Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:20, курс лекций

Описание работы

1.Виды учета.
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его задачи и функции.
Объекты бухгалтерского учета. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Бух. учет краткий курс 2010 .doc

— 482.00 Кб (Скачать)

          6.2. Оценка и калькулирование имущества и обязательств.

    Имущество (активы), обязательства и иные факты  хозяйственной деятельности для  отражения в бухгалтерской отчетности подлежат денежному выражению.

      Цель оценки – дать стоимостную  характеристику каждому объекту  бухгалтерского учета. При этом  оценка материальных активов  – это способ перевода учетных  объектов из натурального измерителя  в денежный, который выполняется  в тех или иных хозяйственных  операциях (например, при поставке материалов, поставке основных средств, начислении зарплаты и т.д.).

    Калькуляция представляет собой способ оценок, в частности себестоимости вырабатываемой продукции, работ, услуг. Она включает денежную оценку расходов на средства труда (амортизация, расходы на содержание и эксплуатацию основных средств), на предметы труда (сырье и материалы, топливо, энергия), на использованный труд (заработная плата, отчисления на социальное страхование) и прочие (услуги сторонних организаций). Себестоимость определяется на весь выпуск и на единицу продукции.

    В бухгалтерском учете применяются  различные виды оценки.

    Классификация оценок.

Признак классификации Виды классов
По  измеряемому объекту 
  1. индивидуальные – определяют оценку отдельного объекта
  2. агрегированные (агрегатные) – предназначены для исчисления стоимости совокупности объектов
По  субъекту измерения
  1. исторические – стоимость которых сложилась заранее, до поступления к учету; чаще всего заимствуется из уже произведенных измерений (счет-фактур или другого счета)
  2. калькуляционные – расчет себестоимости продукции (работ, услуг) производится самими организациями
По  отношению к критерию исчисления
  1. объективные – основаны на едином критерии, внешнему по отношению к субъекту (цена сделки)
  2. субъективные – отражают мнение оценщика (риэлтора) или эксперта
По  методу
  1. первоначальные – отражают совокупность затрат на приобретение в номинальных ценах в момент приобретения
  2. неизменные (сопоставимые) – в ценах заранее заданного момента
  3. восстановительные – отражают стоимость воспроизводства в современных условиях
  4. рыночные – сложившиеся при взаимодействии спроса и предложения
  5. условные – в условных единицах
  6. экспериментальные – выполненные соответствующими специалистами
 

    Оценка  имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; полученного безвозмездно (дарение) – по рыночной стоимости на дату оприходования; произведенного в самой организации – по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

    В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты  на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при покупке коммерческому кредиту, наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения и стоимости услуг, уплачиваемые пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение, доставку, осуществляемую силами сторонних организаций.

      Формирование текущей рыночной  стоимости производится на основе  цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

    Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества, основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

    Записи  в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте, производится в рублях в суммах, определенных путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующего на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей (в отчетности); возникшие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение дохода  - у некоммерческих. 

          6.3.Инвентаризация  имущества и обязательств.

    Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которых проверяется и  документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

    Порядок проведения инвентаризаций (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества  и обязательств, проверяемых при  каждой из них) определяется руководителем  организации за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна.

 Проведение  инвентаризации обязательно согласно Ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете»:

    • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
    • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года, а библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет.
    • при смене материально-ответственных лиц;
    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при реорганизации или ликвидации организации
    • в других случаях, предусмотренными законодательными актами.

    Методика  проведения инвентаризации, порядок  документального оформления ее результатов  установлены методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Перед проведением инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом количестве объектов создаются центральная комиссия и рабочая комиссия. Персональный состав комиссии утверждается приказом руководителя организации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием признания результатов инвентаризации недействительными. Перед проверкой фактического наличия имущества материально-ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии,  все ценности, поступившие на ответственное их хранение оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

    Выявленные  при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данных на счетах бухгалтерского учета отражается в следующем порядке:

    • излишек имущества приходуется, а соответствующая сумма зачисляется на финансовый результат организации, а у бюджетных организаций – на увеличение финансирования или фондов;
    • недостаток имущества и порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения, а сверх норм – за счет виновных лиц, если они не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовый результат организации (в убыток, а у бюджетных организаций – на уменьшение финансирования или фондов).
 
 

          6.4. Баланс.

    Для образования организации формируются  учредительные документы (устав, учредительный договор), формируется имущество предприятия (взносы учредителей в уставной капитал), что должно быть отражено в бухгалтерском учете и балансе.

    Бухгалтерский баланс – способ обобщенного отражения и экономическая группировка хозяйственных средств предприятия по составу и источник образования в денежном выражении.

    Баланс  показывает какими средствами располагает  предприятие на ОПРЕДЕЛЕННУЮ ДАТУ и  из каких источников эти средства получены.

    Баланс  – форма отчетности №1.

    Бухгалтерский баланс – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия по составу на определенную (отчетную) дату в денежном выражении, предоставляющих данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).

    Бухгалтерский баланс – документ, поэтому он имеет соответствующие реквизиты. 
 

    Баланс  ООО «Темп» на 01.01.0X

     

Актив Пассив
Средства  предприятия (статьи) Сумма Источники средств (статьи) Сумма
1. Внеоборотные активы   3. Капитал и резервы  
Основные  средства 83 000 Уставной капитал 70 000
Нематериальные  активы 2 000 Резервный капитал 3 000
Незавершенные капвложения 1 500 Добавочный  капитал 2 000
Доходные  вложения 500 Нераспределенная  прибыль 10 000
Итого раздел 1 87 000 Итого раздел 3 85 000
2. Оборотные активы   4. Долгосрочные обязательства  
Запасы 9 000 Долгосрочные  обязательства 3 000
Незавершенное производство 500 Итого раздел 4 3 000
Готовая продукция 100 5. Краткосрочные обязательства  
Дебиторская задолженность 100 Займы и кредиты 2 000
НДС по приобретенным ценностям 100 Кредиторская  задолженность 6 000
Финансовые  вложения 300 В т. ч.  
Денежные  средства   - поставщикам  и подрядчикам 5 500
В т. ч.   Задолженность перед персоналом 4 000
- расчетный  счет 6 000 Задолженность перед государством по налогам 2 000
- валютный  счет 1 700 Задолженность перед внебюджетными фондами 3 000
- касса 200 Итого раздел 5 17 000
Итого раздел 2 18 000    
Баланс (1+2) 105 000 Баланс (3+4+5) 105 000
 

    Бухгалтерские балансы формируются по различным  признакам  и существует многообразие, например, вступительный, разделительный, заключительный, годовой, промежуточный (текущий, месячный, квартальный), аналитический, сводный, консолидированный. 

    По  степени очистки (оценки его статей) баланс может быть представлен в  оценке НЕТТО и в оценке БРУТТО.

    Оценка  основных средств:

      Первоначальная (историческая) стоимость  (300 тыс. руб.) – Начисленная амортизация  (200 тыс. руб.) = Остаточная стоимость  (100 тыс. руб.)

    Это баланс в форме НЕТТО

    Каждая  хозяйственная операция вызывает изменения  в бухгалтерском балансе. Все хозяйственные операции могут быть сгруппированы и приведены в 4 видам изменения:

    • когда проведение хозяйственной операции приводит к изменению структуры актива баланса без изменения валюты баланса.

      Пример. Перечислены средства с расчетного счета в кассу на выплату заработной платы – 50 тыс. руб.

      Валюта  баланса не изменяется.

    • хозяйственная операция вызывает изменение структура пассива без изменения валюты баланса.

      Пример. Из нераспределенной прибыли образован  резервный капитал в размере 20 тыс. руб.

      Валюта  баланса не изменяется, но изменилась структура пассива.

    • хозяйственная операция вызывает изменение в структуре и актива и пассива баланса с увеличением баланса.

      Пример. Получен на расчетный счет кредит банка в размере 200 тыс. руб.

      Баланс  по активу и по пассиву увеличился на 200 тыс. руб. с изменением структуры  актива и пассива.

    • хозяйственная операция вызывает изменение в структуре и актива и пассива баланса с уменьшением валюты баланса.

      Пример. Выплачена зарплата из кассы в размере 50 тыс. руб.

      Баланс  по активу и по пассиву уменьшился на 50 тыс. руб. с изменением структуры  актива и пассива. 

          6.5. Счета и двойная запись.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"