Автор: Екатерина Меньшенина, 23 Ноября 2010 в 10:23, курсовая работа
Разделение затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они как необходимые формируют себестоимость производства изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не должны учитываться при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.
Маржинальный метод бухгалтерского учёта…………………………………...3
Показатели маржинального анализа…...………………………………………...9
Примеры расчета критического объема продаж………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………….......35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
Бухгалтерского учета, анализа и
аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
Тема:
«Методика и порядок определения критического
объема реализации, «кромки безубыточности»
при маржинальном подходе».
студента(ки) Меньшениной Екатерины Константиновны
41 группы ____очной____формы обучения
Москва 2009
Содержание
Маржинальный
метод бухгалтерского учёта…………………………………...3
Показатели маржинального
анализа…...………………………………………...9
Примеры
расчета критического объема продаж………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….....
Маржинальный метод бухгалтерского учёта
Мировой опыт свидетельствует об эффективности
использования маржинального метода бухгалтерского
учета, в основе которого лежит исчисление
частичной себестоимости продукции и
определение маржинальной прибыли. Исторически
маржинальный подход стал применяться
в западных странах тогда, когда исчерпал
себя экстенсивный путь развития производства.
Интенсивный путь развития производства
привел к тому, что потребовалось решать
стратегические задачи управления на
основе четкого разделения затрат на производственные
и периодические, постоянные и переменные.
Разделение затрат на производственные
и периодические основано на том, что в
себестоимость продукции должны включаться
только производственные затраты. Они
как необходимые формируют себестоимость
производства изделий и используются
для расчета себестоимости единицы продукции.
Затраты периода не являются необходимыми
для производства продукции и не должны
учитываться при определении себестоимости
единицы продукции. Они используются для
обеспечения процесса реализации продукции
и функционирования предприятия как хозяйственной
единицы и непосредственно списываются
на уменьшение прибыли от реализации продукции.
Такая группировка затрат редко встречается
в практике отечественного бухгалтерского
учета. Между тем она давно и широко применяется
в странах с развитой рыночной экономикой,
так как получаемая учетная информация
более адекватно отражает процесс рыночного
ценообразования и позволяет всесторонне
анализировать и планировать соотношение
объемов производства, цен и себестоимости
продукции.
Как известно, в производственные затраты включаются:
- прямые материальные затраты;
- прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды;
- потери от брака;
- производственные
накладные расходы.
Периодические расходы подразделяются
на коммерческие, общие и административные.
К ним относится существенная часть общей
массы расходов на управление, обслуживание
производства, сбыт продукции, которая,
как считают менеджеры, зависит не от объема
производства и продаж, а от организации
производственно - коммерческой деятельности,
деловой политики администрации, структуры
предприятия и других факторов.
При затратном методе бухгалтерского учета процесс формирования финансовых результатов предприятия включает следующие этапы по определению:
- полной фактической себестоимости реализованной продукции;
- прибыли от основной производственной деятельности (разница между выручкой от реализации продукции и ее фактической полной себестоимостью);
- прибыли от прочей реализации (основных средств и прочих активов);
- прибыли от внереализационной деятельности;
- валовой прибыли (прибыль от основной производственной деятельности плюс прибыль от прочей реализации и внереализационной деятельности);
- налога на прибыль;
- чистой прибыли
(валовая прибыль минус налог).
Наиболее сложным и трудоемким этапом
затратного метода учета является расчет
полной фактической себестоимости продукции,
для получения данных о которой бухгалтеры
выполняют многочисленные промежуточные
расчеты, мало интересующие учредителей,
инвесторов и налоговые органы, но требующие
значительных средств и времени на проверку
их достоверности.
Технология маржинального метода учета,
напротив, проста и основана на использовании
принципа "затраты - выпуск", суть
которого состоит в соизмерении объема
выпуска продукции с величиной затрат
по снабжению, производству и реализации.
Процедура соизмерения, определяющего
финансовый результат деятельности предприятия
за период с учетом изменения количества
остатков материальных запасов, незавершенного
производства и готовой продукции, производится
без исчисления полной фактической себестоимости
каждого вида выпущенной и реализованной
продукции.
Основное преимущество маржинального
метода учета состоит в том, что в себестоимость
продукции включают не все затраты предприятия,
а только их часть - производственные.
Остальные затраты, отнесенные к периодическим,
списываются непосредственно на уменьшение
прибыли от реализации продукции. В результате
этого достигается значительное снижение
трудоемкости учета, повышается его оперативность,
создаются условия для обеспечения качества
и полноты контроля со стороны финансовых
органов за правильностью определения
налогооблагаемой прибыли, улучшаются
возможности выполнения внутреннего и
внешнего аудита и анализа финансовой
деятельности.
При маржинальном методе бухгалтерского учета формирование финансовых результатов предприятия включает следующие этапы по определению:
- частичной себестоимости единицы продукции, в которой учитываются только переменные затраты;
- маржинальной прибыли (разница между ценой реализации и частичной себестоимостью);
- прибыли по основной производственной деятельности (маржинальная прибыль, умноженная на объем выпущенной продукции, минус сумма постоянных затрат);
- прибыли от прочей реализации и внереализационной деятельности;
- валовой прибыли;
- налога на прибыль;
- чистой прибыли.
При маржинальном методе технология расчета прибыли от основной производственной деятельности состоит в следующем.
Для проведения расчетов в качестве исходных параметров принимаются стоимость продажи (цены) продукции и ее частичная себестоимость. На первом этапе из цены продукции вычитается ее частичная себестоимость и определяется маржинальная прибыль (маржа). Далее рассчитывается минимально необходимое количество реализованной продукции, при котором объем маржинальной прибыли, определяемой путем умножения маржи на количество выпущенной продукции, покрывает стоимость постоянных затрат предприятия. Это количество реализованной продукции называется точкой безубыточности (пороговой выручкой), при которой доходы предприятия полностью покрывают расходы, а получаемая прибыль равна нулю. Реализация продукции сверх этого количества полностью идет на формирование прибыли предприятия от основной производственной деятельности. В этих условиях прибыль предприятия может быть определена по формуле:
П = МП х (Q1 - Q0),
где П - прибыль;
МП - маржинальная прибыль;
Q0 - количество
продукции, соответствующее
Q1 - фактическое
количество (объем) реализованной
продукции.
Маржинальная прибыль представляет собой
валовую прибыль предприятия. После списания
затрат периода (постоянных затрат) на
уменьшение маржинальной прибыли получаем
прибыль предприятия, подлежащую налогообложению.
Применение маржинального метода в практической деятельности позволяет решать такие важные задачи управления производством, как:
- определение нижней границы цены продукции или заказа (соответствует производственной себестоимости);
- осуществление прибыльности различных видов продукции;
- разработку оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
- выбор между собственным производством продукции или оказанием услуг и их закупкой на стороне;
- определение точки
безубыточности и запаса прочности предприятия
и др.
Использование маржинального метода в
отечественной учетной политике представляется
целесообразным в связи с выделением финансового
и управленческого учета. В этих условиях
возникает необходимость перехода от
однорядной к двухрядной системе счетов.
Такая система бухгалтерского учета рекомендована
к использованию международными стандартами
и уже давно применяется в странах с развитой
рыночной экономикой, где менеджеры фирм
для определения финансового результата
в своей работе используют данные как
финансового, так и управленческого учета.
Инструкцией по применению Плана счетов
бухгалтерского учета финансово - хозяйственной
деятельности предприятий предусмотрена
возможность отнесения условно - постоянных
расходов, собираемых на счете 26 "Общехозяйственные
расходы", непосредственно в дебет счета
46 "Реализация продукции (работ, услуг)",
что служит предпосылкой перехода к двухрядной
системе бухгалтерского учета.
Показатели маржинального анализа
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.
Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:
где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.
Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:
где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.
Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.