Конфликт интересов: понятие и трактовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности и методов урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе в Российской Федерации.
В качестве основных задач можно выделить следующие:
1) провести понятийный анализ конфликта интересов на государственной гражданской службе;
2)рассмотреть нормативно-правовые источники, связанные с регулированием конфликта интересов на государственной гражданской службе;
3) осуществить анализ урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе;
4) выявить проблемы и обосновать основные направления урегулирования конфликтов интересов на государственной службе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта интересов на государственной службе...………………………………………………..……5
Сущность конфликта интересов на государственной гражданской службе……………………………………............................................5
Нормативно-правовые основы регулирования конфликтов интересов на государственной службе …………….…………………………..11
Глава 2. Современное состояние регулирования конфликтов интересов на государственной службе в Российской Федерации……………………..14
Конфликт интересов на государственной службе в системе государственных закупок……………………………………………14
Методы разрешения конфликтов интересов на государственной службе…………………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………….……35
Список использованных источников и литературы…………….…………37

Работа содержит 1 файл

конфликт интересов.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Иллюстрация конфликта  интересов 

    Для сферы осуществления конкурсных закупок за счет «общественных/государственных» средств, в качестве наиболее наглядного примера конфликта интересов и его разрешения можно рассмотреть практику Всемирного банка, где конфликт интересов является одним из основных факторов определения правомочности участников конкурса. В частности, лицо или фирма, вовлеченные в подготовку спецификаций или технических заданий для конкурса, не могут в последствии выступать в качестве участника этого конкурса. В российском законодательстве по госзакупкам прямого запрета при подобной ситуации не существует.

    В системе государственных закупок ситуация конфликта интересов может возникать не только на индивидуальном/персональном уровне (у физического лица), но и на уровне организации в целом. В связи с этим конфликт интересов можно четко разделить на «личностный» и «корпоративный». Эти виды конфликта интересов различаются как по предпосылкам возникновения, так и по их проявлениям.

    Предпосылками возникновения «личностного» конфликта  интересов являются:

    1. персональная предрасположенность к «воровству»
    2. наличие в служебной деятельности (должностных функциях) областей подразумевающих принятие решений на основе субъективных оценок
    3. несовершенство системы отчетности, контроля и аудита деятельности
    4. отсутствие норм и правил разрешения возникшего «личностного» конфликта интересов

    Предпосылками возникновения «корпоративного» конфликта  интересов являются:

    1. различие целей ведомства и государства в целом, в силу неправильного понимания ведомственных задач или их неточной/нечеткой формулировки
    2. превалирование краткосрочных планов организации над долгосрочными
    3. несовершенство законодательства и системы контроля и аудита деятельности

    В принципе, проявления «личностных» конфликтов интересов в системе государственных закупок аналогичны проявлениям конфликта интересов на государственной службе в целом. Наиболее полное перечисление примеров проявления «личностных» конфликтов интересов на государственной службе дают канадские политологи Кен Кернаган и Джон Лангфорд в книге «Ответственный государственный служащий»:

  • Использование служебного положения для лоббирования чьих либо интересов.
  • Использование конфиденциальной информации.
  • Работа по совместительству.
  • Использование ресурсов организации в личных интересах.
  • Использование служебного положения для целей развития личного бизнеса.
  • Деятельность после увольнения со службы (ухода на пенсию).
  • Конфликты интересов, связанные с подарками и взяточничеством.

  Проявлениями  «корпоративного» конфликта интересов может стать:

  • Неэффективное и неэкономное расходование выделенных государством средств.
  • Лоббирование конкретных поставщиков или их групп.

    Примеры «корпоративного» конфликта  интересов:

  Пример 1. Министерству/ведомству отдельной строкой выделено бюджетное финансирование на закупку специального оборудования на 20 миллионов рублей. Оборудование планировалось закупать в октябре, когда будут подготовлены соответствующие помещения. В первой половине года, из-за появления новых фирм, выпускающих аналогичное оборудование, стоимость требуемого оборудования снизилась на 15-20% и стало очевидно появление экономии средств по этой бюджетной статье, при этом количественное или качественное изменение объемов закупки не возможно из-за ограничений по площадям и функционалу. Таким образом, появляется экономия выделенных бюджетных средств в размере 3-4 миллионов рублей.

   В силу жесткости финансового законодательства перенос этих средств на любые  другие статьи не возможен и средства должны будут возвращены в бюджет. Последствием возвращения их обратно в бюджет станет, скорее всего, пропорциональное сокращение бюджета Министерства/ведомства на следующий финансовый год. В этом случае, Министерство/ведомство попадает в ситуацию конфликта интересов, когда оно не заинтересовано в экономном расходовании выделенных средств.

   Пример 2. Региональная/муниципальная администрация проводит открытый конкурс на закупку продукции для собственных нужд. В конкурсе участвуют поставщики из данного и соседних регионов. В случае выигрыша поставщика из соседнего региона будет достигнута экономия средств по данной закупке, но налоги поступят в бюджет соседнего региона и региональная/муниципальная администрация недоберет поступления в свой бюджет и не сможет финансировать другие свои нужды. Кроме того, любая местная администрация заинтересована в сохранении и поддержании рабочих мест в своем регионе. Соответственно, региональная/муниципальная администрация заинтересована в выигрыше «местного» поставщика и попадает в ситуацию конфликта интересов.

3. Конфликт интересов  при проведении  конкурса на закупку  продукции для  государственных  нужд.

   При проведении конкурса на закупку товаров, работ или услуг для государственных нужд конфликт интересов может быть рассмотрен с различных точек зрения. В частности, предлагается рассмотреть конфликт интересов по источникам его возникновения и по порядку проведения конкурса.

   Конфликт  интересов по источникам возникновения  может быть разделен на:

  1. Конфликт интересов у государственного заказчика (если он является организатором конкурса).
  2. Конфликт интересов у государственного заказчика (если он не является организатором конкурса).
  3. Конфликт интересов у сторонней организации - организатора конкурса.
  4. Конфликт интересов у участника/участников конкурса.

   Здесь надо сделать ремарку – государственный  заказчик и организатор конкурса не всегда совпадают. А именно, организатором  конкурса является «…государственный заказчик в лице федерального органа исполнительной власти, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса.» (Основание: ст.2, Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд")

Конфликт  интересов у государственного заказчика

(если  он является организатором  конкурса)

     В случае, когда государственный заказчик не передает функции организатора конкурса сторонней организации, он выполняет работы и несет полную ответственность за организацию и проведение закупок, включая: разработку «внутренней» нормативно-методической базы, финансово-экономическое планирование, разработку конкурсной документации, проведение всех необходимых процедур и оформление всех необходимых протоколов и отчетных документов и т.д. То есть, государственный заказчик сталкивается со всей совокупностью предпосылок возникновения конфликта интересов. Налицо появление всех потенциальных возможностей для «личностного» и «корпоративного» конфликтов интересов. При отсутствии четкой регламентации потенциального конфликта интересов и его регулирования сотрудники государственного заказчика априори оказываются в ситуации, когда они могут быть обвинены в коррупционных действиях. Более того, у сотрудников государственного заказчика нет возможности доказать правомочность своих действий в ситуации конфликта интересов.

Конфликт  интересов у государственного заказчика

(если  он не является  организатором конкурса)

     При передаче части функций государственного заказчика сторонней организации, государственный заказчик обычно определяет сроки поставки и параметры требуемой  продукции (товаров, работ или услуг) и заключает, по итогам конкурса, государственный контракт. Кроме того, государственный заказчик также может, по желанию, формировать конкурсную комиссию из своих сотрудников, вместе с тем комиссия может состоять и из сотрудников организатора конкурса. Таким образом, государственный заказчик, вместе с передачей функций и полномочий, передает большую часть «коррупционных» возможностей организатору конкурса. В этом случае существенно уменьшаются предпосылки для «личностного» конфликта интересов, но полностью остаются предпосылки для «корпоративного» конфликта интересов.

Конфликт  интересов у сторонней  организации -  организатора конкурса

    Организатор конкурса по поручению государственного заказчика организует и проводит конкурс, причем, оценку заявок и окончательное решение принимает конкурсная комиссия, которая может состоять как из сотрудников госзаказчика, так и из сотрудников организатора конкурса. В этом случае возникают оба, вышеупомянутые, вида конфликта интересов. Чаще всего предпосылками «корпоративного» конфликта интересов организатора конкурса становится «корпоративный» или «личностный» конфликт интересов госзаказчика. Организатор конкурса вынужден следовать прямым указаниям или неофициальным просьбам госзаказчика из боязни получить статус «несговорчивого» и потерять имеющийся контракт или последующие контракты на организацию и проведение конкурсов, как у этого, так и у других госзаказчиков. В тоже время, у сотрудников организатора конкурса могут иметься свои интересы в результатах проводимого конкурса, что приводит к возникновению «личностного» конфликта интересов.

Конфликт  интересов у участника/участников конкурса

     Конфликт  интересов участника/участников конкурса – тематика совершенно особая. В  данном случае также возникают ситуации «личностного» и «корпоративного» конфликта интересов. Предпосылки и проявления «личностного» конфликта интересов идентичны «личностному» конфликту интересов государственного служащего, с той лишь разницей, что личные интересы могут быть направлены на оказание «помощи» конкурирующей фирме – участнику того же конкурса. В тоже время, «корпоративный» конфликт интересов участника/участников чаще всего возникает при сговоре поставщиков (образовании незаконного картеля) для участия в конкретном конкурсе или стимулировании развития целого сегмента рынка. Возникновение конфликта интересов связано с неизбежным противоречием между желанием получить выгодный заказ и необходимостью соблюдать соглашение с другими фирмами-участниками сговора.

     Таблица 1.

Конфликт  интересов по этапам конкурса

  Этапы проведения конкурса Источник  конфликта интересов Пример  конфликта интересов, в частности
1. определение потребностей госзаказчик Обоснование потребности  под «свой» интерес.
2. подготовка  к проведению конкурса госзаказчик,

организатор конкурса

Организатор: подготовка спецификаций под «своих» участников конкурса.

Госзаказчик: корректировка спецификаций под «своих» участников конкурса.

3. приглашение поставщиков  к участию в конкурсе организатор конкурса Создание искусственных  информационных и административных барьеров для «чужих» участников конкурса.
4. подготовка  предложений поставщиками госзаказчик, организатор  конкурса, участник конкурса Госзаказчик: корректировка конкурсной документации под интересы «своего» участника конкурса.

Организатор: передача конфиденциальной информации «своим» участникам конкурса.

Участник: заключение картельного соглашения с другими участниками конкурса.

5. подача / прием  предложений госзаказчик, организатор  конкурса, участник конкурса Госзаказчик: перенесение сроков приема предложений без уведомления «чужих» участников конкурса.

Участник: заранее спланированное опоздание заявки.

6. оценка предложений  и определение победителя госзаказчик, организатор  конкурса Госзаказчик: манипуляции критериями оценки и их весовыми значениями.

Организатор: «потеря» части документов из конкурсной заявки «чужого» участника конкурса.

7. заключение  контракта госзаказчик Понуждение  победителя к отказу от подписания государственного контракта.

Информация о работе Конфликт интересов: понятие и трактовка