Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение методики основных средств и проверка и оценка правильности ведения учета основных средств предприятия ООО «Маякстроймонтаж» и на основании полученных данных выразить свое мнение и представить рекомендации по улучшению данного участка учета. Задачи при выполнении работы ставятся следующим образом: проследить за правильностью заполнения и наличием первичной документации по основным средствам, выявить возможные ошибки, дать рекомендации по их исправлению, проследить за оформлением операций, связанных с движением основных средств и порядком начисления амортизации по объектам основных средств.
Глава 1. Теоретические аспекты аудита основных средств
1.1 Цель аудита основных средств 5
1.2. Основные нормативные документы, регулирующие проведение аудиторской проверки 6
1.3. Этапы аудиторской проверки 11
1.4. Порядок проведения аудиторской проверки 15
Глава 2. Планирование аудиторской проверки операций с основными средствами
2.1. Краткая характеристика ООО «Маякстроймонтаж» 17
2.2. Объекты и процедура внутреннего контроля основных средств 18
2.3. Планирование аудиторской проверки 22
Глава 3. Методика проведения аудита основных средств
3.1.Источники аудиторских доказательств и аудит поступления основных средств 27
3.2. Аудит использования основных средств 29
3.3.Составление аудиторского заключения по результатам
проверки использования основных средств 31
3.4 Типичные ошибки допускаемые при аудиторской проверке учета основных средств 33
Заключение 36
Список литературы
Организация имеет лицензии на строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
Его
партнерами являются такие фирмы
как: ПК "Газовик", ООО "Бизнес трейд",
"ОАО Вымпелком", ООО "Гидроспецфундаментстрой",
ООО "Древторг", ООО "Жигулевский
щебень", ООО "ИнвестСтрой", ОАО
"Карьероуправление", ОАО "Маяк",
ООО "Маяктранзит", ООО "Маяктрансавто",
ООО "Новатор", ООО "ПензаБизнесГарант",
ООО "РиК Строй", ООО "Снаб-Сервис",
ООО "Стальной дизайн", ООО "Стеновые
материалы", ООО "Стройпром", ООО
"Центральная строительная лаборатория",
ООО "Цементрмонолитстрой".
2.2.
Объекты и процедура
внутреннего контроля
основных средств.
При проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных. Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему. Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, бухгалтерским балансом (ф. № 1), приложением (ф. 5).
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств. Учет движения ОС оформляется унифицированными документами, утвержденными МФ РФ. При проверке необходимо обратить внимание на следующее:
При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.
Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 “Основные средства”, 08 “Вложения во внеоборотные активы”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и др.
Источниками таких данных являются акты приемки-передачи основных средств (форма ОС-1); акты приемки многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию; накладные на внутрихозяйственные помещения (форма ОС-2), акты приемки-сдачи отремонтированных объектов (форма ОС-3), инвентаризационные описи (форма инв-1, № 162, № 163); инвентарные карточки (форма ОС-6), ведомости, журналы-ордера и др.
При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двусторонних актов приемки-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.
Практика аудиторских проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что. в отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Например, поступление (приобретении) основных средств отражаются накладными или счета-фактуры (товарные документы), но для целей налогового учета эти документы не могут служит основанием для оприходования и введения в эксплуатацию этих средств.
Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должны быть оформлены актом приемки-передачи основных средств (форма ОС-1). Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации (амортизации) и возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также увеличение платежей в бюджет по НДС в данном периоде.
Отдельно
следует проверить операции по оприходованию
полученных основных средств в виде вкладов
в уставный капитал. При проверке строительства
и приобретения основных средств необходимо
установить: ведется ли аналитический
учет по счету 08 “Вложения во внеоборотные
активы”; ведутся ли субсчета по счету
08 и соответствуют ли они плану счетов;
куда относятся затраты по капитальному
строительству; как оформляется ввод в
эксплуатацию основных средств; облагаются
ли налогом на добавленную стоимость затраты
по строительно-монтажным работам, выполненным
хозяйственным способом (дебет счета 08
и кредит счета 68).
2.3.
Планирование аудиторской проверки.
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудитор должен ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:
- предварительное планирование;
- изучение системы бухгалтерского учета;
- оценка аудиторского риска;
- установление уровня существенности;
- построение аудиторской выборки;
- подготовка общего плана и программы аудита.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля. Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с экономическими условиями функционирования предприятия, видами его деятельности. Изучение этих базовых вопросов позволяет аудитору получить общее представление о деятельности предприятия. Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета.
Ознакомившись с содержанием принципов и правил ведения бухгалтерского учета принятых на предприятии, аудитор может приступить к оценке организационной структуры, на которую возложена функция реализации продукции и заключение договоров с позиции ее оптимальности и способности к эффективному функционированию.
На этапе предварительного планирования необходимо оценить квалификацию сотрудников подразделений с учетом уровня образования, практического опыта, периодичности повышения квалификации, стажировок. Получить необходимые сведения аудитор может путем изучения документации отдела по работе с персоналом и устного опроса сотрудников.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям учета основных средств и нематериальных активов и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки аудиторского риска аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об уровне риска, эффективности системы внутреннего контроля и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Аудиторский риск – это субъективно определяемая аудитором вероятность того, что отчетности экономического субъекта может содержать не выявленные ошибки и искажения после подтверждения ее достоверности или признать, что отчетность содержит ошибки и искажения когда на самом деле их нет. Аудиторский риск оценивается как высокий, средний и низкий. Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
- неотъемлемый риск;
- риск средств контроля;
- риск не обнаружения.
Оценив все три компонента можно сделать вывод об уровне аудиторского риска.
Информация о работе Методика проведения аудита основных средств