Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 14:25, курс лекций
Лекции по бух. учету
Записи в регистрах можно исправлять только специальными способами:
1. Корректурным
Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность его состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается, и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму.
Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается подписями лиц, подписавших документ или производящих исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце странице, записывая в ней «исправлено» и правильный текст или сумму.
2. Способом «Красное сторно».
Применяется тогда, когда неправильно составлена бухгалтерская проводка или когда показана сумма, большая, чем требуется.
Сущность его состоит в том, что вначале ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись производится красной пастой. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красной пастой, вычитаются из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется. После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами.
Способ «Красное сторно» применяется и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции, а также для корректировки учетных данных по отдельным счетам.
3. Способом дополнительной проводки.
Применяется тогда, когда в учете показана сумма меньшая, чем требовалось.
Для
исправления такой ошибки на разность
между правильной и преуменьшенной суммами
операции составляют дополнительную бухгалтерскую
проводку.
5.2.
Формы бухгалтерского учета
Каждая организация ведет бухгалтерский учет по определенной форме.
Форма - это одно из центральных и сложнейших понятий бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета - это сочетание различных учетных регистров и технических средств для их обработки.
Понятие «форма бухгалтерского учета» было введено Лукой Пачоли. Он описал одну из первых форм счетоводства - староитальянскую систему. Ее суть состоит в 3-х уровневой организации учета.
Для каждого уровня Л. Пачоли выделял отдельную регистр - книгу. На первом уровне проводилась фиксация фактов хозяйственной деятельности в памятной книге (мемориале). На втором уровне данные о фактах соединялись с проводками (появилось понятие Плана счетов). Здесь появляется вторая книга-журнал, где происходит перечисление фактов и указание корреспондирующих счетов по данным, отраженным в этих фактах (журнал хронологической регистрации).На третьем уровне записи о фактах группируются в третьей книге-Главной книге, где осуществляется систематизация учета. По счетам этой книги составляется баланс. Это и есть венецианская форма счетоводства. После этой формы счетоводства возникли французская, немецкая, голландская, английская, американская формы счетоводства.
Формы отличаются друг от друга:
- назначением регистров
- количеством
- внешним видом
- содержанием
- степенью автоматизации
- взаимосвязью синтетического и аналитического учета и др.
В настоящее время, выделяют следующие формы ведения учета:
Это наиболее простая форма бухгалтерского учета. Любая операция по первичному документу или группа однородных операций по накопительному документу сразу записывается в книгу «Журнал-главная».
Эта
книга совмещает и регистрационный журнал
(хронологическая запись) и синтетический
учет (систематическая запись). Книга имеет
следующую форму:
Дата | №
операции |
Документ
и
содержание операции |
Сумма оборотов | Счет № | Счет № | Счет № | |||
Дт | Кт | Дт | Кт | Дт | Кт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В эту книгу сначала записывают остатки по счетам на начало отчетного периода.
Затем все операции по документам записывают в хронологическом порядке: приход в кассу, расход из кассы, приход расчетного счета, расход расчетного счета.
После записи всех операций подсчитывают обороты. При этом следует сделать проверку: сумма оборотов общая должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов.
Затем выявляется остаток на конец периода.
Эта форма находит применение в предприятиях с небольшим количеством хозяйственных операций, с небольшой численностью работников. Она обеспечивает наглядность записей и ведет ее один бухгалтер.
Вариантом этой формы является простая форма бухгалтерского учета, рекомендованная Министерством Финансов для малых предприятий. В этой форме книга журнал-главная носит название книга хозяйственных операций (форма К-1). Кроме того, к этой книге предусматривается ведение ведомостей по учету заработной платы (форма В-8), а также по расчету с бюджетом по налогам.
Книга учета К-1 является комбинированным регистром. Некоторые предприятия ведут ее в виде ведомости с вкладными листами, а другие предприятия открывают книгой на целый год, которая пронумеровывается и прошнуровывается, на последней странице заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью малого предприятия.
Книгу открывают записями остатков на начало года или на начало деятельности. В содержание операции в хронологической последовательности позиционным способом разносят каждый документ (хозяйственную операцию).
Кроме того, параллельно ведут ведомости: В-1 - по основным средствам; В-2 - по инвентарю и хозяйственным принадлежностям; В-3 - по учету затрат; В-4 - по денежным средствам; В-5 - по расчетным операциям; В-6 - по учету реализации, В-7 - по финансовым результатам; В-8 -- по заработной плате.
Данные этих ведомостей переносят в шахматную ведомость.
Затем составляется бухгалтерский баланс.
Применяется на предприятиях в нескольких вариантах в зависимости от особенности отрасли и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и карточные, разработочные и группировочные учетные регистры.
Хронологическая и систематическая запись ведется раздельно.
Каждая бухгалтерская проводка оформляется специальным учетным документом - мемориальным ордером.
Мемориальные ордера составляют на основании первичных документов и регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись).
Затем мемориальные ордера разносят в Главную книгу или многографную ведомость, заменяющую ее (систематическая запись).
Главную книгу или многографную ведомость здесь называют контрольно-шахматной ведомостью. В ней регистрируют только обороты, поэтому в конце периода составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета, в которую вписывают остатки по счетам на начало отчетного периода и выводят остатки на конец отчетного периода.
Затем составляется бухгалтерский баланс.
По аналитическим счетам ведутся карточки, по которым составляется оборотная ведомость. Эта ведомость сверяется с оборотной ведомостью по синтетическим счетам.
Данная форма многократно повторяет одну и ту же запись в разных учетных регистрах.
Баланс
Схема
мемориально-ордерной формы бухгалтерского
учета
Первичные и сводные
документы
Кассовая
книга
Группировочные
накопительные
ведомости
Картотека
аналитических
счетов
Регистрационный журнал
Главная
книга
Оборотная ведомость
по аналитическим
счетам
Оборотная
ведомость по
синтетическим
счетам
Мемориальный ордер
На протяжении более трех десятилетий журнально-ордерная форма была и пока остается наиболее распространенной формой учета.
В относительно короткий срок она завоевала всю страну, что во многом объясняется ролью и действием Министерства финансов.
Некоторые ученые утверждали, что форма носит надуманный, искусственный характер и внедрили ее в принудительном порядке.
Однако в регистрах этой формы расписан каждый шаг бухгалтера, определено точное место для каждой записи. В этом и достоинство, и недостатки этой формы.
Важное условие для внедрения журнально-ордерной формы заключалось в том, что она соответствовала в то время требованиям новой системы управления. Журнально-ордерную форму следует рассматривать в 2-х аспектах:
- техническом
- социально-
Журнально-ордерная форма представляла неотъемлемую часть плановой системы управления (социально-экономический аспект). Внедрение ее было подготовлено: всеобщая государственная собственность в стране, государственная регламентация всей экономической работы - планирование, статистика, бухгалтерский учет. Она вписывалась в административно-командную систему управления в качестве важнейшей цели бухгалтерского учета.