Коммерческая деятельность по формирования товарных ресурсов на предприятии (на примере товарной группы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов торговой организации, а также пути повышения эффективности использования товарных ресурсов.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть и изучить сущность и значение товарных ресурсов в торговле;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета и отчетности товарных ресурсов;
- дать организационно-экономическую характеристику торговой организации;
- дать общую оценку обеспеченности товарными ресурсами;
- рассмотреть анализ использования товарных ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Товарные ресурсы в коммерческой деятельности …………………............5
1.1.Сущность и значение товарных ресурсов в коммерческой деятельности. Показатели их состояния и использования……………………………………...5
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности товарных ресурсов……………………………………………………………………………8
2. Экономический анализ товарных ресурсов ооо «табак-инвест» .......……..16
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Табак-инвест»…………………………………………………………………..16
2.2 Анализ использования товарных ресурсов в ООО «Табак-инвест» на примере товарной группы «текстильные товары»…………………………….22
3. Пути совершенствования эффективности товарных ресурсов, их особенности и источники формирования ……...…….……..…………………27
Заключение………………………………………………………………….……34
Список использованных источников………………………………….………..37
Приложение 1
Приложение 2

Работа содержит 1 файл

курсач_даша шпак.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

                                                                       

       Этот  показатель показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. Рассчитаем данный показатель за 2010-2011 гг. ООО «Табак-инвест» по группе «текстильные товары»: 

                    ,                          

       Итак, как видно из расчета, в 2010 году на каждый рубль товарооборота по группе «текстильные товары» приходилось 1,24 рубля товарных ресурсов. Далее рассчитаем аналогичный показатель для 2011 года.

,

       Как видно из расчета, в 2011 году на каждый рубль товарооборота приходилось 1,41 рубля товарных ресурсов. В 2011 году произошло увеличение данного показателя на 0,17 рублей, то есть эффективность использования товарных ресурсов в отчетном году оказалась выше прошлого года.При анализе определяется также обратный показатель эффективности использования  товарных ресурсов, т.е. объем товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, а также частные показатели. К ним относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объеме товарооборота. [7.c 55-57] 

       Анализ и оценка эффективности использования товарных ресурсов приведены в таблице 3.

Таблица 3.«Показатели эффективности использования товарных  ресурсов группы «текстильные товары» ООО «Табак-инвест» за 2010-2011 гг.»

Показатели Фактически  за Отклонение в динамике Темп  роста, %
2010 год 2011 год
1 2 3 4 5
1. Оптовый товарооборот, млн. р. 5736 6400 664 111,6
2. Объем товарных ресурсов, млн. р. 6437 7221 784 112,2
3.Прочее  выбытие товаров, тыс. р. 564,9 597,1 32,2 105,7
4. Объем товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов, р. 0,9 0,9 0,00 99,5
5. Объем товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, р. 1,1 1,1 0,00 -
6. Прочее выбытие товаров к объему товарооборота, % 9,8 9,3 -0,52 -
7. Прочее выбытие товаров к объему товарных ресурсов, % 8,8 8,3 -0,51 -

       Из таблицы видно, что оптовый товарооборот увеличился в отчетном году по сравнению с предшествующим на 664 млн. р. или на 11,6%. Также произошло и увеличение товарных ресурсов в 2011 году на 784 млн. р. или на 12,2%.Объем товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов в 2011 году составил 0,9 р. и не изменился по отношению к 2010 году. Показатель объема товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота также не изменился в отчетном году по сравнению с предшествующим и составил 1,1 р.

Прочее  выбытие товаров к объему товарооборота в 2011 году наблюдается на уровне 9,3%, что на 0,52% меньше чем в 2010 году, а показатель прочего выбытия товаров к объему товарных ресурсов составил 8,3% в 2011 году, что на о,51% меньше чем в 2010 году.

       Показатели  оценки обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов, к сожалению, не всегда находят отражения в практике  планирования, что отрицательно сказывается на результатах его работы.

       Чтобы судить об эффективности деятельности исследуемой группы товаров, недостаточно использовать только один какой-то показатель. Для этого требуется система показателей, а для сопоставления их результатов – система критериев, способных достаточно полно и достоверно описать все стороны данной группы товаров, соблюдая при этом принципы целенаправленности, достоверности, доступности и комплексности.[6,с.37-42]Таким образом, группа «текстильные товары» ООО «Табак-инвест» является довольно прибыльным и динамично развивающимся направлением. В 2011 г. ООО «Табак-инвест» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Однако поступление товаров было равномерным только на 90,2%. Это свидетельствует об имеющихся перебоях в продаже отдельных товаров. С целью недопущения таких перебоев организации необходимо организовать более строгий контроль над тем, как выполняются заявки и заказы магазинов (в соответствии с указанным объемом, ассортиментом), как соблюдается график завоза товаров, своевременно ли предоставляются заявки на склад.

       Также стоит отметить, что велика роль оперативного анализа в обеспечении постоянного наличия товаров достаточного ассортимента и бесперебойной торговли ими, в реализации товаров, что непосредственно влияет на эффективность использования товарных ресурсов. Оперативный анализ использования товарных ресурсов в магазине должен осуществляться  повседневно. В результате такого анализа, на основании данных оперативного учета продажи товаров также можно получить сводную оперативную информацию о динамике товарооборота по торговой организации.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ 

       Товарные  ресурсы – это продукция промышленности и сельского хозяйства, которая используется для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, а также идет на экспорт.

       К главным источникам формирования товарных ресурсов относятся: производство товаров; ввоз товаров из-за пределов страны; поступление продуктов из домашних хозяйств.

       Ориентир  рыночной экономики на потребителя, ее восприимчивость к достижениям  научно-технического прогресса требует от предприятий гибкой научно обоснованной системы формирования товарных ресурсов.

       Процесс формирования товарных ресурсов предполагает комплекс решений и мер по: формированию и управлению ассортиментом, определению его структуры; формированию товарных запасов и поиску их источников; изучению рынков и сервисного обслуживания товаров. Отсутствие такой системы ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или текущих факторов, снижению конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия.

       Хорошо  продуманная система формирования товарных ресурсов не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия указателем общей направленности действий, обеспечивающих принятие обоснованных управленческих решений.

       Процесс формирования товарных ресурсов является ядром коммерческих решений, вокруг которых формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конкретному покупателю.  

       Деятельность  по формированию товарных ресурсов связана  с планированием и осуществлением совокупности мероприятий по созданию таких характеристик товарного  предложения предприятий, которые  максимально удовлетворяют ту или  иную потребность клиента, обеспечивая прибыль предприятию.

       Формирование  товарных ресурсов охватывает отношения  между всеми хозяйствующими субъектами на пути продвижения товара к потребителю.

       Процесс формирования товарных ресурсов требует  соблюдения как минимум следующих условий:

  1. Четкого представления о целях предприятия на перспективу;
  2. Наличия стратегии сбытовой деятельности предприятия;
  3. Хорошего знания рынка и характера его требований;
  4. Ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

       При этом необходимо продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) предлагаемых товаров с учетом их потребительских характеристик: темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и освоенных рынков сбыта. Эти вопросы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.

       Целью формирования товарных ресурсов является максимально полное удовлетворение нужд и потребностей клиентов, охват новых рынков или рыночных сегментов, получение экономического эффекта от деятельности предприятия, что в конечном итоге приводит к повышению его конкурентоспособности. 

       Процесс формирования товарных ресурсов состоит  из следующих этапов:

  1. Изучение товарных ресурсов и источников их формирования.
  2. Анализ источников формирования товарных ресурсов.
  3. Планирование объемов и структуры закупок.
  4. Выбор источников закупок товарных ресурсов.
  5. Согласование условий закупки товарных ресурсов.
  6. Контроль за выполнением планов закупки.

       Процесс формирования товарных ресурсов в условиях свободного рынка также должен включать в себя следующие аспекты:

       1. Исследование рынка (изучение рынка способствует снижению коммерческого риска, связанного с принятием решений по формированию ассортимента и выбору каналов продвижения товарных ресурсов на рынок).

       2. Формирование ассортиментной политики.

       3. Сегментация рынка.

       4. Изучение спроса обслуживаемого населения.

       5. Формирование ассортимента на основе спроса обслуживаемого населения, а также с учетом принципов функционирования потребительской кооперации.

       6. Управление товарными запасами для сохранения и поддержания структуры ассортимента с целью максимально полного удовлетворения спроса.

       Для эффективного формирования товарных ресурсов предприятия торговли должны исследовать рынок по следующим основным направлениям:

       - изучение товара:

       - определение емкости рынка; 

       - анализ конъюнктуры рынка; 

       - изучение потребителей и стимулирование  сбыта;

       - анализ деятельности конкурентов;

       - изучение основных форм и методов  сбыта.

       Главной задачей изучения товара является торговля предприятием теми товарами, которые  максимально удовлетворяли бы запросы  потребителей и приносили высокие  прибыли. В основе решения этой задачи находятся: соответствие продукции вкусам и требованиям покупателей; выявление недостатков и достоинств продукции; сравнение качеств и свойств товаров одного предприятия с соответствующими характеристиками товаров других к предприятий; прогнозирование перспектив изменения требований рынка к характеристикам и качеству предлагаемых предприятием товаров.

       Емкость рынка отражает потенциальный объем  сбыта товаров в течение определенного  времени. На показатель емкости товарного  рынка оказывают влияние следующие  факторы:

       - изменение цен на товары;

       - денежные доходы населения;

       - предложение новых товаров;

       - организация послепродажного обслуживания, обеспечение клиента большим  набором услуг;

       - улучшение организации продаж;

       - уровень подготовки персонала;

       - правильный выбор каналов товародвижения;

       - грамотная реклама;

       - стимулирование сбыта. 

       Определение емкости рынка позволит установить, какую долю рынка может завоевать  данное предприятие, выявить потребность  в товарных ресурсах. При исследовании емкости рынка большое значение имеет анализ тенденций его развития.

       Анализ  конъюнктуры рынка необходим, т.к. его результаты дают возможность  предприятию продавать товары по более выгодным ценам, а также  увеличивать или сокращать объемы товарных ресурсов в соответствии с  ожидаемыми рыночными условиями. Конъюнктура товарного рынка – это сложившаяся экономическая ситуация, характеризующая соотношение между спросом и предложением, а также уровень цен и товарных запасов.

Информация о работе Коммерческая деятельность по формирования товарных ресурсов на предприятии (на примере товарной группы)