Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской и международной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы стало не только подробного рассмотрения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и выявления проблем применения МСФО в нашей стране.
Но для решения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
• Изучение литературы по системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
• Определение сущности международных стандартов финансовой отчетности
• Рассмотреть меры, предпринимаемые в России для приведения системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.1 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России……………..5
1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации………………………………………………………………………………6
1.2.1 Федеральный закон о бухгалтерском учете……………………………………11
1.2.2 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)…………………………………..14
1.2.3 План счетов бухгалтерского учета……………………………………………...15
1.2.4 Учетная политика организации…………………………………………………17
2 Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), необходимость
их применения в РФ
2.1Сущность международных стандартов финансовой отчетности………………...20
2.2 Применение МСФО в России……………………………………………………...23
2.3 Стимулы перехода на МСФО для России…………………………………………27
3 Проблемы адаптации МСФО в Российской федерации
3.1 Первые трудности применения…………………………………………………….30
3.2 Проблемы сегодняшнего дня……………………………………………………….33
Выводы и предложения…………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………………43
Приложения………………………………………………………………………………46

Работа содержит 1 файл

Мой курсач вариант два.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

     2.3 Стимулы перехода на МСФО для России 

     Главным "внешним" аргументом в пользу перехода к составлению отчетности на основании МСФО для российских компаний является то, что такой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности российских компаний, повышения их конкурентоспособности (в том числе в борьбе за источники финансирования на отечественном и международном рынках капитала), снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств, а также общего улучшения состояния финансового рынка России[33,с.26].  
     Практика применения МСФО доказала, что они позволяют обеспечить максимальную полезность финансовой отчетности для широкого круга пользователей, поскольку изначально разрабатываются как стандарты, способные раскрывать достаточный для всех участников рынка объем информации о компании, ее финансовом положении и финансовых результатах. Вследствие этого МСФО-отчетность в большей степени, чем отчетность, составленная по национальным стандартам, может использоваться для оценки и прогнозирования развития компаний, принятия инвестиционных решений, оценки деятельности менеджмента, т.е. всех тех факторов, в информации о которых заинтересованы инвесторы.  
     Очевидно, что наиболее актуален данный аргумент для крупных компаний, которые, как было отмечено выше, уже составляют отчетность, основанную на международных стандартах, а также для предприятий среднего бизнеса, имеющих планы развития с привлечением дополнительных источников финансирования.  
     Что касается "внутренних" стимулов для перехода конкретного хозяйствующего субъекта к составлению отчетности по МСФО, то обычно называют два основных.  
     Первый состоит в том, что отчетность, отвечающая международным стандартам, позволяет дать более объективную оценку не только финансовому состоянию компании, но и эффективности системы управления компанией в целом и отдельными сегментами бизнеса ее в частности, а это необходимо не только внешним пользователям, но и менеджменту компании.  
     Второй положительный момент, ожидаемый от российских компаний (точнее, от финансово-бухгалтерских служб российских компаний) при переходе на МСФО, состоит в том, что применение международно признанных принципов составления отчетности дисциплинирует компанию, составляющую и представляющую отчетность, поскольку переход на МСФО предполагает при формировании отчетных форм применение всех стандартов по совокупности (из тех, которые могут быть применены к деятельности конкретной компании), в то время как отчетность, составленная по российским стандартам, зачастую содержит только перечень сведений, содержащихся в рекомендованных формах отчетности, и не раскрывает ряд бесполезных на первый взгляд показателей.  
     Действительно, статистика умалчивает о том, какая часть российских предприятий при составлении отчетности раскрывает все показатели, раскрытие которых предусмотрено, например, ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" или ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности", или сколько организаций формируют консолидированную отчетность в порядке, установленном Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приложение к Приказу Минфина России от 30.12.1996 112).  
     Однако этот аргумент представляется весьма спорным, поскольку проблемы контроля за применением тех или иных правовых норм лежат вне плоскости национальных или международных правил, являясь самостоятельной сферой регулирования.  
     Выше мы рассмотрели так называемые микроэкономические эффекты от введения МСФО в учетную практику российских компаний. Между тем переход на составление финансовой отчетности российских компаний на основе стандартов, признанных в большинстве стран мира, способен оказать положительное влияние и на экономику России в целом (макроэкономический эффект), например, по следующим направлениям: приток иностранных инвестиций в российскую экономику, улучшение имиджа российского бизнеса, интеграция экономики России в систему мирохозяйственных связей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  адаптации МСФО в Российской федерации

     3.1 Первые трудности применения 

     В середине девяностых годов была предпринята  одна из первых попыток систематизации проблем адаптации международных  стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации. Еще тогда отмечалось, что проблематика привязки МСФО к нашим условиям связана с решением целого ряда задач, которые требуют хотя бы предварительной систематизации. И тогда же была предпринята попытка формирования общей блок-схемы проблем адаптации МСФО в России. Было выделено семь групп (блоков) проблем (рисунок 3).

     Первая  группа (или блок) проблем была связана  с отсутствием последовательной государственной политики в области  применения МСФО в нашей стране и  отсутствием концептуальных законодательных решений по данной проблематике.

     Существование второй группы было обусловлено противоречивыми  подходами в решении проблематики МСФО со стороны международных организаций  бухгалтеров и аудиторов. Имеется  в виду прежде всего позиция Комитета по международным стандартам и действовавшего тогда Международного центра реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также наличие специальной программы TАСИС — ЮНИКТАД по вопросам внедрения МСФО в России.

     Третья  и четвертая группа лежали в области методологического и методического обеспечения задач адаптации МСФО и позиции правительственных и общественных организаций не только бухгалтеров и аудиторов, но и предпринимательских и промышленных кругов нашей страны.

     Пятая отражалась в плоскости образовательных усилий в данной сфере и со стороны Минобразования, и со стороны высших учебных заведений и учебно-методических центров по подготовке бухгалтеров и аудиторов.

     И, наконец, шестая и седьмая были связаны  с внутренними противоречиями формирования системы МСФО и расширением издательской базы и круга авторов, занимающихся публикацией учебно-практической и методической литературы в данной сфере[16,с.98].

     

     Рисунок 3 - Общая схема проблем адаптации международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации 

     Действительно, отсутствие стройной концепции применения МСФО в экономике России являлось, на наш взгляд, основной причиной неподготовленности законодательной правовой базы внедрения МСФО.

     В конце девяностых годов была предпринята  попытка несколько расширить  всю проблематику внедрения МСФО в России и придать ей общеэкономический  характер. В частности, выделялись такие  группы проблем, как:

  1. общеэкономические проблемы, связанные с внутренней экономической обстановкой в стране и условиями работы отечественных компаний;
  2. институциональные проблемы, характеризующие способность нормативных и экономических институтов к восприятию МСФО;
  3. проблемы, связанные с внутренними различиями российской и международной систем бухгалтерского учета;
  4. проблемы, порождаемые внутренними противоречиями МСФО.

     В целом общеэкономическая проблематика играет ключевую роль в оценке возможностей внедрения МСФО в России, поскольку отражает готовность субъектов экономики к их восприятию[15]. Среди данного комплекса проблем особенно выделялись следующие:

     а) неблагоприятная экономическая  обстановка. Очевидно, что  международные  стандарты рассчитаны на функционирование нормальной стабильной экономической  среды, чему не в полной мере отвечала сложившаяся в то время ситуация в российской экономике. Особенную  озабоченность вызывали не до конца разрешенный кризис неплатежей и недостаток живых денег в экономике, чрезмерное налоговое бремя и нестабильность налоговой системы.

     б) неготовность российских компаний к  представлению прозрачной отчетности. Данная проблема вытекала, да и вытекает в настоящее время, из предыдущей и отражает степень субъективной готовности организаций к принятию МСФО. До сих пор широко распространены использование «серых» схем взаимозачетов, вывода активов в сторонние заинтересованные организации и офшоры, обналичивание и т.п. Очевидно, что в данных условиях никакая отчетность независимо от применяемых стандартов не способна дать адекватное представление об организации бизнеса и действительных рисках предприятий. При этом отмечались недееспособность корпоративного законодательства и слабый контроль по линии корпоративного управления, выражающийся в отсутствии строгих требований к структуре годовых отчетов (причем значительная часть осуществляемых компаниями операций до сих пор не отражается в официальном учете). Отсутствие развитых рынков капитала и рынка акций, где выявлялись бы конкурентные преимущества «прозрачных» компаний, приводило и приводит к тому, что на существующих рынках превалируют инсайдерские сделки, биржи не предъявляют должных требований к прозрачности отчетности. В итоге прослойка заинтересованных пользователей отчетности до сих пор не созрела и не осознала свои права, а российским компаниям в принципе все равно, что не соблюдать: российские стандарты бухгалтерского учета или МСФО.

     Изменить  эту ситуацию может только появление  категории заинтересованных пользователей  отчетности, то есть реального спроса на МСФО. Насильственное введение МСФО без учета всех объективных и  субъективных факторов не в состоянии  дать тех преимуществ, которые связывают с их введением.

     Второй  уровень проблематики, институциональный, был достаточно четко очерчен  уже при подготовке внедрения  МСФО в России, в связи с чем  в предложенной правительством Программе  изначально были выделены три основных направления реформы:

  1. нормативное и методологическое обеспечение реформы (в течение двух лет предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утвержденные положения по бухгалтерскому учету, которые включили бы основную массу требований МСФО);
  2. реорганизация системы управления учетом (предполагалось возрастание роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухучета, прежде всего Института профессиональных бухгалтеров);
  3. подготовка и переподготовка кадров.
 
    1. Проблемы  сегодняшнего дня
 

     На  данный момент вышеназванные задачи решены лишь частично, и круг проблем  данного уровня остался достаточно ощутимым.

  1. Проблема регулирования. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.1998 № 382-р «О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Министерство финансов РФ (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Центральный банк РФ). Таким образом, принятые в исполнение Программы положения (стандарты) по бухгалтерскому учету — это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике. На сегодняшний день говорить о способности объединений бухгалтеров к самостоятельной выработке методической нормативной базы и готовности государственных органов уступить им эту роль, на наш взгляд, представляется преждевременным.
  2. Проблема технической базы учета и уровня квалификации бухгалтерского персонала. Совершенно очевидно, что имеющаяся техническая база учета и уровень квалификации бухгалтерского персонала в большинстве случаев не позволяют корректно вести учет даже по существующим правилам. Внешний аудит не всегда способен выполнять свои функции, так как проводится под давлением администрации заказчика.
  3. Предыдущий вопрос также позволяет говорить о самостоятельной проблеме организации подготовки, переподготовки бухгалтерских кадров, без эффективного решения которой переход к МСФО будет невозможным.
  4. Сравнительный анализ ро ссийской системы учета и МСФО позволяет выделить еще одну проблемную область, связанную с внедрением МСФО в России, выражающуюся во внутренних различиях учетных систем (Приложение Г). Среди данного круга проблем можно отметить доминирующие: различия в принципах ведения бухгалтерского учета. Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны в основном с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая      отчетность,       подготовленная        в

соответствии  с МСФО, используется инвесторами, а  также другими компаниями и финансовыми  институтами. Финансовая отчетность, которая  ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях. 
         Например, одним из принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы, что, однако, часто не соблюдается в российской системе учета. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для отражения той или иной операции, что не дает оснований для ее отражения в учете, несмотря на то что фактически операция была совершена.  
          Кроме того, ориентация бухучёта на требования налоговых органов остаётся одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчётность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Предприятия должны делать налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт вести исключительно в своих интересах[30,с.134].

       Не менее серьезные проблемы, препятствующие внедрению МСФО в России, связаны с самими международными стандартами:

  1. Обобщенный характер МСФО. МСФО, являясь результатом многочисленных международных компромиссов, обладают в некоторой степени расплывчатостью и неконкретностью, предусматривают наличие значительного количества альтернатив в отражении фактов хозяйственной деятельности, что ставит отчетность в зависимость от субъективных оценок факторов и рисков.  
    В частности, отчетность одной и той же компании, верно составленная по международным стандартам разными бухгалтерами, может значительно отличаться.
  2. Неполнота учета отраслевой специфики.  МСФО создавались как система общих правил и требований, не учитывающих отраслевые особенности, с которыми всегда сталкиваются компании, осуществляющие деятельность в той или иной сфере бизнеса. Специализированные стандарты начали разрабатываться только во второй половине 90-х годов прошлого века. До настоящего времени их немного. Поэтому компании, осуществляющие деятельность в специфичных сферах бизнеса (например, в области высоких технологий, IT - технологий), при формировании отдельных отчетных показателей обращаются к национальным стандартам либо к другим признаваемым в большинстве стран стандартам.
  3. Недостаточное признание МСФО на мировых рынках капитала. Вопрос о признании МСФО на мировых рынках капитала до настоящего времени окончательно не решен. Именно поэтому переход российских организаций на учет по МСФО может решить только частичные проблемы (на европейском уровне), но не позволит полноценно интегрироваться в мировое сообщество. В то же время и само Европейское сообщество осторожно в прогнозах относительно всеобъемлющего перехода на МСФО: нет гарантий того, что некоторые страны не выйдут из соглашения о применении МСФО, как это было с валютными соглашениями;
  4. Постоянное обновление МСФО. Вопрос постоянного обновления МСФО, которые за последние несколько лет претерпевали серьезные концептуальные изменения, представляет собой серьезную задачу на пути перехода к международным стандартам. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО   в    российскую    экономическую   и

Информация о работе Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской и международной практике