Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской и международной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало не только подробного рассмотрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и выявления проблем применения МСФО в нашей стране.
Но для решения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
• Изучение литературы по системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
• Определение сущности международных стандартов финансовой отчетности
• Рассмотреть меры, предпринимаемые в России для приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России……………..5
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации………………………………………………………………………………6
1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете……………………………………11
1.2.2 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)…………………………………..14
1.2.3 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...15
1.2.4 Учетная политика организации…………………………………………………17
2 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), необходимость
их применения в РФ
2.1Сущность международных стандартов финансовой отчетности………………...20
2.2 Применение МСФО в России……………………………………………………...23
2.3 Стимулы перехода на МСФО для России…………………………………………27
3 Проблемы адаптации МСФО в Российской федерации
3.1 Первые трудности применения…………………………………………………….30
3.2 Проблемы сегодняшнего дня……………………………………………………….33
Выводы и предложения…………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………………43
Приложения………………………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Мой курсач вариант два.doc

— 346.50 Кб (Скачать)
Уровень Документы Органы, принимающие  документы
I уровень - законодательный Федеральные законы, кодексы, указы,  постановления Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ
II уровень –

нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство  финансов РФ, Центральный банк РФ
III уровень –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания Министерство  финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы
IV уровень –

учетная политика организации

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) Организации, предприятия

     Документы первого уровня содержат правовое обоснование обязательности ведения учета всеми российскими организациями, определяют основные правила и принципы ведения учета.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. I и II. Принят Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации 21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. I и II. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. и 19 июля 2000 г.
  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
  • Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н и др. документы.

     Второй  уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

     Документы третьего уровня носят рекомендательный характер и разрабатываются на базе документов первых двух уровней. В основном они носят разъясняющий характер и содержат различные варианты решений организации в области оценки и учета отдельных объектов и, как следствие, отражения их в отчетности. Право выбора таких решений остается за хозяйствующим субъектом исходя из его отраслевой принадлежности, вида производственной деятельности и прочих факторов. Приведем примеры документов третьего уровня.

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 7.05.2003 № 38н).
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
  • Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина от 21.12.1998 № 64н.
  • Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
  • Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Утвержден приказом Минфина России от 28.11.1996 № 101.
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (в ред. приказа от 23.04.2002 № ЗЗн).
  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н.
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина России от 20.07.1998 № ЗЗн (в ред. приказа Минфина России от 28.03.2000 № 32н).
  • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Утверждены приказом Минфина России от 21.03.2000 № 29н.
  • Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ. Утверждены приказом Минфина России от 29.01.2003 № Юн и приказом ФКЦБ от 29.01.2003 № 03-6/пз и др. IV.

     Четвертый уровень системы занимают рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.). Основным документом является учетная политика[ 18,с.220]. 

     1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете 

     В 1996 году был принят и вступил в  силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

     Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый  применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

     Бухгалтерский учет законодательно определяется как  упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

     Налоговая отчетность, составленная с целью  контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская отчетность и налоговая отчетность, существенно отличаются. Следовательно, различны и показатели отчетности.

     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом[10, с.120.].

     Основная  цель законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

     Законодательство  о бухгалтерском учете устанавливает  единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране и состоит из рассматриваемого Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

     Закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех разделов и 19 статей.

     В первом разделе — «Общие положения» — дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество  организации, ее обязательства и  хозяйственные операции), указаны  задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

     Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым  общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, котором предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают Планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарте) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету,

     Во  втором разделе - «Основные правила  ведения бухгалтерского учета» —  изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего Плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

     В третьем разделе - «Основные правила  составления и предоставления бухгалтерской отчетности» — изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

     В четвертом разделе - в Заключительные положения» - раскрыты вопросы ответственности  за нарушения законодательства о  бухгалтерском учете.

     В течение последнего времени идет оживленная дискуссия о необходимости  внесения значительных изменений в  данный Закон, в связи с его моральным устареванием. В результате ряд структур подготовил свои варианты проектов нового закона. В частности, один из них был предложен Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России, однако он не получил одобрения. Второй вариант ФЗ был разработан Фондом «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности». В декабре 2005 года МФ РФ разместил на Веб-сайте проект ФЗ «Об официальном бухгалтерском учете», разработанный межведомственной рабочей группой. Оба проекта активно обсуждаются в настоящее время профессиональным сообществом. 

     1.2.2 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 

     Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают  принципы, правила и способы ведения  организациями учета хозяйственных  операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом "0 бухгалтерском учете». В настоящее время их количество подошло к 21 (приложение Б).

     Разработка  положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами, и в целом структура  каждого стандарта включает:

     •   введение (общие положения);

     •   определение;

     •   содержание;

     • необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта);

     •   дату вступления в действие.

     Во  введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском  учете информации о конкретном объекте  учета, явившемся основой этого  Положения. Само Положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством. Указываются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и пр.)[21,с.56]. Приводится организация учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным Положением, в связи с тем, что их деятельность определена другими нормативными документами. Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расширения производства совокупного общественного продукта. Таким образом, во введении наряду с раскрытием общего содержания Положения, указываются также его цели и задачи.

Информация о работе Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской и международной практике