Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов коммерческой деятельности по формированию товарных ресурсов торговой организации, а также пути повышения эффективности использования товарных ресурсов.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:
- рассмотреть и изучить сущность и значение товарных ресурсов в торговле;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование учета и отчетности товарных ресурсов;
- дать организационно-экономическую характеристику торговой организации;
- дать общую оценку обеспеченности товарными ресурсами;
- рассмотреть анализ использования товарных ресурсов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Товарные ресурсы в коммерческой деятельности …………………............5
1.1.Сущность и значение товарных ресурсов в коммерческой деятельности. Показатели их состояния и использования……………………………………...5
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности товарных ресурсов……………………………………………………………………………8
2. Экономический анализ товарных ресурсов ооо «табак-инвест» .......……..16
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Табак-инвест»…………………………………………………………………..16
2.2 Анализ использования товарных ресурсов в ООО «Табак-инвест» на примере товарной группы «текстильные товары»…………………………….22
3. Пути совершенствования эффективности товарных ресурсов, их особенности и источники формирования ……...…….……..…………………27
Заключение………………………………………………………………….……34
Список использованных источников………………………………….………..37
Приложение 1
Приложение 2
Этот
показатель показывает, сколько рублей
товарооборота приходится на каждый рубль
товарных ресурсов. Рассчитаем данный
показатель за 2010-2011 гг. ООО «Табак-инвест»
по группе «текстильные товары»:
,
Итак, как видно из расчета, в 2010 году на каждый рубль товарооборота по группе «текстильные товары» приходилось 1,24 рубля товарных ресурсов. Далее рассчитаем аналогичный показатель для 2011 года.
Как
видно из расчета, в 2011 году на каждый
рубль товарооборота приходилось 1,41 рубля
товарных ресурсов. В 2011 году произошло
увеличение данного показателя на 0,17 рублей,
то есть эффективность использования
товарных ресурсов в отчетном году оказалась
выше прошлого года.При анализе определяется
также обратный показатель эффективности
использования товарных ресурсов,
т.е. объем товарных ресурсов на 1 рубль
товарооборота, а также частные показатели.
К ним относится доля прочего выбытия
товаров в товарных ресурсах или в объеме
товарооборота. [7.c 55-57]
Анализ и оценка эффективности использования товарных ресурсов приведены в таблице 3.
Таблица 3.«Показатели эффективности использования товарных ресурсов группы «текстильные товары» ООО «Табак-инвест» за 2010-2011 гг.»
Показатели | Фактически за | Отклонение в динамике | Темп роста, % | |
2010 год | 2011 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Оптовый товарооборот, млн. р. | 5736 | 6400 | 664 | 111,6 |
2. Объем товарных ресурсов, млн. р. | 6437 | 7221 | 784 | 112,2 |
3.Прочее выбытие товаров, тыс. р. | 564,9 | 597,1 | 32,2 | 105,7 |
4. Объем товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов, р. | 0,9 | 0,9 | 0,00 | 99,5 |
5. Объем товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, р. | 1,1 | 1,1 | 0,00 | - |
6.
Прочее выбытие товаров к |
9,8 | 9,3 | -0,52 | - |
7.
Прочее выбытие товаров к |
8,8 | 8,3 | -0,51 | - |
Из таблицы видно, что оптовый товарооборот увеличился в отчетном году по сравнению с предшествующим на 664 млн. р. или на 11,6%. Также произошло и увеличение товарных ресурсов в 2011 году на 784 млн. р. или на 12,2%.Объем товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов в 2011 году составил 0,9 р. и не изменился по отношению к 2010 году. Показатель объема товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота также не изменился в отчетном году по сравнению с предшествующим и составил 1,1 р.
Прочее выбытие товаров к объему товарооборота в 2011 году наблюдается на уровне 9,3%, что на 0,52% меньше чем в 2010 году, а показатель прочего выбытия товаров к объему товарных ресурсов составил 8,3% в 2011 году, что на о,51% меньше чем в 2010 году.
Показатели оценки обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов, к сожалению, не всегда находят отражения в практике планирования, что отрицательно сказывается на результатах его работы.
Чтобы судить об эффективности деятельности исследуемой группы товаров, недостаточно использовать только один какой-то показатель. Для этого требуется система показателей, а для сопоставления их результатов – система критериев, способных достаточно полно и достоверно описать все стороны данной группы товаров, соблюдая при этом принципы целенаправленности, достоверности, доступности и комплексности.[6,с.37-42]Таким образом, группа «текстильные товары» ООО «Табак-инвест» является довольно прибыльным и динамично развивающимся направлением. В 2011 г. ООО «Табак-инвест» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Однако поступление товаров было равномерным только на 90,2%. Это свидетельствует об имеющихся перебоях в продаже отдельных товаров. С целью недопущения таких перебоев организации необходимо организовать более строгий контроль над тем, как выполняются заявки и заказы магазинов (в соответствии с указанным объемом, ассортиментом), как соблюдается график завоза товаров, своевременно ли предоставляются заявки на склад.
Также стоит отметить, что велика роль оперативного анализа в обеспечении постоянного наличия товаров достаточного ассортимента и бесперебойной торговли ими, в реализации товаров, что непосредственно влияет на эффективность использования товарных ресурсов. Оперативный анализ использования товарных ресурсов в магазине должен осуществляться повседневно. В результате такого анализа, на основании данных оперативного учета продажи товаров также можно получить сводную оперативную информацию о динамике товарооборота по торговой организации.
3.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРНЫХ
РЕСУРСОВ, ИХ ОСОБЕННОСТИ
И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
Товарные ресурсы – это продукция промышленности и сельского хозяйства, которая используется для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, а также идет на экспорт.
К главным источникам формирования товарных ресурсов относятся: производство товаров; ввоз товаров из-за пределов страны; поступление продуктов из домашних хозяйств.
Ориентир рыночной экономики на потребителя, ее восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса требует от предприятий гибкой научно обоснованной системы формирования товарных ресурсов.
Процесс формирования товарных ресурсов предполагает комплекс решений и мер по: формированию и управлению ассортиментом, определению его структуры; формированию товарных запасов и поиску их источников; изучению рынков и сервисного обслуживания товаров. Отсутствие такой системы ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или текущих факторов, снижению конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятия.
Хорошо
продуманная система
Процесс
формирования товарных ресурсов является
ядром коммерческих решений, вокруг
которых формируются другие решения, связанные
с условиями приобретения товара и методами
его продвижения от производителя к конкретному
покупателю.
Деятельность
по формированию товарных ресурсов связана
с планированием и
Формирование товарных ресурсов охватывает отношения между всеми хозяйствующими субъектами на пути продвижения товара к потребителю.
Процесс формирования товарных ресурсов требует соблюдения как минимум следующих условий:
При этом необходимо продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) предлагаемых товаров с учетом их потребительских характеристик: темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла; соотношение новых и освоенных рынков сбыта. Эти вопросы решаются в тесной привязке к рынку, его требованиям, к поведению конкурентов.
Целью
формирования товарных ресурсов является
максимально полное удовлетворение нужд
и потребностей клиентов, охват новых
рынков или рыночных сегментов, получение
экономического эффекта от деятельности
предприятия, что в конечном итоге приводит
к повышению его конкурентоспособности.
Процесс формирования товарных ресурсов состоит из следующих этапов:
Процесс формирования товарных ресурсов в условиях свободного рынка также должен включать в себя следующие аспекты:
1. Исследование рынка (изучение рынка способствует снижению коммерческого риска, связанного с принятием решений по формированию ассортимента и выбору каналов продвижения товарных ресурсов на рынок).
2. Формирование ассортиментной политики.
3. Сегментация рынка.
4. Изучение спроса обслуживаемого населения.
5. Формирование ассортимента на основе спроса обслуживаемого населения, а также с учетом принципов функционирования потребительской кооперации.
6. Управление товарными запасами для сохранения и поддержания структуры ассортимента с целью максимально полного удовлетворения спроса.
Для эффективного формирования товарных ресурсов предприятия торговли должны исследовать рынок по следующим основным направлениям:
- изучение товара:
- определение емкости рынка;
- анализ конъюнктуры рынка;
-
изучение потребителей и
-
анализ деятельности
-
изучение основных форм и
Главной задачей изучения товара является торговля предприятием теми товарами, которые максимально удовлетворяли бы запросы потребителей и приносили высокие прибыли. В основе решения этой задачи находятся: соответствие продукции вкусам и требованиям покупателей; выявление недостатков и достоинств продукции; сравнение качеств и свойств товаров одного предприятия с соответствующими характеристиками товаров других к предприятий; прогнозирование перспектив изменения требований рынка к характеристикам и качеству предлагаемых предприятием товаров.
Емкость
рынка отражает потенциальный объем
сбыта товаров в течение
- изменение цен на товары;
- денежные доходы населения;
- предложение новых товаров;
-
организация послепродажного
- улучшение организации продаж;
- уровень подготовки персонала;
-
правильный выбор каналов
- грамотная реклама;
- стимулирование сбыта.
Определение емкости рынка позволит установить, какую долю рынка может завоевать данное предприятие, выявить потребность в товарных ресурсах. При исследовании емкости рынка большое значение имеет анализ тенденций его развития.
Анализ
конъюнктуры рынка необходим, т.к.
его результаты дают возможность
предприятию продавать товары по
более выгодным ценам, а также
увеличивать или сокращать