Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы стало не только подробного рассмотрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и выявления проблем применения МСФО в нашей стране.
Но для решения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
• Изучение литературы по системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
• Определение сущности международных стандартов финансовой отчетности
• Рассмотреть меры, предпринимаемые в России для приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО
Введение……………………………………………………………………………….3
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России……………..5
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации………………………………………………………………………………6
1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете……………………………………11
1.2.2 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)…………………………………..14
1.2.3 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...15
1.2.4 Учетная политика организации…………………………………………………17
2 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), необходимость
их применения в РФ
2.1Сущность международных стандартов финансовой отчетности………………...20
2.2 Применение МСФО в России……………………………………………………...23
2.3 Стимулы перехода на МСФО для России…………………………………………27
3 Проблемы адаптации МСФО в Российской федерации
3.1 Первые трудности применения…………………………………………………….30
3.2 Проблемы сегодняшнего дня……………………………………………………….33
Выводы и предложения…………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………………43
Приложения………………………………………………………………………………46
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Нормативное
регулирование бухгалтерского
1.1 Концепция
бухгалтерского учета в
1.2 Система
нормативного регулирования
Федерации………………………………………………………
1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете……………………………………11
1.2.2 Положения
по бухгалтерскому учету (ПБУ)…
1.2.3 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...15
1.2.4 Учетная
политика организации…………………………………………………
2 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), необходимость
их применения в РФ
2.1Сущность международных стандартов финансовой отчетности………………...20
2.2 Применение
МСФО в России……………………………………………
2.3 Стимулы перехода на МСФО для России…………………………………………27
3 Проблемы адаптации МСФО в Российской федерации
3.1 Первые
трудности применения……………………………………………………
3.2 Проблемы
сегодняшнего дня……………………………………
Выводы
и предложения……………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. И это действительно так: в бухгалтерском учете и отчетности обобщаются результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которые должны были найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были приняты во внимание многие положения и стандарты международного учета[10, с.10].
Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с ее происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики.
Но
некоторые особенности
Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна».
Рассмотрение международного опыта исключительно интересно для нашей страны, так как их применение несет в себе большие преимущества. Например, повышение прозрачности, улучшение сопоставимости показателей, простота для пользователей финансовой информации во всем мире. А так как России в настоящее время существует около 3000 предприятий, акции которых котируются на международных биржах, то им уже сейчас рекомендовано составлять отчетность в соответствии с МСФО. Это РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «Транснефть», МПвС России, «ЛУКойл», «МДМ Банк», «Российский кредит», «Ростелеком» и многие др. [17, с.21]
Но существует ряд препятствий, которые мешают адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. Поэтому целью данной курсовой работы стало не только подробного рассмотрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и выявления проблем применения МСФО в нашей стране.
Но для решения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
Объектом
исследования явились российская система
бухгалтерского учета, её стандарты
и международные стандарты
При написании работы была использована литература, посвященная нормативной базе бухгалтерского учёта в России (Положениям по бухгалтерскому учёту, Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу). Особое внимание было уделено международным стандартам финансовой отчетности и проблеме перехода России на МСФО. Теоретическую основу работы составили учебники (И.Н Богатой и Н.Н Хахоновой, В.А Фофанова и М.Б.Фофанова, Л.И.Ворониной), различные учебные пособия по МСФО (Н.Л Маренкова), издания периодической печати (Бухгалтерский учет, Консультант бухгалтера, Главбух). Часть информации была получена во всемирной электронной сети: на официальных сайтах СМСФО; проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности II», а также института профессиональных бухгалтеров в России. В основном был применен монографический метод исследования, т.е. метод изучения теории и метод сравнения.
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1
Концепция бухгалтерского учета в рыночной
экономике России
Переход экономики нашей страны на условия рыночных отношений, появление в связи с этим новых фактов хозяйственной деятельности, передача предприятий из государственной собственности в коллективную, и даже частную собственность, потребовали известных дополнений, а по некоторым операциям и перестройки в системе бухгалтерского учета. Основные направления реформы учета в стране были определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. и опубликованной в профессиональной печати. В этой Концепции, на основе проведенного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета, были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10—15 лет.
Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих органов, органов государственной статистики и финансовых органов. Действовавшая система государственного контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической среды, складывающейся в стране.
Концепция являлась основой построения системы бухгалтерского учета в стране и была призвана:
•
обеспечивать заинтересованных специалистов
информацией об общих подходах к
организации и ведению
• быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
• быть в основе принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
• помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Концепция
не заменяла никакие нормативные
акты по бухгалтерскому учету. Если какое-либо
положение Концепции
1.2
Система нормативного регулирования бухгалтерского
учета в Российской Федерации
Все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы должны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов. В мире применяются разные системы нормативного регулирования (Приложение А).
Российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета реформируется с целью соответствия ее международным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Новые подходы к формированию финансовой информации обеспечивают заинтересованных пользователей более достоверными данными о финансовом положении организации и о финансовых результатах ее деятельности.
Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации[12, с.236].
Статья 5 Закона № 129 «О бухгалтерском учете» определяет три уровня системы регулирования бухгалтерского учета.
Включение этой статьи в текст Закона «О бухгалтерском учете» фактически произвело переворот в регулировании бухгалтерского учета в нашей стране. Впервые на уровне Федерального закона было установлено, что именно Правительство Российской Федерации, а не центральные органы исполнительной власти, например Министерство финансов, осуществляет «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации».
Рисунок
1 - Уровни системы регулирования бухгалтерского
учета
Таким образом, из ведения Министерства финансов бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства Российской Федерации, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они ни разрабатывались, даже Министерством финансов РФ, должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.
Пункт 1 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете», возложив на Правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, установил, таким образом, приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране.
Пункт 2 ст. 5 Закона косвенно указывает на то, что к органам, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь относится Министерство финансов Российской Федерации. Специально устанавливается, что «нормативные акты и методические указания «о бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ».
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, в число основных задач МФ России входит «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и Кредитных организациях».
Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России, Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютному регулированию и валютному контролю и т.д.
Таблица 1. - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней.