Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:42, реферат
Любое предприятие в процессе производственной деятельности использует ограниченные экономические ресурсы, которые подразделяются на природные, материальные, трудовые, финансовые и предпринимательство (как особый ресурс). В экономике термин экономические ресурсы заменяется термином факторы производства. Капитал является одним из факторов производства. Внешне капитал представлен в конкретных формах — средства труда (производительный капитал), деньги (денежный), товар (товарный).
Все авансированные в деятельность хозяйствующего субъекта средства можно назвать капиталом.
По принадлежности основные средства делятся на:
По вещественно-натуральному признаку выделяют следующие группы:
В свою очередь материальные фонды тоже подразделяются на группы:
Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:
• основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
• основные средства, находящиеся
у организации в хозяйственном
ведении или оперативном
• основные средства, полученные организацией в аренду;
• основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
• основные средства, полученные организацией в доверительное управление. Сергеева
В зависимости от того, какая из классификаций положена в основу расчета, различают следующие виды структур основных средств (таблица 1).
Видовая (производственная)
структура получила широкое распространение
в системе управленческого
Технологическая структура характеризует распределение основных средств по структурным подразделениям организации в процентном выражении от их общей стоимости, а также долю отдельных видов станков в общем количестве машинного парка, имеющегося в организации. Так, наиболее эффективной для промышленной организации признается технологическая структура, в которой преобладает активная часть основных средств.
Возрастная структура характеризует распределение машин и оборудования (станков) по возрастным группам (до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, свыше 20 лет). Средний возраст оборудования рассчитывается как средневзвешенная величина. Такой расчет может быть проведен как в целом по организации, так и по отдельным подразделениям и группам машин и оборудования.
Отраслевая структура основных средств является важнейшим показателем при оценке потенциала экономического развития регионов и страны.
На структуру основных
средств влияют такие факторы, как
специализация и концентрация производства,
особенности производственного процесса,
уровень механизации и автоматизации,
географическое размещение организации,
стоимость строительства и др.
1.3 задачи учета ОС и обзор нормативных актов по учету ОС
Задачи учета основных средств на предприятии следующие:
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учёта наличия и движения основных средств, расчётов по их амортизации и учёта затрат по их ремонту.
Правила формирования в бухгалтерском
учёте информации об основных средствах
организации устанавливает
На основе Методических указаний организации
разрабатывают внутренние положения,
инструкции, иные организационно-
Глава2. особенности учета ОС
2.1 Документальное оформление
поступления, перемещения и
Операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляется первичными документами.
Первичные документы должны содержать
следующие обязательные реквизиты,
установленные Федеральным
· наименование документа;
· дата составления документа;
· наименование организации, от имени которой составлен документ;
· содержание хозяйственной операции;
· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
· наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее формирования;
· личные подписи указанных лиц и их подписи.
2.1.1 Поступление ОС
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования» (форма № ОС-14). Акт также составляется комиссией по приему основных средств и утверждается руководителем организации. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется «Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). Если монтаж осуществляется подрядным способом, то в состав комиссии должен входить представитель этой монтажной организации. Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств оформляется актом по форме № ОС-1 или № ОС-16. Бабаев
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления, акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). Кондраков
Далее в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов заводится инвентарная карточка в одном экземпляре. В инвентарную карточку переносятся все реквизиты из акта приемки-передачи, в ней дается краткая характеристика объекта, включающая характеристики важнейших приспособлений и принадлежностей к нему. Характеристика дается на основании технических паспортов и другой технической документации.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных, средств.
Бухгалтерский учет поступления
основных средств ведется с
В бухгалтерском учете операции по приобретению основных средств отражаются записями:
Д-т 08-4 К-т 60 на суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств (без НДС);
Д-т 08-4 К-т 76 на сумму вознаграждения, уплачиваемого посредническим организациям, через которые приобретены основные средства (без НДС) и затрат организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (сборку, монтаж, технические испытания) (без НДС);
Д-т 19-1 К-т 60 (76) на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам и другим организациям в связи с приобретением основных средств;
Д-т 01 К-т 08- принятие к учету основных средств по первоначальной
стоимости, равной фактическим затратам на их приобретение.
Поступление объектов основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, оформляется следующими проводками:
Д-т 08-4 К-т 75-1 — согласованная стоимость поступившего объекта основных средств;
Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— затраты организации на доставку объектов и приведение их
в состояние, пригодное для использования (сборку, монтаж, технические
испытания) (без НДС);
Дебет 19-1 «НДС при приобретении основных средств»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные другим