Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:20, курс лекций

Описание работы

1.Виды учета.
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его задачи и функции.
Объекты бухгалтерского учета. Предмет и метод бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Бух. учет краткий курс 2010 .doc

— 482.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

2.Нормативное регулирование бухгалтерского учета  в РФ.

    Включает 4 уровня:

  1. законодательный – гражданский кодекс РФ, закон «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ от 21.11.1996. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на «среднесрочную перспективу» 2004-2010 гг. одобрена от 01.07.2004 г. №180.
  2. нормативный – стандарты положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) №1/2008 г. – «Учетная политика», ПБУ №6/01 – «Учет основных средств», ПБУ №4/99 -  «Бухгалтерская отчетность» и далее, план счетов бухгалтерского учета  и инструкция по его применению, утвержденная приказом минфина РФ №94-н от 31.10.2001г.
  3. методический – методические указания по учету основных средств, методические рекомендации по инвентаризации активов, финансов и обязательств, утвержденные приказом минфина РФ №49 от 13.06.1999 г.
  4. учетная политика – организационно- распорядительная (приказы положения).
 
 

3.Базовые принципы бухгалтерского учета.

    Они складываются из допущений и требований.

    Допущения:

    1. имущественная обособленность – имущество и обязательства организаций существует обособленно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций.
    2. непрерывность деятельности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.
    3. временная определенность фактов – в хозяйственной деятельности факты отражаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени их поступления, выплаты денежных средств.
    4. последовательность применения учетной политики – выбранная учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (выбранные методы не могут произвольно меняться без изменения нормативных документов или организационно-правовой формы предприятия).

    Требования:

    1. полноты – полнота отражения всех в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
    2. осмотрительности – большая готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов.
    3. непротиворечивости – тождество данных аналитического учета оборотов и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

      Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательствах (долги) и о хозяйственных операциях по определенным экономическим признакам, который ведется на счетах синтетического учета бухгалтерского учета (в денежном измерении).

      Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых, материальных и других аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих сведения об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (как в стоимостном, так и в натуральном выражении).

    1. приоритет содержания над формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но из их экономического содержания.
    2. рациональности – рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины операции.

    Бухгалтерский учет может быть организован в  различных формах:

      • централизованной
      • децентрализованной
      • смешанной
 

    4.Организация бухгалтерского учета в организациях.

    Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель организации могут в зависимости от объема учетной работы:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту
  • вести бухгалтерский учет лично

    Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации; ему же главный бухгалтер и подчиняется непосредственно. Главный бухгалтер несет ответственность за:

  • формирование учетной политики,
  • ведение бухгалтерского учета,
  • своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности,
  • обеспечение руководителя информацией о соответствии осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ,
  • контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

    Требования  главного бухгалтера к документальному  оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию  необходимых документов и сведений обязательны для всех работников предприятия (организации). Без подписи  главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

5.Формы ведения бухгалтерского учета

 

Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей. 

Назначение  всех форм ведения бухгалтерского учета  одинаково, они предназначены для  регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно. 

Основными формами ведения бухгалтерского учета являются: 

- журнально-ордерная;

- мемориально-ордерная;

- упрощенная  форма учета для малых предприятий;

- автоматизированная  форма, с применением программ  автоматизации бухгалтерского учета. 

          6.Метод бухгалтерского учета.

    Метод бухгалтерского учета – совокупность различных способов, приемов, посредством которых решаются задачи бухгалтерского учета.

    Элементами метода  бухгалтерского учета являются:

  1. документирование
  2. оценка имущества и обязательств
  3. инвентаризация
  4. баланс (балансовое уравнение)
  5. счета и двойная запись
  6. отчетность

      6.1. Документирование

    Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны подтверждаться оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами. Первичные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование документа
  • дату составления документа
  • наименование организации, от имени которых составлен документ
  • содержание хозяйственной операции
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильное ее оформление
  • личные подписи этих лиц.

    Перечень  лиц, имеющие право подписи первичных  учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером. Документы, которыми оформляются  хозяйственные операции с денежными  средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после её окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы  не допускаются. В остальных первичных учетных документах исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций. Это должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписывали документы, с указанием даты внесения исправлений. Для осуществления контроля и упорядочивания обработки данных о хозяйственных операциях на основании первичных учетных документов, составляются сводные учетные документы. Сводные первичные учетные документы могут составляться как на бумаге, так и на машинных носителях информации. Первичные учетные документы могут быть изъяты ТОЛЬКО органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами и налоговыми инспекциями на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

    Классификация бухгалтерских документов 

  Признак классификации
      Виды классов
По  назначению Распорядительные  - содержат приказ о выполнении хозяйственной операции, составляются до ее начала.

 Исполнительные (оправдательные) - удостоверяют факт совершения операции.

 Комбинированные - одновременно являются и распорядительными, и исполнительными.

 Бухгалтерского оформления - составляются бухгалтером для оформления бухгалтерских расчетов  (начисление  амортизации,  распределение косвенных затрат и др.) и исправления ошибок.

По  месту составления Внешние (входящие и исходящие) - поступающие в организацию от сторонних субъектов и предоставляемые внешним пользователям. Внутренние — составляются в организации для работников.
По  степени обобщения информации Первичные - составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции

. Сводные - составляются    путем группировки первичных документов.

По  количеству отраженных    операций Разовые - составляются по окончании хозяйственной операции единовременно.

 Накопительные - составляются в течение определенного периода путем накопления информации.

По  носителям информации Бумажные

  Машинные

По  характеру оформления Ручной  записи

Машинной  записи

По  содержанию Монетарные - отражают кассовые и банковские операции. Немонетарные - прочие.
 

    Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации информации, содержащихся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах) на отдельных листах и карточках, на магнитных лентах и дисках и др.  Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. (Расходный кассовый ордер, приходный кассовый ордер – первичные документы, из них складывается Кассовая книга – регистр).  

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"