при рассмотрении материальных ценностей как объекта учета и контроля, то есть, исследуя их мы пришли к, следующим выводам: огромную роль в решении этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных лиц необходимой информацией для эффективного управления производственными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов; необходимое условие деятельности предприятий - хорошо отлаженные хозяйственные связи, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации; четкая классификация материально-производственных запасов по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и правильной организации синтетического и аналитического учета; важной предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет значение и для более эффективной организации обработки

Информация о работе Нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета материально - производственных запасов