Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:26, дипломная работа
Целью работы является разработка рекомендаций по снижению затрат на производство и реализацию продукции.
Основными задачами, для достижения поставленной цели, являются:
1) рассмотреть сущность, понятие затрат, их классификацию;
2) ознакомиться с методикой анализа затрат на производство и реализацию продукции;
3) проанализировать себестоимость продукции ОАО «Павловский Ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова»;
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы анализа затрат на производство и реализацию продукции ………………………………………………………………………….. 6
Сущность и виды себестоимости продукции ……………………… 6
Классификация затрат на производство и реализацию продукции 11
Методические подходы к анализу затрат на производство и реализацию продукции ………………………………………………18
Оценка взаимосвязи себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия …………………………………………..23
Глава 2. Анализ затрат на производство и реализацию продукции и их взаимосвязи с финансовыми результатами деятельности ОАО «Павловский Ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова» ………...28
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ………………………………………………………… 28
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия……………………. 37
2.3. Анализ затрат по статьям калькуляции и экономическим
элементам……………………………………………………………………44
2.4. Анализ влияния затрат на финансовые результаты предприятия…50
Глава 3. Направления снижения затрат на ОАО «Павловский Ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова» …………………………. 54
Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции
…………………………………………………………………………54
3.2. Предложения по повышению рентабельности и расчет экономической эффективности……………………………………………59
Заключение ………………………………………………………………………...63
Список использованной литературы ……………
Накладные расходы являются важнейшим резервом снижения себестоимости продукции.
Отметим, что группировка затрат на основные и накладные не совпадает с группировкой затрат на прямые и косвенные, а существующее в экономической литературе отождествление основных расходов с прямыми, а накладных с косвенными не является обоснованным.
6.
По степени экономической
Простые (однородные) – это затраты, состоящие из одного экономического элемента: сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Сложные (комплексные) – затраты, состоящие из нескольких разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и коммерческие расходы.
7.
По возможности охвата планом
все затраты делятся на планиру
Планируемые затраты – это неизбежные затраты предприятия вытекающие из характера его хозяйственной деятельности и предусмотренные сметой затрат на производство.
Непланируемые – это непроизводственные расходы, не являющиеся экономически неизбежными и не вытекающие из нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Это прямые потери, не включаемые в смету затрат на производство; недостачи; потери от порчи сырья и материалов при хранении; потери от брака и простоев.
Таким
образом, затраты не однородны по
своему составу, времени и месту
осуществления, по целевому назначению.
Основная часть затрат связана с производством
и реализацией продукцией, однако предприятие
также осуществляет расходы на воспроизводство
производственной базы, на социально-культурные
мероприятия и др. Для правильного отражения
различных затрат в бухгалтерском учете,
для эффективного управления затратами
необходимо применять экономически обоснованную
классификацию затрат.
1.3.
Методические подходы
к анализу затрат
на производство
и реализацию продукции
Себестоимость продукции это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Исчисляется этот показатель для того, чтобы произвести оценку выполнения плана по определенному показателю и его динамики, для определения рентабельности производства и отдельных видов продукции, для осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, для выявления резервов снижения себестоимости продукции, для определения цен на продукцию и для решения других производственных задач на предприятии [7, с. 278].
Управление себестоимостью продукции предприятий - это планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения. Основными элементами управления себестоимостью продукции является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все эти элементы функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Калькулирование себестоимости продукции является одним из важнейших инструментов, используемых при решении ряда задач по управлению предприятием. Оно представляет собой необходимое условие организации внутрифирменного расчета и определения резервов снижения затрат на различных участках производства.
Большое значение для правильного определения себестоимости продукции имеет выбор метода калькулирования, под которым понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции [14, с. 409].
Выбор метода калькулирования зависит от:
Помимо
методов калькулирования
Для разграничения затрат между продуктами, полученными при переработке комплексного сырья, используют следующие три метода [20, с. 145]:
Одной
из важнейших задач
Себестоимость промышленной продукции - это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и реализацию.
Объектами
анализа себестоимости
В действующей бухгалтерской и статистической отчетности имеется информация об общей сумме затрат организации, в том числе по отдельным элементам. Кроме того, организации составляют статистическую отчетность N 5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции, услуг за 2010 год".
Данные этой формы позволяют провести анализ затрат на производство.
В смете
затрат на производство отражаются все
материальные, трудовые и финансовые
расходы, необходимые для
При анализе затрат необходимо:
- определить отклонение фактических затрат в отчетном году от данных за предыдущий год как в целом, так и по их отдельным элементам;
- исчислить
темп роста затрат по
- сопоставить
темп роста затрат на
- исчислить структуру затрат и выявить изменения в ней;
- установить факторы, вызвавшие изменения отдельных затрат.
Влияние
изменения объема выпуска продукции
на сумму затрат можно определить,
если сумму затрат на производство
в предыдущем периоде (Сзп.пр.) умножить
на темп прироста объема продукции (∆Jq
):
∆Сзп.об. = Сзп.пр. ∆Jq / 100
Общая
сумма затрат на производство формируется
под влиянием объема выпуска продукции
и улучшения (ухудшения) использования
производственных ресурсов.
1.4. Оценка взаимосвязи себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия
Себестоимость продукции, товаров или услуг это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ее единицы. Она является синтетическим показателем. План по себестоимости продукции разрабатывается на основе прогрессивных норм использования оборудования, расхода сырья, топлива, материалов, заработной платы и так далее. В целях анализа производственной деятельности и разработки рациональной и эффективной концепции развития предприятия в процессе изготовления продукции исчисляется также и ее фактическая себестоимость.
Сравнение плановой и фактической себестоимости позволяет объективно оценить степень рентабельности предприятия и рациональность использования как материальных, так и интеллектуальных ресурсов [10, с. 380]. Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль [15, с. 147]. Следовательно, для увеличения прибыли необходимо либо повысить цену, либо снизить себестоимость.
В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятий в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время [32, с. 106]:
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими (расходами по сбыту) и управленческими (общехозяйственными) расходами, если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности. Прибыль от продаж можно исчислить и другим способом: путем вычитания из выручки от продажи полной себестоимости реализованной продукции [32, с. 106].