Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:31, курс лекций

Описание работы

ТЕМА № 1 СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Учет: понятие , необходимость, стадии
2. Виды хозяйственного учета
3. Виды измерителей
4. Бухгалтерский учет: понятие, особенности, задачи
5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
______________________________________________________

Работа содержит 1 файл

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТБУ.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

     3. Затрагивается одна статья в Активе, а другая статья в Пассиве баланса. Обе увеличиваются. Итог баланса увеличивается. Например: Получены материалы от поставщиков. Затрагиваются статья в Активе «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» и статья в Пассиве «Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Активная статья увеличивается, так как на складе прибавилось материалов. Пассивная статья также увеличивается, так как при поступлении материалов у организации появился долг перед поставщиком за материалы. Итог баланса увеличился.

     4. Затрагивается одна статья в Активе, а другая статья в Пассиве баланса. Обе уменьшаются. Итог баланса  уменьшается. Например: Перечислены поставщикам в погашение долга деньги с расчетного счета. Затронуты статья в Активе «Расчетные счета»  и статья в Пассиве « Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Уменьшаются средства на Расчетном счете и соответственно статья «Расчетные счета». Одновременно уменьшается задолженность перед поставщиками при ее оплате и статья «Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». Итог баланса также уменьшился.  

 

    ТЕМА   № 4    ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛЯЦИЯ

   1. Оценка 

   2.Калькуляция                                                                                                                                                                                                                                                      

    1.       ОЦЕНКА

   Оценка  хозяйственных средств - способ выразить  их в денежном измерении. От правильности оценки зависит объективность характеристики ресурсов организации, а также точность определения финансовых результатов деятельности, так как искажение величины затрат на производство и реализация продукции ведет к неправильному подсчету размера прибыли.

   Способы оценки имущества, поступающего в собственность  организации, определяются «Законом о бухгалтерском учете». В соответствии с ним выделяется три способа оценки имущества в зависимости от источника поступления: приобретение имущества, его производство и безвозмездное получение.

   1. Имущество, приобретенное организацией  за плату, отражается в бухгалтерском учете и отчетности по фактической себестоимости приобретения. В ее состав входят затраты на приобретение самого объекта имущества, расходы на его транспортировку силами сторонних организаций, стоимость услуг снабженческих, внешнеэкономических организаций, а также таможенные пошлины и иные аналогичные платежи.

   2. Имущество, произведенное в самой  организации, отражается в бухгалтерском  учете и отчетности по фактической  себестоимости его изготовления. Под стоимостью изготовления  понимаются фактически произведенные  расходы, связанные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат, имеющих отношение к объекту производства.

   3. Имущество, полученное организацией  безвозмездно, отражается в бухгалтерском учете и отчетности по рыночной стоимости на дату оприходования. Определение рыночной цены объекта осуществляется по документально подтвержденным данным или экспертным путем.

   В текущем бухгалтерском учете  оценка объектов по фактической себестоимости практически невозможна, так как полную информацию о кругообороте имущества организации можно получить только по истечении отчетного периода. В то же время текущий учет необходимо вести повседневно. Это обстоятельство вызывает необходимость разработки различных условных способов оценки, обеспечивающих ведение текущего учета.

   Так, например, основные средства учитываются  по фактической себестоимости их приобретения, т. е. по первоначальной стоимости. Их же амортизация в процессе эксплуатации учитывается отдельно. Поэтому только сопоставление первоначальной стоимости объекта основных средств и сумм начисленной амортизации по нему даст реальную оценку объекта основных средств на конкретный момент.

   Для текущего учета расхода материалов могут применяться способы оценки (учетные цены), в основе которых лежат внутрихозяйственные стоимостные нормативы. По истечении отчетного периода учетные цены на израсходованные материалы с помощью специального расчета доводят до уровня их фактической себестоимости.

   Таким образом, независимо от того, какие  способы оценки объектов бухгалтерского учета выбраны в данной организации, в их основе лежит реальность стоимости учитываемого объекта.  

    2.       КАЛЬКУЛЯЦИЯ

    Система бухгалтерского учета преследует в  своей основе главную цель: выявление  конечного финансового результата хозяйственной деятельности конкретной организации. Без выявления себестоимости  объектов бухгалтерского учета эта  цель становится неосуществимой.

   Калькуляция  - способ исчисления себестоимости единицы продукции.

   Для установления себестоимости объекта  бухгалтерского учета необходимо определить предмет калькулирования и все  затраты, связанные с ним. Под предметом калькулирования понимается тот объект бухгалтерского учета, себестоимость которого необходима для управления организацией. Одновременно с этим следует установить калькуляционную единицу, т. е. измеритель калькуляционного объекта.

   В современном бухгалтерском учете  себестоимость объектов бухгалтерского учета должна выявляться на всех стадиях кругооборота имущества. Соответственно, калькулированию подлежат все процессы деятельности организации.

   В процессе создания и приобретения средств  производства определяется себестоимость отдельных объектов внеоборотных активов. В процессе заготовления материалов выявляется себестоимость различных заготовленных материалов и всего процесса заготовления. В процессе производства определяется производственная себестоимость различных видов продукции, а в процессе продаж - полная себестоимость проданной продукции.

   Установлена следующая типовая (применяемая во  всех организациях) номенклатура статей калькуляции:

   1. Сырье, материалы

   2. Возвратные отходы (вычитаются)

   3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних п/п

   4. Топливо и энергия на технологические  цели

   5. Заработная плата производственных  рабочих

   6. Отчисления на социальные нужды

   7. Расходы на подготовку и освоение  производства

   8. Общепроизводственные расходы

   9. Общехозяйственные расходы

   10. Потери от брака

   11. Прочие производственные расходы

   ИТОГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

   12. Коммерческие расходы  

   ИТОГО ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ

 

     

   ТЕМА   № 5     БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

   1. Счет: понятие, назначение и  строение

   2. Активные и пассивные счета

   3. Двойная запись операций на  счетах и ее контрольное значение

   4. Корреспонденция счетов.  Бухгалтерские проводки

   5. Хронологическая и систематическая  запись

   6. Оборотные ведомости

   7. Синтетические и аналитические счета. Субсчета  

   1. СЧЕТ: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, СТРОЕНИЕ 

   Невозможно  показать все многочисленные  изменения, происходящие со средствами п/п и их источниками ежедневно в балансе. Поэтому баланс составляют ежемесячно, а в течении месяца  все эти изменения учитывают отдельно по каждому виду средств или источнику средств. Это происходит на бухгалтерских счетах. СЧЕТ - это способ экономической группировки изменений  средств и источников средств для контроля за ними. Счет делят на две части: левая - Дебет,  правая - Кредит. Это делается для того, чтобы показать на разных сторонах счета операции по увеличению средств  или их источников от операций по их уменьшению, чтобы было легче подсчитать их. Сумма операций по увеличению счета или его уменьшению за месяц называются оборотом счета за месяц по Дебету или Кредиту. Разница между суммами на одной стороне счета и суммами на другой стороне называется остатком или сальдо.  Остаток на начало месяца называют начальным остатком  (сальдо). Остаток на конец  месяца называют конечным остатком (сальдо). В начале месяца счета открывают, в конце закрывают.          

 Дебет                                                         СЧЕТ “КАССА”                                                  Кредит                                                                                                                       

Сальдо  и

№№  операций

 Сумма    операции Сальдо и

№№  операций

Сумма операции
Сальдо  начальное 12.000.000    
12. 100.000     11. 200.000
17. 200.000 27. 10.000.000
35. 1.400.000    
ОБОРОТ 1.700.000 ОБОРОТ 10.200.000
Сальдо  конечное 3.500.000     
 

 

   2.  АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ СЧЕТА

   Все счета делятся на активные,  пассивные, активно-пассивные.

   Активные  счета открываются  по Активу баланса и на них учитываю средства п/п, а также процессы. Пассивные открывают по Пассиву баланса и на них учитывают  источники средств п/п. Активные  и пассивные счета имеют разное строение. В активных счетах сальдо записывают по Д, операции по увеличению записывают по Д, операции по уменьшению по К. В пассивных счетах сальдо записывают по К, операции по увеличению записывают по К, операции по уменьшению по Д.  Операции по увеличению активных и пассивных счетов всегда записывают на той стороне счета, где записывают  начальный остаток. Для того, чтобы закрыть активный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Дебету и вычесть из этой суммы оборот по Кредиту. Для того, чтобы закрыть пассивный счет надо к начальному остатку прибавить оборот по Кредиту и вычесть из этой суммы оборот по Дебету.                                            

     СТРУКТУРА ЛЮБОГО АКТИВНОГО СЧЕТА

дебет                                                                                                                                                           кредит  

НАЧАЛЬНЫЙ ОСТАТОК  
 
ОПЕРАЦИИ  ПО УВЕЛИЧЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ  ВИДА СРЕДСТВ                                                                   

 

 
ОПЕРАЦИИ  ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ ВИДА СРЕДСТВ
 
  КОНЕЧНЫЙ ОСТАТОК 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 

 СТРУКТУРА  ЛЮБОГО ПАССИВНОГО СЧЕТА

дебет                                                                                                                                                                     кредит

 
 
 
НАЧАЛЬНЫЙ ОСТАТОК
 
ОПЕРАЦИИ  ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ  ИСТОЧНИКА СРЕДСТВ      
 
ОПЕРАЦИИ  ПО УВЕЛИЧЕНИЮ УЧИТЫВАЕМОГО НА ЭТОМ СЧЕТЕ  ИСТОЧНИКА  СРЕДСТВ                               
  КОНЕЧНЫЙ ОСТАТОК

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"