Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности и методов урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации.
В качестве основных задач можно выделить следующие:
1) провести понятийный анализ конфликта интересов на государственной гражданской службе;
2)рассмотреть нормативно-правовые источники, связанные с регулированием конфликта интересов на государственной гражданской службе;
3) осуществить анализ урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе;
4) выявить проблемы и обосновать основные направления урегулирования конфликтов интересов на государственной службе.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта интересов на государственной службе...………………………………………………..……5
Сущность конфликта интересов на государственной гражданской службе……………………………………............................................5
Нормативно-правовые основы регулирования конфликтов интересов на государственной службе …………….…………………………..11
Глава 2. Современное состояние регулирования конфликтов интересов на государственной службе в Российской Федерации……………………..14
Конфликт интересов на государственной службе в системе государственных закупок……………………………………………14
Методы разрешения конфликтов интересов на государственной службе…………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованных источников и литературы…………….…………37
Рисунок
2. Иллюстрация конфликта
интересов
Для сферы осуществления конкурсных закупок за счет «общественных/государственных» средств, в качестве наиболее наглядного примера конфликта интересов и его разрешения можно рассмотреть практику Всемирного банка, где конфликт интересов является одним из основных факторов определения правомочности участников конкурса. В частности, лицо или фирма, вовлеченные в подготовку спецификаций или технических заданий для конкурса, не могут в последствии выступать в качестве участника этого конкурса. В российском законодательстве по госзакупкам прямого запрета при подобной ситуации не существует.
В системе государственных закупок ситуация конфликта интересов может возникать не только на индивидуальном/персональном уровне (у физического лица), но и на уровне организации в целом. В связи с этим конфликт интересов можно четко разделить на «личностный» и «корпоративный». Эти виды конфликта интересов различаются как по предпосылкам возникновения, так и по их проявлениям.
Предпосылками
возникновения «личностного»
Предпосылками возникновения «корпоративного» конфликта интересов являются:
В принципе, проявления «личностных» конфликтов интересов в системе государственных закупок аналогичны проявлениям конфликта интересов на государственной службе в целом. Наиболее полное перечисление примеров проявления «личностных» конфликтов интересов на государственной службе дают канадские политологи Кен Кернаган и Джон Лангфорд в книге «Ответственный государственный служащий»:
Проявлениями «корпоративного» конфликта интересов может стать:
Примеры «корпоративного» конфликта интересов:
Пример 1. Министерству/ведомству отдельной строкой выделено бюджетное финансирование на закупку специального оборудования на 20 миллионов рублей. Оборудование планировалось закупать в октябре, когда будут подготовлены соответствующие помещения. В первой половине года, из-за появления новых фирм, выпускающих аналогичное оборудование, стоимость требуемого оборудования снизилась на 15-20% и стало очевидно появление экономии средств по этой бюджетной статье, при этом количественное или качественное изменение объемов закупки не возможно из-за ограничений по площадям и функционалу. Таким образом, появляется экономия выделенных бюджетных средств в размере 3-4 миллионов рублей.
В
силу жесткости финансового
Пример 2. Региональная/муниципальная администрация проводит открытый конкурс на закупку продукции для собственных нужд. В конкурсе участвуют поставщики из данного и соседних регионов. В случае выигрыша поставщика из соседнего региона будет достигнута экономия средств по данной закупке, но налоги поступят в бюджет соседнего региона и региональная/муниципальная администрация недоберет поступления в свой бюджет и не сможет финансировать другие свои нужды. Кроме того, любая местная администрация заинтересована в сохранении и поддержании рабочих мест в своем регионе. Соответственно, региональная/муниципальная администрация заинтересована в выигрыше «местного» поставщика и попадает в ситуацию конфликта интересов.
3. Конфликт интересов при проведении конкурса на закупку продукции для государственных нужд.
При проведении конкурса на закупку товаров, работ или услуг для государственных нужд конфликт интересов может быть рассмотрен с различных точек зрения. В частности, предлагается рассмотреть конфликт интересов по источникам его возникновения и по порядку проведения конкурса.
Конфликт интересов по источникам возникновения может быть разделен на:
Здесь
надо сделать ремарку –
(если он является организатором конкурса)
В случае, когда государственный заказчик не передает функции организатора конкурса сторонней организации, он выполняет работы и несет полную ответственность за организацию и проведение закупок, включая: разработку «внутренней» нормативно-методической базы, финансово-экономическое планирование, разработку конкурсной документации, проведение всех необходимых процедур и оформление всех необходимых протоколов и отчетных документов и т.д. То есть, государственный заказчик сталкивается со всей совокупностью предпосылок возникновения конфликта интересов. Налицо появление всех потенциальных возможностей для «личностного» и «корпоративного» конфликтов интересов. При отсутствии четкой регламентации потенциального конфликта интересов и его регулирования сотрудники государственного заказчика априори оказываются в ситуации, когда они могут быть обвинены в коррупционных действиях. Более того, у сотрудников государственного заказчика нет возможности доказать правомочность своих действий в ситуации конфликта интересов.
(если он не является организатором конкурса)
При
передаче части функций государственного
заказчика сторонней
Организатор конкурса по поручению государственного заказчика организует и проводит конкурс, причем, оценку заявок и окончательное решение принимает конкурсная комиссия, которая может состоять как из сотрудников госзаказчика, так и из сотрудников организатора конкурса. В этом случае возникают оба, вышеупомянутые, вида конфликта интересов. Чаще всего предпосылками «корпоративного» конфликта интересов организатора конкурса становится «корпоративный» или «личностный» конфликт интересов госзаказчика. Организатор конкурса вынужден следовать прямым указаниям или неофициальным просьбам госзаказчика из боязни получить статус «несговорчивого» и потерять имеющийся контракт или последующие контракты на организацию и проведение конкурсов, как у этого, так и у других госзаказчиков. В тоже время, у сотрудников организатора конкурса могут иметься свои интересы в результатах проводимого конкурса, что приводит к возникновению «личностного» конфликта интересов.
Конфликт
интересов участника/участников конкурса
– тематика совершенно особая. В
данном случае также возникают ситуации
«личностного» и «
Таблица 1.
Этапы проведения конкурса | Источник конфликта интересов | Пример конфликта интересов, в частности | |
1. | определение потребностей | госзаказчик | Обоснование потребности под «свой» интерес. |
2. | подготовка к проведению конкурса | госзаказчик,
организатор конкурса |
Организатор:
подготовка спецификаций под «своих»
участников конкурса.
Госзаказчик: корректировка спецификаций под «своих» участников конкурса. |
3. | приглашение поставщиков к участию в конкурсе | организатор конкурса | Создание искусственных информационных и административных барьеров для «чужих» участников конкурса. |
4. | подготовка предложений поставщиками | госзаказчик, организатор конкурса, участник конкурса | Госзаказчик:
корректировка конкурсной документации
под интересы «своего» участника конкурса.
Организатор: передача конфиденциальной информации «своим» участникам конкурса. Участник: заключение картельного соглашения с другими участниками конкурса. |
5. | подача / прием предложений | госзаказчик, организатор конкурса, участник конкурса | Госзаказчик:
перенесение сроков приема предложений
без уведомления «чужих» участников конкурса.
Участник: заранее спланированное опоздание заявки. |
6. | оценка предложений и определение победителя | госзаказчик, организатор конкурса | Госзаказчик:
манипуляции критериями оценки и их весовыми
значениями.
Организатор: «потеря» части документов из конкурсной заявки «чужого» участника конкурса. |
7. | заключение контракта | госзаказчик | Понуждение победителя к отказу от подписания государственного контракта. |