Конфликт интересов: понятие и трактовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и методов урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации.
В качестве основных задач можно выделить следующие:
1) провести понятийный анализ конфликта интересов на государственной гражданской службе;
2)рассмотреть нормативно-правовые источники, связанные с регулированием конфликта интересов на государственной гражданской службе;
3) осуществить анализ урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе;
4) выявить проблемы и обосновать основные направления урегулирования конфликтов интересов на государственной службе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта интересов на государственной службе...………………………………………………..……5
Сущность конфликта интересов на государственной гражданской службе……………………………………............................................5
Нормативно-правовые основы регулирования конфликтов интересов на государственной службе …………….…………………………..11
Глава 2. Современное состояние регулирования конфликтов интересов на государственной службе в Российской Федерации……………………..14
Конфликт интересов на государственной службе в системе государственных закупок……………………………………………14
Методы разрешения конфликтов интересов на государственной службе…………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованных источников и литературы…………….…………37

Работа содержит 1 файл

конфликт интересов.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

4. Чем нормативно  регулируется конфликт  интересов в системе государственных закупок?

    Единственным  документом, касающимся конфликта интересов  в системе государственных закупок  является Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года N 948-1 (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ, от 02.01.2000 N 3-ФЗ,  от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ). В частности, это статья 9 этого закона:

     «9. Антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления

  1. При проведении конкурса не допускается:

      создание  преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников конкурса;

      участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц;

      осуществление организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;

      необоснованное  ограничение доступа к участию  в конкурсе.

      2. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом конкурса недействительным.» 

5. Управление конфликтом  интересов в системе  государственных  закупок.

    В международной практике вопрос управления/предотвращения конфликтов интересов рассматривается как один из ключевых элементов стратегии противодействия коррупции на государственной службе.

    Механизмы управления «личностным» конфликтом интересов  достаточно хорошо проработаны как  за рубежом, так и в крупных  российских коммерческих структурах и заключаются в проведении серии «внутренних» исследований с целью определения областей потенциальных конфликтов интересов, политики и процедур обнаружения и рассмотрения конфликтов интересов, механизма приема заявлений о конфликте интересов и мер по разрешению действительного или потенциального конфликта интересов. Обычно, результаты исследований оформляются в виде официального документа - «Кодекс поведения сотрудников компании, работающих в сфере закупок». В случае включения в этот Кодекс положений, регулирующих другие аспекты деятельности ведомства/организации, указанный документ обычно носит название «Этический кодекс». После разработки Кодекса основной задачей компании становится отслеживание его соблюдения сотрудниками и внесение необходимых корректировок, обеспечивающих его актуальность.

       Неоднозначным является вопрос управления «корпоративным» конфликтом интересов. Устранение предпосылок «корпоративного» конфликта интересов требует от государства серьезного пересмотра функционала министерств и ведомств, а также создания согласительного органа, который будет заниматься оперативным разрешением существующих противоречий и детальной проработкой областей, где потенциально может возникнуть «корпоративный» конфликт интересов8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Методы разрешения конфликтов на государственной службе 

      Институциональная слабость государства и общества дает возможность различным заинтересованным группам и отдельным лицам  применять любые, в том числе  и недозволенные методы для достижения своих частных целей. Объектом их интересов часто становятся конкретные должностные лица, замещающие должности государственной гражданской службы. В данном случае источником конфликта личных интересов государственного гражданского служащего и интересов должности государственной гражданской службы (т.е. собственно государственных интересов) выступает третье лицо. Как правило, это представитель заинтересованных групп, но ответственность возлагается в первую очередь на государственного служащего, поскольку именно он совершает должностной проступок9.

      Применительно к порядку урегулирования конфликта  интересов на государственной гражданской  службе госслужащие, руководствуясь действующим  законодательством, учитывают следующие  принципы:

  • верховенство Конституции Российской федерации и федеральных законов над иными правовыми актами, должностными инструкциями;
  • демократизм, законность, гласность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека;
  • единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения;
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;
  • профессионализм и компетентность;
  • ответственность за принимаемые решения и исполнение должностных обязанностей, подотчетность обществу;
  • внепартийность, светский характер государственной службы10.

   Основными функциями органов государственной  службы в разрешении конфликтов, являются политические, административные, воспитательно-пропагандистские, организационно-технические. Все они взаимосвязаны с управленческим циклом деятельности госслужбы.

      Технологизация  управления и разрешения конфликтов требует от госслужбы непрерывности  воздействия на конфликт; системного анализа и прогноза развития ситуации; принятия рациональных и эффективных решений организации и контроля их исполнения.

      Роль  государственной службы как субъекта в системе конфликта интересов  следовало бы обозначить:

  • первоочередными мерами федеральных органов управления по созданию механизма правового регулирования конфликтов;
  • нацеленностью механизма государственного управления на разрешение конфликтов;
  • условиями взаимодействия (противоборства) властных структур управления;
  • степенью и формами выражения ответственности государственных служащих за разрешение конфликтных ситуаций;
  • приоритетных должностными обязанностями служащих органов местного самоуправления.

   При рассмотрении вопроса о функциональных обязанностях государственных служащих по диагностике и разрешению конфликтов необходимо указать:

  • на обеспечение и защиту законных интересов граждан;
  • своевременное и обстоятельное рассмотрение обращений граждан, заявлений общественных объединений, органов местного самоуправления;
  • оперативное принятие решений в порядке, установленном федеральными законами и постановлениями, а также решениями субъектов Российской Федерации;
  • ответственность госслужащего за действие или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

     Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению гражданской службой образуются комиссии по урегулированию конфликта интересов.

     Комиссия  по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

     Составы комиссий по урегулированию конфликта  интересов формируются таким  образом, чтобы была исключена возможность  возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих РФ и урегулированию конфликтов интересов утверждается Указом Президента РФ.

     Для того чтобы не допускать конфликта  интересов, а также контролировать незаконные доходы (неосновательное  обогащение) гражданских служащих, естественно, важно и необходимо постоянно следить за их законными (основательными) доходами. С этой целью  в данном федеральном законе в ст. 20 предусматривается представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного содержания.

     В ней говорится, что гражданин  при поступлении на гражданскую  службу, а также гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения являются информацией конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну11.

     Не  допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего для установления или  определения его платежеспособности, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонд общественных или религиозных объединений, иных организаций, а также физических лиц.

     Гражданский служащий, виновный в разглашении  сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера  других гражданских служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральным законами, несет ответственность в соответствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

     Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих. Сведение о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

     Положение о предоставление сведений о полученных гражданским служащим доходах и  принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждаются соответственно Указом Президента РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом требований настоящей статьи.

     Участие структур государственной службы в  регулировании, предотвращении и разрешении конфликтов интересов осложняется  тем, что позиция служащего оказывается  довольно сложной, а порой неопределенной и противоречивой. Его участие  в разрешении конфликта рассматривается как показатель обеспечения защиты законных интересов граждан, ответственности перед законом и государством, и в то же время органы госслужбы выражают позицию более высокий инстанций в системе управления.

      Бескомпромиссный  вариант урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе предполагает отказ одной из сторон от достижения поставленных целей или локализацию основных причин, его породивших. Вместе с тем для разрешения конфликтов нередко используются испытанные на практике методы. Наиболее эффективны из них следующие.

      Метод переговоров. Конфликтующие стороны избирают для себя наиболее предпочтительные возможности и обсуждают их с общего согласия.

      Метод «избегания» конфликтов. Это может быть увольнение (отставка) по собственному желанию, избегание встреч с «противником», его игнорирование. Избежать конфликта – не значит урегулировать его, поскольку вызвавшее его противоречие сохраняется.

      Метод откладывания конфликта. В этом случае один из субъектов конфликта временно сдает позиции. Однако по мере изменения ситуации и накопления сил эта сторона чаще всего предпринимает попытки возвратить утраченное.

      Метод судебного разбирательства  наиболее острых конфликтных  ситуаций. Характеризуется более четкой детализацией, с обязательным исполнением судебного решения по итогам рассмотрения.

      Метод третейского разбирательства  или арбитража. Здесь спор передается для разбирательства третьей стороне. Ее решение обязательно для участников конфликта. Конфликт при этом разрешается частично, поскольку его причины не устраняются.

      Метод примирения сторон. Достигается на основе сближения позиций и интересов через посредника, в роли которого могут выступать государственные служащие, специалисты в области менеджмента, согласительные комиссии.

Информация о работе Конфликт интересов: понятие и трактовка