Методика и порядок определения критического объема реализации, «кромки безубыточности» при маржинальном подходе

Автор: Екатерина Меньшенина, 23 Ноября 2010 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Разделение затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они как необходимые формируют себестоимость производства изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не должны учитываться при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

Содержание

Маржинальный метод бухгалтерского учёта…………………………………...3

Показатели маржинального анализа…...………………………………………...9

Примеры расчета критического объема продаж………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы……………………………………….......35

Работа содержит 1 файл

БУУ курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

       На практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

       Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

       Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Алгебраическим  методом точка нулевой прибыли  рассчитывается исходя из следующей зависимости:

  • I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I — величина прибыли; S — выручка; V —  совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты

Отсюда находим  критический объем:

  • Q ' = F / (p-v)

где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

Критический объем  производства и реализации продукции  можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

  • S = F * p /(p - v) = Q' * p

где S — критический  объем производства и реализации продукции.

       Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.

       Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

       Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

  • Q" = F / p

где Q" — точка закрытия.

       Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

       Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

  • Кб = Оф - Q '

где Kб  — кромка безопасности; Оф — фактический  объем выпуска  и реализации продукции.

       Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

К% = Кб / Qф * 100%,

где К% — отношение  кромки безопасности к фактическому объему.

       Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков.

       Данные о величине маржинального дохода и других производных показателей получили довольно широкое распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

       Во многом это объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу.

       При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

       Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Примеры расчета критического объема продаж

  Критический объем продаж — это минимально необходимая предприятию выручка от продаж, позволяющая в неблагоприятных условиях спроса на его продукцию (работы, услуги) обеспечить безубыточность продаж. Определение критического объема продаж имеет практическое значение в случаях, когда уровень цен на продукцию не обеспечивает предприятию получения прибыли от продаж, или когда низкий спрос на продукцию не дает возможности реализовать такое ее количество, которого было бы достаточно для превышения выручки над затратами.

       Иными словами, под воздействием уровня цен, либо величины натурального объема продаж, либо (как правило) обоих названных факторов одновременно возникает опасность получения вместо прибыли убытка от продаж. Тогда необходим ответ на вопрос: какой должна быть минимальная выручка, покрывающая все переменные и постоянные затраты при нулевой прибыли. Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от конкретных условий динамики цен, натурального объема продаж, соотношения переменных и постоянных затрат на реализуемую продукцию.

       Если перечисленные факторы приводят к возникновению убытка от продаж, увеличение выручки от продаж до необходимого критического размера возможно при дифференцированном использовании отдельных факторов, реально поддающихся изменению в конкретных условиях деятельности предприятия. В большинстве случаев при этом используются одновременно и корректировка цен, и корректировка натурального объема продаж.

       В общем виде задача состоит в следующем. Показатели планового периода приводят к тому, что планируемая выручка от продаж ниже планируемых затрат на реализуемую продукцию. Как изменить параметры плана, чтобы выручка была равна затратам? При решении задачи важно, каким был финансовый результат от продаж в базисном периоде — прибылью или убытком.

       Рассмотрим сначала ситуации, когда продажи в базисном периоде были прибыльны. Это предполагает, что обеспечение критического объема продаж при снижающемся спросе на продукцию предприятия допускает определенную степень снижения либо цен, либо натурального объема продаж, либо и того и другого в определенном сочетании. Степень допустимого снижения зависит от структуры выручки от продаж базисного периода, т. е. от соотношения в ее составе переменных затрат, постоянных затрат и прибыли.

Ситуация I.

       Снижение спроса на продукцию предприятия выражается в том, что необходимо снизить цены, но при этом можно сохранить натуральный объем продаж базисного периода. Каково предельно возможное снижение цен?

Введем условные обозначения:

Вб — выручка от продаж базисного периода;

Вк — критический объем продаж на планируемый период;

Пр — переменные затраты базисного периода;

Пс — постоянные затраты базисного периода;

х — индекс цен в плановом периоде по отношению к базисным, обеспечивающий критический объем продаж (в долях единицы).

Тогда в условиях ситуации I необходимо соблюдение уравнения

Вб х х = Пр + Пс;

х = р + Пс) / Вб ;                                (1)

Вk = Вб х х = Пр + Пс.                          (2)

Рассмотрим ситуацию на нескольких примерах, исходные данные для которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Базисные  показатели для расчета критического объема продаж (тыс.руб.) – ситуация I

Показатели Варианты
I II III
1. Выручка от продаж 10000 10000 10000
2.Переменные  затраты 7000 2000 6000
3. Постоянные затраты 2000 7000 1000
4. Прибыль от продаж 1000 1000 3000
 

Рассчитаем индекс цен (x) и критический объем продаж (Вк):

  • вариант I:               х = (7000 + 2000) / 10000 = 0,9;

Вк = 10 000 x 0,9 = 9000 тыс. руб.;

  • вариант II:             х = (7000 + 2000) / 10000 = 0,9

Вк = 10 000 x 0,9 = 9000 тыс. руб.;

  • вариант III:            х = (6000 + 1000) / 10000 = 0,7 ;

Вк = 10 000 x 0,7 = 7000 тыс. руб.

Расчеты позволяют  сделать следующие выводы:

  1. В условиях снижения цен и сохранения натурального объема продаж критический объем продаж не зависит от соотношения переменных и постоянных затрат, но зависит от их суммарной величины и доли последней в выручке.
  2. Возможность снижения цены, с сохранением при этом безубыточности продаж, тем больше, чем выше была рентабельность продаж в базисном периоде.

Ситуация II.

       Снижение спроса на продукцию предприятия проявляется в форме необходимости уменьшить натуральный объем продаж, чтобы сохранить цены базисного периода. Каково предельно возможное снижение натурального объема продаж в таких условиях?

Пользуясь предыдущими  условными обозначениями, введем дополнительное:

Информация о работе Методика и порядок определения критического объема реализации, «кромки безубыточности» при маржинальном подходе