Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской и международной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало не только подробного рассмотрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и выявления проблем применения МСФО в нашей стране.
Но для решения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
• Изучение литературы по системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
• Определение сущности международных стандартов финансовой отчетности
• Рассмотреть меры, предпринимаемые в России для приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России……………..5
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации………………………………………………………………………………6
1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете……………………………………11
1.2.2 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)…………………………………..14
1.2.3 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...15
1.2.4 Учетная политика организации…………………………………………………17
2 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), необходимость
их применения в РФ
2.1Сущность международных стандартов финансовой отчетности………………...20
2.2 Применение МСФО в России……………………………………………………...23
2.3 Стимулы перехода на МСФО для России…………………………………………27
3 Проблемы адаптации МСФО в Российской федерации
3.1 Первые трудности применения…………………………………………………….30
3.2 Проблемы сегодняшнего дня……………………………………………………….33
Выводы и предложения…………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………………43
Приложения………………………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Мой курсач вариант два.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….3

1 Нормативное  регулирование бухгалтерского учета  в Российской   Федерации

1.1 Концепция  бухгалтерского учета в рыночной  экономике России……………..5

1.2 Система  нормативного регулирования бухгалтерского  учета в Российской

Федерации………………………………………………………………………………6

1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете……………………………………11

1.2.2 Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ)…………………………………..14

1.2.3 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...15

1.2.4 Учетная  политика организации…………………………………………………17

2 Международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО), необходимость

   их применения в РФ 

2.1Сущность международных стандартов финансовой отчетности………………...20

2.2 Применение  МСФО в России……………………………………………………...23

2.3 Стимулы перехода на МСФО для России…………………………………………27

3 Проблемы адаптации МСФО в Российской федерации

3.1 Первые трудности применения…………………………………………………….30

3.2 Проблемы  сегодняшнего дня……………………………………………………….33

Выводы  и предложения…………………………………………………………………38

Список  литературы………………………………………………………………………43

Приложения………………………………………………………………………………46 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. И это  действительно так: в бухгалтерском  учете и отчетности обобщаются результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия. Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которые должны были найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были приняты во внимание многие положения и стандарты международного учета[10, с.10].

     Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с ее происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики.

     Но  некоторые особенности современной  российской системы бухгалтерского учета объективно снижают ее ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики.

     Многие  западные инвесторы и банкиры  полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным  нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна».

     Рассмотрение международного опыта исключительно интересно для нашей страны, так как их применение несет в себе большие преимущества. Например, повышение прозрачности, улучшение сопоставимости показателей, простота для пользователей финансовой информации во всем мире. А так как России в настоящее время существует около 3000 предприятий, акции которых котируются на международных биржах, то  им уже сейчас рекомендовано составлять отчетность в соответствии с МСФО. Это РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «Транснефть», МПвС России, «ЛУКойл», «МДМ Банк», «Российский кредит», «Ростелеком» и многие др. [17, с.21]

     Но  существует ряд препятствий, которые мешают адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. Поэтому целью данной курсовой работы стало не только подробного рассмотрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и выявления проблем применения МСФО в нашей стране.

     Но  для решения поставленных целей  были поставлены следующие задачи:

    • Изучение литературы по системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
    • Определение сущности международных стандартов финансовой отчетности
    • Рассмотреть меры, предпринимаемые в России для приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО
    • Раскрыть проблемы, возникшие в ходе реформирования.
    • Наметить перспективы развития отечественного бухгалтерского учета
    • Предложить мероприятия по решению выявленных проблем

     Объектом  исследования явились российская система  бухгалтерского учета, её стандарты  и международные стандарты финансовой отчетности.

     При написании работы была использована литература, посвященная нормативной базе бухгалтерского учёта в России (Положениям по бухгалтерскому учёту, Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу). Особое внимание было уделено международным стандартам финансовой отчетности и проблеме перехода России на МСФО. Теоретическую основу работы составили учебники (И.Н Богатой и Н.Н Хахоновой, В.А Фофанова и М.Б.Фофанова, Л.И.Ворониной), различные учебные пособия по МСФО (Н.Л Маренкова), издания периодической печати (Бухгалтерский учет, Консультант бухгалтера, Главбух). Часть информации была получена во всемирной электронной сети: на официальных сайтах СМСФО; проекта «Реформа бухгалтерского учета и отчетности II», а также института профессиональных бухгалтеров в России. В основном был применен монографический метод исследования, т.е. метод изучения теории и метод сравнения.

     1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской   Федерации

     1.1 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России 

     Переход экономики нашей страны на условия  рыночных отношений, появление в связи с этим новых фактов хозяйственной деятельности, передача предприятий из государственной собственности в коллективную, и даже частную собственность, потребовали известных дополнений, а по некоторым операциям и перестройки в системе бухгалтерского учета. Основные направления реформы учета в стране были определены Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. и опубликованной в профессиональной печати. В этой Концепции, на основе проведенного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета, были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10—15 лет.

     Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой  экономики, была обусловлена общественным характером собственности. Главным  потребителем информации, формирующейся  в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих органов, органов государственной статистики и финансовых органов. Действовавшая система государственного контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения экономических субъектов.

     Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической  среды, складывающейся в стране.

     Концепция являлась основой построения системы бухгалтерского учета в стране и была призвана:

     •   обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к  организации и ведению бухгалтерского учета;

     •   быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;

     •   быть в основе принятия решений по вопросам, еще не урегулированным  нормативными актами;

     •   помогать потребителям бухгалтерской  информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

     Концепция не заменяла никакие нормативные  акты по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречило  положению законодательного или  нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежало положение  законодательного или нормативного акта.  

     1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 

     Все организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы должны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов. В мире применяются разные системы нормативного регулирования (Приложение А).

     Российская  система нормативного регулирования  бухгалтерского учета реформируется  с целью соответствия ее международным  стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Новые подходы к формированию финансовой информации обеспечивают заинтересованных пользователей более достоверными данными о финансовом положении организации и о финансовых результатах ее деятельности.

     Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации[12, с.236].

     Статья 5 Закона № 129 «О бухгалтерском учете» определяет три уровня системы регулирования  бухгалтерского учета.

     Включение этой статьи в текст Закона «О бухгалтерском  учете» фактически произвело переворот  в регулировании бухгалтерского учета в нашей стране. Впервые на уровне Федерального закона было установлено, что именно Правительство Российской Федерации, а не центральные органы исполнительной власти, например Министерство финансов, осуществляет «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации».

     

     Рисунок 1 - Уровни системы регулирования бухгалтерского учета 

     Таким образом, из ведения Министерства финансов бухгалтерский учет перешел в  ведение Правительства Российской Федерации, а это означает, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы они ни разрабатывались, даже Министерством финансов РФ, должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ.

     Пункт 1 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете», возложив на Правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, установил, таким образом, приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране.

     Пункт 2 ст. 5 Закона косвенно указывает на то, что к органам, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь относится Министерство финансов Российской Федерации. Специально устанавливается, что «нормативные акты и методические указания «о бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ».

     В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, в число основных задач МФ России входит «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и Кредитных организациях».

     Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России, Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютному регулированию и валютному контролю и т.д.

     Таблица 1. - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней.

Информация о работе Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской и международной практике