Методика и порядок определения критического объема реализации, «кромки безубыточности» при маржинальном подходе

Автор: Екатерина Меньшенина, 23 Ноября 2010 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Разделение затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они как необходимые формируют себестоимость производства изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не должны учитываться при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

Содержание

Маржинальный метод бухгалтерского учёта…………………………………...3

Показатели маржинального анализа…...………………………………………...9

Примеры расчета критического объема продаж………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы……………………………………….......35

Работа содержит 1 файл

БУУ курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

x > 1, т. е.                                > 1

       В нашем примере во всех трех вариантах имеет место противоположный знак неравенства, что легко проверить простыми расчетами. Если предположить, что y = 0,8, т. е. натуральный объем продаж снижается на 20% вместо 10%, то в варианте III обеспечение объема продаж на уровне критического будет возможно только при повышении цен, так как в вариантах I и II одновременное снижение цен и натурального объема продаж возможно и при y = 0,8.

Проверим все  изложенное прямым счетом на примере  данных варианта III из таблицы 3.

Критический объем  продаж при условиях, что y = 0,9, x = 0,96 (по расчету):

10 000 x 0,9 x 0,96 = 4000 x 0,9 + 5000.

Отметим, что  x в варианте III округлен до второго знака после запятой. Более точное его значение — 0,9555.

Тогда 10 000 x 0,9 x 0,955 = 4000 x  0,9 + 5000; результат в обеих частях расчета дает 8600 тыс. руб.

Приведем теперь другой пример, когда базисные данные отвечают условию неравенства (9). Значение y сохраним прежним — 0,9. 

Таблица 4

Базисные данные для расчета индекса цен (тыс. руб.) – ситуация V (2)

Показатели Варианты
I II III
1. Выручка от продаж 10000 10000 10000
2. Переменные затраты 2000 3000 4000
3. Постоянные затраты 7500 6500 5500

       По сравнению с данными таблицы 3 в последнем примере уменьшились переменные затраты и прибыль от продаж. Это обусловило соблюдение во всех трех вариантах неравенства (9). Например, в варианте I:

7500 / 8000 > 0,938; 0,938 > 0,9.

Для этого варианта  x = (2000 x 0,9 + 7500) / (10000 x 0,9) = 1,033 (применена формула (7)).

Аналогичны результаты по остальным двум вариантам.

Выводы из расчетов по ситуации V:

1. Индекс цен,  обеспечивающий выручку от продаж  не ниже критического объема, находится в функциональной зависимости  от планируемого индекса натурального  объема продаж.

2. Чем меньше  доля переменных затрат и прибыли  от продаж в составе выручки  базисного периода, тем больше  вероятность того, что снижение  натурального объема продаж вызовет  необходимость повышения цен  для обеспечения безубыточности  продаж. В условиях снижения спроса на продукцию предприятия повышение цен может оказаться нереальным, и предприятие получит убыток от продаж. Выходом из такого положения может быть снижение постоянных затрат. 

Ситуация VI.

       Предприятию известно предполагаемое снижение цен на продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным. Необходимо определить, каким должно быть изменение натурального объема продаж, чтобы была обеспечена безубыточность продаж. Выше приведена формула (8) для расчета индекса натурального объема продаж.

Воспользуемся данными таблицы 3 и предположим, что цены снижаются на 10%, т. е. x = 0,9. Тогда:

  • вариант I:               y = 1000 / (10000 x 0,9 - 8000) = 1,0
  • вариант II:             y = 3000 / (10000 x 0,9 - 6000) = 1,0
  • вариант III:           y = 5000 / (10000 x 0,9 - 4000) = 1,0

       Полученные на первый взгляд парадоксальные результаты расчетов объясняются достаточно просто: во всех трех вариантах рентабельность продаж равна 10%, т. е. затраты базисного периода составляют 90% выручки от продаж. Снижение цен на 10% приводит к нулевой прибыли от продаж, поэтому натуральный объем реализации не должен изменяться.

       Понятно, что если индекс цен будет выше, чем доля затрат в выручке базисного периода, останется резерв прибыли, который можно использовать для снижения натурального объема продаж одновременно со снижением цен. И наоборот: если индекс цен ниже доли затрат в базисной выручке, обеспечение критического объема потребует роста натурального объема продаж.

      

В общем виде возможность уменьшения натурального объема продаж при одновременном снижении цен возникает при условии соблюдения неравенства, выводимого из формулы (8):

(10)

       При противоположном знаке неравенства (10) критический объем продаж требует роста натурального объема реализации, если снижаются цены.

       Вернемся к базисным данным таблице 3 и предположим, что x = 0,85. В результате расчетов получим:

  • вариант I:                 y = 1000 / (10000 x 0,85 - 8000) = 2,0
  • вариант II:                y = 3000 / (10000 x 0,85 - 6000) = 1,2
  • вариант III:               y = 5000 / (10000 x 0,85 - 4000) = 1,1

Предположим теперь, что x = 0,95. Тогда:

  • вариант I:                 y = 1000 / (10000 x 0,95 - 8000) = 0,67
  • вариант II:                 y = 3000 / (10000 x 0,95 - 6000) = 0,86
  • вариант III:                y = 5000 / (10000 x 0,95 - 4000) = 0,91

       Таким образом, при снижении цен более чем на 10% критический объем продаж достигается лишь увеличением натурального объема продаж. Индекс последнего тем больше, чем ниже доля постоянных затрат в составе базисной выручки от продаж и, соответственно, чем выше доля переменных затрат (выручка и прибыль от продаж в базисном периоде во всех трех вариантах одинаковы).

       Индекс натурального объема продаж при таких условиях должен быть достаточно высоким, потому что прирост выручки сопровождается значительным приростом переменных затрат. Чем меньше доля переменных затрат, тем большая часть от прироста выручки остается на покрытие постоянных затрат.

       В случае, когда x = 0,95, выводы противоположны: индекс натурального объема продаж возрастает с уменьшением доли переменных затрат в базисной выручке. Это понятно, так как экономия на переменных затратах тем значительнее, чем больше базисные переменные затраты.

       Формула (8) непригодна для использования в случаях, когда предполагаемый индекс цен равен доле переменных затрат в базисной выручке от продаж: это будет означать нулевую величину знаменателя. Иными словами, только под воздействием индекса цен выручка от продаж становится равной переменным затратам. А в такой ситуации, как уже отмечалось выше, никакое изменение натурального объема продаж неспособно обеспечить выручку, равную критическому объему продаж.

Выводы из ситуации VI:

1. При прогнозируемом  снижении цен на продукцию  предприятия, индекс которого  известен, можно рассчитать индекс  натурального объема продаж, обеспечивающий  безубыточность реализации.

2. В случаях,  когда индекс цен равен базисному соотношению затрат и выручки от продаж, критический объем достигается при сохранении базисного натурального объема продаж.

3. Если индекс  цен ниже базисного соотношения  затрат и выручки, только рост  натурального объема продаж может  обеспечить безубыточность. При этом чем выше доля переменных затрат в составе базисной выручки от продаж, тем больше индекс натурального объема превышает единицу.

4. Если индекс  цен выше базисного соотношения  затрат и выручки от продаж, критический объем продаж может быть обеспечен и при снижении натурального объема реализации. Чем выше доля переменных затрат в выручке базисного периода, тем в большей степени можно сократить натуральный объем продаж, сохранив при этом безубыточность.

5. В случаях,  когда индекс цен равен доле переменных затрат в базисной выручке от продаж, достижение критического объема продаж невозможно ни при каких изменениях натурального объема реализации. Продажи при этом будут убыточны, а сумма убытка будет равна базисной величине постоянных затрат.

Ситуация VII.

       В базисном периоде предприятие имеет убыток от продаж. Для расчета индекса цен или индекса натурального объема продаж (при заданном другом индексе), обеспечивающих безубыточность продаж, используются формулы (7) и (8).

Определим индексы по данным, приведенным в таблице 5. 
 
 
 

Таблица 5

Базисные данные для расчета цен и натурального объема продаж, обеспечивающих безубыточность продаж (тыс.руб.) – ситуация VII

Показатели Варианты
I II
1. Выручка от продаж 10000 10000
2. Переменные затраты 8000 3000
3. Постоянные  затраты 3000 8000
4. Прибыль  от продаж - 1000 - 1000

Индекс натурального объема продаж (y) в обоих вариантах равен 0,9. Тогда, по формуле (7):

  • вариант I:                    x = (8000 x 0,9 + 3000) / (1000 x 0,9) = 1,133
  • вариант II:                   x = (3000 x 0,9 + 8000) / (1000 x 0,9) = 1,189

Предположим, что  известен индекс цен x, равный 0,9. По формуле (8) рассчитываем индекс натурального объема продаж:

  • вариант I:                          y = 3000 / (1000 x 0,9 - 8000) = 3,0
  • вариант II:                         y = 8000 / (1000 x 0,9 - 3000) = 1,333

Выводы из ситуации VII:

1. При базисной  убыточности продаж принципиальная  зависимость уровня индексов  от доли переменных и постоянных  затрат в составе базисной  выручки сохраняется. Однако снижение одного из индексов требует очень значительного роста второго, так как выручка от продаж в базисном периоде меньше суммарной величины переменных и постоянных затрат.

2. В ситуации VII необходимо соблюдение условия  xy > 1. Это неравенство вытекает из другого:

       Поэтому для достижения критического объема продаж ни при каких условиях невозможно значение обоих индексов меньше единицы (в предыдущих ситуациях, как мы видели, это было возможно). Если один из индексов ниже единицы, то другой обязательно должен быть выше, причем уровень его определяется как  
1 / y или  1 / x
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Рассмотренные ситуации показывают, что проблема определения критического объема продаж носит многосторонний характер и имеет большое количество нюансов. Правильный учет всех факторов и условий, позволяющих обеспечить безубыточность продаж при снижении спроса на продукцию предприятия, дает возможность осуществлять обоснованное планирование выручки и финансового результата от продаж и избегать (или, по крайней мере, минимизировать) убытка от продаж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению

2. Вахрушина  М.А. Бухгалтерский управленческий  учет - 2004

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности - 2008

4. "Аудиторские ведомости", 2009, N 9

5. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 34, 1999

Информация о работе Методика и порядок определения критического объема реализации, «кромки безубыточности» при маржинальном подходе