Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало не только подробного рассмотрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и выявления проблем применения МСФО в нашей стране.
Но для решения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
• Изучение литературы по системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
• Определение сущности международных стандартов финансовой отчетности
• Рассмотреть меры, предпринимаемые в России для приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО
Введение……………………………………………………………………………….3
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России……………..5
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации………………………………………………………………………………6
1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете……………………………………11
1.2.2 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)…………………………………..14
1.2.3 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...15
1.2.4 Учетная политика организации…………………………………………………17
2 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), необходимость
их применения в РФ
2.1Сущность международных стандартов финансовой отчетности………………...20
2.2 Применение МСФО в России……………………………………………………...23
2.3 Стимулы перехода на МСФО для России…………………………………………27
3 Проблемы адаптации МСФО в Российской федерации
3.1 Первые трудности применения…………………………………………………….30
3.2 Проблемы сегодняшнего дня……………………………………………………….33
Выводы и предложения…………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………………43
Приложения………………………………………………………………………………46
юридическую терминологию. С другой стороны, для того чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработки Минфину России необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.
В
этом контексте можно отметить, что
переход на международные стандарты
финансовой отчетности нельзя рассматривать
как единственную цель реформирования
российской системы бухгалтерского учета.
В действительности реформа должна быть
гораздо глубже и заключаться в конструировании
эффективной надстройки над новым типом
экономических отношений в России. В итоге
должна быть создана среда, обеспечивающая
формирование полной и объективной информации
о финансовом положении и результатах
деятельности компаний. Невозможность
перехода на МСФО в один день обусловлена
необходимостью осуществления целого
комплекса взаимосвязанных мероприятий
и наличием многочисленных проблем, отмеченных
выше. Поэтому единственным и наиболее
рациональным способом перехода к МСФО
является не просто их последовательное
внедрение, а поэтапная адаптация с учетом
специфики учетной системы и всей российской
экономической среды.
Выводы
и предложения
В заключение важно отметить, что в случае полного перехода России на МСФО не следует ожидать, будто иностранные инвестиции рекой хлынут в Россию. Однако это будет важным шагом в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми. Очевидно, что ни один национальный финансовый рынок не сможет нормально развиваться в отрыве от международного. По итогам первых лет реформы уже можно говорить об определённых как положительных результатах, так и о проблемах перехода. Тем не менее, реформа будет реально закончена лишь, когда каждый бухгалтер будет профессионально владеть основами МСФО, а руководители компаний - действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации. Это означает, что более активно должна вестись работа по повышению квалификации бухгалтеров.
Следует подчеркнуть, что
Правительству и регулирующим органам необходимо установить законодательную и нормативную базу, способствующую выполнению всех международных стандартов без дополнительных национальных стандартов или с минимальным количеством дополнительных национальных стандартов, подготовить новые или внести изменения в существующие законы и подзаконные нормативные акты с учетом международных стандартов и лучшей международной практики, определить законы и нормы, регулирующие финансовую отчетность, как первоочередной приоритет и обеспечить их оперативное внедрение, установить рациональные и эффективные механизмы для обеспечения последовательного и качественного соблюдения международных стандартов.
Для
осуществления переводов
Организациям, подающим отчетность разработать и реализовать программу перехода на МСФО, а также выделить необходимые ресурсы. Для этого нужно обеспечить активное участие в процессе работников всех уровней, от высшего руководства до должностных лиц, отвечающих за подготовку финансовой отчетности в отдельных структурных подразделениях организации, организовать обучение по МСФО работников, которые задействованы в переходе на МСФО.
Решить вопрос оперативной подготовки отчетности по МСФО можно за счет автоматизации учета. Большинство компаний готовят финансовую отчетность, перенося данные бухгалтерского учета в такие системы, как Excel, и там вручную конвертируют отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов. Внедрив на предприятии информационную систему, которая позволит вести российский и международный учет параллельно, удастся сэкономить массу времени.
В учебных заведениях обучить преподавательский состав международным стандартам и предложить учебные программы по бухгалтерскому учету и аудиту.
Таким образом, предстоит ещё много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику учёта. Важно, чтобы необходимость перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества.
Список
литературы
Приложение А
Таблица 1. - Системы нормативного регулирования
Страна | Бухгалтерское регулирование | Оценка роли
государства |
Оценка роли
профессиональных организаций и научных институтов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Германия | Коммерческий кодекс
Торговый кодекс Закон о налоге на корпорации Закон о балансах Закон о подоходном налоге Закон о сборе с оборота Закон о бухгалтерских директивах 1985г. Требованиями
«Основ правильного ведения |
Государство не вмешивается во внутренние дела организации, но законы в области хозяйствования, управления, налогообложения создают общие условия, обязательные для организаций | Роль не значительна. Institut deer Wirtschaftspriifer, имеет специальный комитет специалистов, занимающийся выработкой рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности. Институт не может похвастаться заметными успехами, когда дело доходит до его предложений о проведении коренных реформ бухгалтерского дела. |
Франция | Торговый кодекс,
закон о производственно Также PGG-«Общий план счетов бухгалтерского учета». Стандарты разрабатывает Национальный совет по бухгалтерскому учету. |
Жесткий контроль государства, существенное влияние путем установления системы налогообложения и требований. | Деятельность профессиональной бухгалтерской организации - Общество бухгалтеров – экспертов(ОЕССА),- определяется Министерством финансов, и заключается в консалтинге ,составлении отчетности компаний, инициативном аудите. |
Испания | Министерство экономики
и финансов и созданный им институт
бухгалтеров и аудиторов
(ИБА)(ICAC) Торговый кодекс, Закон о деятельности компаний, «Общий план бухгалтерского дела» |
Бухгалтерское регулирование находится в ведении государства | Часто (ИБА) прибегает к рекомендациям профессиональных объединений(АИБЧ), которые не имеют государственной поддержки ,но пользуется большим влиянием. |
1 | 2 | 3 | 4 |
США | Основа «Закон о
ценных бумагах и фондовых биржах».
«Общепринятыми принципами бухгалтерского учета»(ГААП), которые разрабатываются государственными органами(КЦБФБ, ССФУ), и профессиональными бухгалтерскими организациями |
Государственное регулирование достаточно велико | Профессиональные организации делятся на: разрабатывающие стандарты(АИПБ, ССФУ); влияющие на содержание принимаемых стандартов через свои периодические издания: AAA – также разрабатывают положения, которые составляют концептуальную базу ГААП. Роль профессиональных организаций достаточно велика. |
Россия | Четырехуровневое:
1.Законодательные акты, Указы президента России и постановления правительства(ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ №34н. Положение Центрального банка РФ №2-П «О безналичных расчетах » и др.); 2.Стандарты(положения) по ведению бухгалтерского учета и отчетности(20); 3.Метадические рекомендации(указания), инструкции, комментарии, письма МинФина и других ведомств; 4.Рабочие документы по бухгалтерского учета самой организации. |
Регулируется государственными органами управления | Профессиональные организации действуют как консультативный орган(разработка проекта закона « о бухгалтерском учете», разработка нового плана счетов, разработка положений по бухгалтерскому учету) |
Великобритания | Двухуровневое:
1.(управление учетной политикой) Совет по финансовой отчетности(СФО); 2.(разработка, координация стандартов) Совет по стандартам финансового учета (ССБУ), Оперативная рабочая группа(ЧРГ), Экспертная группа по анализу финансовой отчетности (КНФО), Консультативный комитет бухгалтерских организаций (ККБО). «Положение о стандартной учетной практике – ПСУП(20)»,«Стандарты финансовой отчетности – СФО(8)», «Положение о рекомендованной практике – ПРП». Закон о деятельности компаний 1985г., Закон 1989г. |
Государственное регулирование минимально. | Профессиональные
организации широко представлены, работают
более 100 лет.
Известными
профессиональными |
1 | 2 | 3 | 4 |
Япония | Коммерческий кодекс.
Налоговое законодательство Закон
«О нормах контроля и порядке его осуществления»,
Положение о внутреннем контроле на предприятии,
Правила (процедуры) по осуществлению
контроля.
1948 году Закон о ценных бумагах и фондовом рынке инвесторов В 1949 году были опубликованы стандарты финансового учета для коммерческих предприятий |
Государственно – монополистическое регулирование | Общественная коллегия
по делам бухгалтерского учета, которая
опубликовала ряд положений и стандартов
бухгалтерского учета.
Так и не удалось создать независимые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов |
Швеция | Закон о деятельности компаний 1975г., закон о бухгалтерском деле1976г.( предусмотрен Совет по бухгалтерским стандартам (СБС)), также регулируется Советом шведских финансовых стандартов в бухгалтерском учете и комитетом ( BFL) | Профессиональное бухгалтерское сообщество Швеции считает, «что шведская налоговая система железной хваткой, как нигде больше в мире, держит за горло финансовые отчетные документы». Иными словами жесткий государственный контроль | FAR профессиональная организация аудиторов, издает рекомендации по вопросам бухгалтерского дела. Хотя они не являются обязательными, на практике они оказывают большое влияние на деятельность специалистов. Также заметное влияние оказывают научные институты. Сильное влияние американских теоретиков. Все чаще говорится о переходе от немецкого подхода к американскому |
Китай | Куайцзифа (кит. — законодательство
о бухгалтерском учете) это общее название
правовых норм, регулирующих экономические
отношения, складывающиеся при осуществлении
государственными органами и предприятиями
бухгалтерского учета.
Двухуровневое:1.Закон КНР от 4 сентября 1992 года(с изменениями от 26.02. 1995г.). 2. 01.01.1994г. Закон »О сертификации профессиональных бухгалтеров», 16 ноября 1992 года «Нормы отчетности предприятий» |
Государственное регулирование бухгалтерского учета — господствовала в Китае на протяжении всей его истории. | Не оказывают существенного влияния |
Швейцария | Гражданский кодекс, Кодекс обязательств и Кодекс штрафов (+ дополнительные законы в автономных кантонах) | Особым акцентом на требования налоговых служб и правительственных норм. | Созданы мощные объединения работников учета, гарантирующие высокий профессиональный уровень работы своих членов и защищающих их профессиональные интересы. в 1984 году создан Фонд рекомендаций по бухгалтерскому учету и отчетности и Руководство по аудиту |
Италия | Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, положения Национального совета специалистов коммерции и бухгалтеров (НССКБ), законы базирующиеся на Директивах ЕС №4,№7 | Регулируется государством | НССКБ издает некоторые стандарты бухгалтерского дела, которые, отличаются самым широким и общим подходом. Стандарты признаются Комиссией по валютным биржам. |
Приложение Б
Таблица 2. – Перечень действующих ПБУ
№ ПБУ | Название ПБУ | Дата утверждения |
ПБУ 1/08 | "Учетная политика организации" | приказ Минфина от 6 октября 2008 г. N 106н |
ПБУ 2/08 | "Учет договоров строительного подряда" | приказ Минфина от 24 октября 2008 г. N 116н |
ПБУ 3/06 | "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" | приказ Минфина от 25 декабря 2007 г. N 147н |
ПБУ 4/99 | "Бухгалтерская отчетность организации" | приказ Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н |
ПБУ 5/01 | "Учет материально- |
приказ Минфина от 9 июня 2001 г. N 44н |
ПБУ 6/01 | "Учет основных средств" | приказ Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н |
ПБУ 7/98 | "События после отчетной даты" | приказ Минфина от 25 ноября 1998 г. N 56н |
ПБУ 8/01 | "Условные
факты хозяйственной |
приказ Минфина от 28 ноября 2001 г. N 96н |
ПБУ 9/99 | "Доходы организации" | приказ Минфина от 6 мая 1999 г. N 32н |
ПБУ 10/99 | "Расходы организации" | приказ Минфина от 6 мая 1999 г. N 33н |
ПБУ 11/08 | "Информация о связанных сторонах" | приказ Минфина от 29 апреля 2008 г. N 48н |
ПБУ 12/2000 | "Информация по сегментам" | приказ Минфина от 27 января 2000 г. N 11н |
ПБУ 13/2000 | "Учет государственной помощи" | приказ Минфина от 16 октября 2000 г. N 92н |
ПБУ 14/07 | "Учет нематериальных активов" | приказ Минфина от 27 декабря 2007 г. N 153н |
ПБУ 15/08 | "Учет расходов по займам и кредитам" | приказ Минфина от 6 октября 2008 г. N 107н |
ПБУ 16/02 | "Информация по прекращаемой деятельности" | приказ Минфина от 2 июля 2002 г. N 66н |
ПБУ 17/02 | "Учет расходов
на научно-исследовательские, |
приказ Минфина от 19 ноября 2002 г. N 115н |
ПБУ 18/02 | "Учет расчетов
по налогу на прибыль |
приказ Минфина от 19 ноября 2002 г. N 114н |
ПБУ 19/02 | "Учет финансовых вложений" | приказ Минфина от 10 декабря 2002 г. N 126н |
ПБУ 20/03 | "Информация
об участии в совместной |
приказ Минфина от 24 ноября 2003 г. N 105н |
ПБУ 21/08 | " Изменение оценочных платежей " | приказ Минфина от 6 октября 2008 г. N 106н |