Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:31, курс лекций

Описание работы

ТЕМА № 1 СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Учет: понятие , необходимость, стадии
2. Виды хозяйственного учета
3. Виды измерителей
4. Бухгалтерский учет: понятие, особенности, задачи
5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
______________________________________________________

Работа содержит 1 файл

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ТБУ.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

   Предмет бухгалтерского учета - состояние и использование средств предприятия, их источников и хозяйственных процессов в деятельности предприятия.  

   2. КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ  ПРОЦЕССОВ   

   Процесс снабжения: На этой стадии предприятие заключает договора с поставщиками и подрядчиками на поставку товаров, работ и услуг. Поставщики - юридические и физические лица, которые поставляют Вашему предприятию разные виды материальных ценностей, необходимых для производства. Подрядчики - юридические и физические лица, которые оказывают Вашему предприятию услуги (по транспортировке, связи, консалтингу, аудиту и т.д.) или выполняют какие-либо работы (строительные, монтажные, ремонтные и т.д.).  В договорах оговариваются: наименование товаров, работ и услуг, их ассортимент, качество, количество, цены, сроки поставок, штрафные санкции за несоблюдение условий договора. За соблюдением договоров следит отдел снабжения. Определяются источники финансирования закупок условия транспортировки их, перечень лиц, за это ответственных.

   Процесс производства: На данной  стадии закупленные ранее ОС, ОБС, НА соединяются с рабочей силой. Результатом этого является создание продукта, который отличается от материалов внешней формой и ценой. В этом процессе участвуют рабочие (основные и вспомогательные), технологи, инженеры. Учет процесса производства - важнейший участок бухгалтерского учета, поскольку на этой стадии подсчитываются все затраты предприятия по изготовлению продукции и в конечном итоге, на этой сумме базируется расчет цены изделий (работ, услуг).

   Процесс реализации: Стадия, на которой изготовленная в процессе производства продукция реализуется. Для этого продукцию упаковывают, проводят рекламную компанию, выставки, презентации, заключают договора с покупателями и заказчиками, с торговыми и  сбытовыми организациями. Затем, отталкиваясь от полной себестоимости продукции, определяют ее продажную цену.   

   3. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ  ПРЕДПРИЯТИЯ

   Все средства, используемые на организации  можно подразделить на четыре группы (см. схему в приложении).

   ОСНОВНЫЕ  СРЕДСТВА (ОС)  -   средства труда и материальные условия труда, составляющие основу производства, без которых оно невозможно. Это:  машины, оборудование, передаточные устройства, транспорт (на транспортных организациях), производственный и хозяйственный инвентарь (средства труда), а также здания сооружения, транспорт, многолетние насаждения  (материальные условия труда).

   Они имеют следующие отличительные  особенности:

   а)   ОС используются много производственных циклов, служат более 12 месяцев

   б) ОС не меняют при эксплуатации своей  внешней формы

   в) затраты на ОС организации компенсируют путем включения их стоимости  частями (амортизационные отчисления)  в себестоимость изготавливаемой с их помощью и на них продукции в течении нормативного (планового) срока службы ОС. 

   ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА (ОБС)  -  предметы труда, из которых изготавливается продукция,  а также которые используются в хозяйственных целях и для ухода за оборудованием. Это:   

   А.                                 Сырье - продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности, ранее не подвергавшиеся обработке: яйца, зерно, руда, сырая нефть, хлопок и т.д. 

   Б.                  Материалы - продукция ранее подвергшаяся обработке. Они делятся на основные и вспомогательные. Основные - те, которые составляют основу изготавливаемой продукции (например,  доски в столе, ткань в диване и т.д.), и без которых невозможно использование готовой продукции   по прямому назначению. Вспомогательные материалы делятся на три группы:

   1. Те, которые придают основным  материалам какие-то свойства  и качества (полироль на мебели, краска, лаки, водоотталкивающая пропитка в плаще и т.д.)  

   2. Те, которые используют в хозяйственных  целях  (мыло и тряпье для мытья полов, лента для пишущей машинки), картриджи для принтера и т.д.). 

   3.  Те, которые  используют для ухода за оборудованием (смазочные масла для станков, обтирочные материалы).

   В.     Топливо: нефтепродукты (мазут, бензин, солярка, керосин) газ, торф, уголь.

   Г.      Энергия: электрическая, тепловая и т.д.  

   Д.     Незавершенное производство (НЗП) - продукция, прошедшая  не все стадии обработки или прошедшая все стадии обработки, но не прошедшая ОТК (отдел тех. контроля) или прошедшая все стадии обработки, ОТК, но не сданная на склад до 24 часов 31 числа месяца.  

   Е.     Готовая продукция     - продукция, прошедшая все стадии обработки, ОТК и сданная на склад до 24 часов  31 числа месяца

   Ж.    Полуфабрикаты - продукция, прошедшая часть стадий обработки и предназначенная для продажи  или дальнейшего использования: например фарш, сырые обработанные куры и т.д.

   З. Товары - продукция, предназначенная для продажи у посреднических и торговых организаций.                    

     ОБС имеют следующие отличительные  особенности: 

   1. Они потребляются (используются) в  течение одного производственного  цикла

   2. Они меняют свою внешнюю форму

   3. Они переносят свою стоимость  на изготавливаемую из них  или с их помощью продукцию  сразу всю полностью.

   НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ  АКТИВЫ - активы организации, имеющие цену, но не имеющие материальной формы. Это: торговая марка, товарный знак, патенты  (документы, удостоверяющий право собственности на какое-то изобретение, предмет), интеллектуальная собственность, программные продукты, брокерские места  и др.

   ФИНАНСОВЫЕ  ВЛОЖЕНИЯ: вложения организации в акции, облигации и займы, в том числе под векселя, денежные средства на срочных депозитных счетах банков и другие финансовые вложения, инвестированные для извлечения дохода в виде процентов, дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их перепродаже.

   ДЕНЕЖНЫЕ  СРЕДСТВА:

   1. Касса -  предназначена для наличных расчетов  внутри организации.

   2. Расчетный счет -  свободные средства организации, хранимые в банке и предназначенные для безналичных расчетов с юридическими и физическими лицами.

   3. Дебиторы предприятия - юридические  и физические лица, которые должны организации деньги, т.е. это должники организации а) подотчетные лица - работники организации, получающие деньги на совершение хозяйственных расходов и на командировки. Им надо  отчитаться в расходовании этих средства, поэтому такие  средства  называют подотчетные суммы, а людей - подотчетные лица  б) покупатели и заказчики  в) прочие дебиторы.  

   4.   КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

   Все источники средств   предприятия можно подразделить на две группы:

   1. ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

   1. Уставный капитал  (УК) - совокупность всех видов средств организации, внесенных ее учредителями в момент образования предприятия

   2. Прибыль - конечный результат деятельности предприятия , разница между выручкой от реализации продукции, работ и услуг организации и полной ее себестоимостью, включающей в себя затраты по ее производству и реализации.

   3. Добавочный капитал - а) разница от переоценки основных средств  б) эмиссионный доход

   в) безвозмездно полученные ценности.

   4. Резервный капитал - часть прибыли, предназначенная на выплату дивидендов акционеров в случае нехватки прибыли или при убытках.

   5. Бюджетное финансирование - средства, полученные от государства на условиях безвозмездности.            

   2. ИСТОЧНИКИ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ

   1.Кредиты банков (краткосрочные - до 12 месяцев   и долгосрочные - свыше 12 месяцев)

   2.Кредиты (ссуды) прочих физических и юридических лиц (краткосрочные и долгосрочные)

   3. Кредиторская задолженность:   поставщикам и подрядчикам; персоналу по оплате труда; по страхованию;  перед бюджетом; перед  учредителям;  прочим кредиторам                           
 
 

   5. МЕТОД  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

   Метод бухгалтерского учета  -  система способов, обеспечивающих сплошное,  непрерывное, документальное и взаимосвязанное отражение и контроль средств организации, их источников и хозяйственных  процессов.

   В этой системе ряд способов, присущих бухгалтерскому учету:

   1. Документация - любая  хозяйственная  операция, имеющая денежную оценку, фиксируется в каком-либо документе

   2. Инвентаризация - пересчет предметов в натуре для приведения в соответствие данных документов с фактическими данными

   3. Оценка - выражение денежной стоимости разных видов средств и процессов. От реальности оценки зависит правильное исчисление себестоимости продукции

   4. Калькуляция - способ подсчета себестоимости продукции

   5. Бухгалтерские счета и система двойной записи операция на них - способ ведения учета средств п/п, их источников и хозяйственных  процессов.

   6. Бухгалтерский баланс - основная форма отчетности организации

   7. Другие формы отчетности

 

     

   ТЕМА   № 3       БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 

   1. Бухгалтерский баланс: понятие, строение, содержание

   2.  Типы изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций  

    1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

    Бухгалтерский баланс - это систематизированный перечень средств организации и их источников в денежном выражении на 1 число месяца.     Баланс - основная отчетная форма организации.  Они бывают месячные, квартальные и годовые. Месячные предназначены для внутреннего использования на организации, квартальные или годовые предоставляются в налоговые органы; в банки, обслуживающие организации, то есть в органы внешнего контроля.

    Бухгалтерский баланс делится на две части: Актив - где показываются средства организации и Пассив - где показываются их источники. Непременным условием баланса является равенство итогов  Актива итогам Пассива. Наименование отдельных видов средств организации или источников в балансе называется статьей баланса.    

     Бухгалтерский баланс состоит  из пяти разделов: двух разделов Актива и трех разделов Пассива.   1раздел.   ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        2 раздел -  ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      3раздел - КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ     4 раздел - ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 5 раздел - КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  (см. бланк баланса в Приложении)  

    2.        ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ В  БУХГАЛТЕРСКОМ  БАЛАНСЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ  

     1.  Затрагиваются две статьи Актива баланса: одна увеличивается, другая уменьшается. Итог баланса не меняется, т.к. идет перемещение средств внутри Актива. Например:  Получены с расчетного счета в кассу  деньги для выплаты  заработной платы. Затронуты статьи второго раздела в  активе баланса: «Касса» и   «Расчетный счет».   «Касса» увеличивается, а «Расчетный счет» уменьшается. Итог Актива остался прежним

     2. Затрагиваются две статьи Пассива  баланса: одна увеличивается, другая - уменьшается. Итог баланса не меняется. Например: Часть прибыли присоединена к Резервному капиталу. Затронуты две статьи четвертого раздела в Пассиве баланса: «Нераспределенная прибыль» и «Резервный капитал». «Нераспределенная прибыль» уменьшается, а «Резервный капитал» увеличивается. Итог баланса не меняется

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"