Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение ведения бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей. Рассмотреть возможность применения данных учета в целях прогнозирования финансовых результатов.
Введение 2
Товар – часть запасов организации 4
1.1. Понятие и классификация товаров 4
1.2. Нормативное регулирование учёта товара 8
Учёт движение товара 13
2.1. Поступление товара 13
2.2. Выбытие товара 26
Инвентаризация товаров в торговле 35
3.1.Правила инвентаризации и учётной политики организации 35
3.2. Учёт пересортицы товара 38
Заключение 43
Список литературы 45
Внешние пользователи используют приказ по учетной политике в следующих целях:
- аудиторы - в целях подтверждения достоверности отчетности;
- прочие пользователи отчетности - в целях понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей (через раскрытие учетной политики).
Выбранные способы оценки и методики учета движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций представляются в приказе об учетной политике исходя из того набора способов и методов, которые допускаются законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы учета, при формировании учетной политики организация сама разрабатывает соответствующий способ исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.
Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Результаты инвентаризации имущества, учитываемого за балансом или находящегося в оперативном учете, в первую очередь представляют интерес для организации с точки зрения управленческого учета и внутреннего контроля.
Под порядком проведения инвентаризации понимается количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, и т.д. (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).
Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации
обязательно в следующих
- перед составлением
годовой бухгалтерской
- при смене
материально ответственных лиц
(на день приемки-передачи дел)
- при установлении
фактов хищений,
- в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных обстоятельств;
- при ликвидации
или реорганизации предприятия
перед составлением
- при передаче
имущества предприятия в
В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, если после 1 октября отчетного года проводилась инвентаризация какого-либо имущества, это имущество не включается в перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Для составления годовой отчетности используются результаты уже проведенной инвентаризации этого имущества.8
Для проведения инвентаризации в организации, как правило, создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.
В ходе проведения инвентаризации материально-производственных запасов можно обнаружить неучтенные товары. Такие товары вы должны оприходовать. Для этого сделайте проводку:
Дебет 41 Кредит 91-1- оприходованы неучтенные товары, выявленные при инвентаризации.
При проведении ежегодной инвентаризации были выявлены излишки товара, то они отражаются в бухгалтерском учёте как:
Дебет 41 Кредит 91-1 – приняты к учету излишки товара.
Недостача товаров учитывается Дебет 94 Кредит 41 – списаны товары по недостаче; Дебет 73-2 Кредит 94 – списана недостача на виновное лицо; Дебет 73-2 Кредит 98-4– удержана с сотрудника разница между балансовой стоимостью материалов и суммой, подлежащей взысканию;
Дебет 98-4 Кредит
91-1 — при погашении недостачи отражена
разница между балансовой стоимостью
материалов и суммой, подлежащей к взысканию.
3.2. УЧЁТ
ТОВАРОВ ПРИ ПЕРЕСОРТИЦЕ
Достаточно часто торговые организации (и оптовые, и розничные), имеющие широкий ассортимент товаров и значительный оборот, сталкиваются с так называемой пересортицей товаров, т.е. появлением излишков одного сорта и недостачей другого сорта товаров одного и того же наименования.
Выявленные при инвентаризации расхождения (излишки или недостачи) оформляются составлением сличительных ведомостей по форме ИНВ-19 и соответствующими учетными записями. На товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки), бухгалтер составляет отдельные сличительные ведомости в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.
Пересортица - это появление излишков одного сорта и недостачи другого сорта товаров одного и того же наименования.
Причинами
возникновения пересортицы
- отсутствие порядка приемки и хранения товаров на складе, а также порядка документооборота;
-
недостаточный внутренний
-
халатное отношение
Согласно пункту 5.3. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», может быть допущен взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы.
Однако такой зачет может быть возможен только при соблюдении следующих условий:
-
выявленные излишки и
- излишки и недостача выявлены у одного и того же материально ответственного лица;
- в отношении товаров одного и того же наименования и равного количества.
Следовательно, проводить взаимный зачет недостач и излишков по товарам разных наименований, даже однородных не допустимо.
При выявлении пересортицы, материально ответственные лица должны представить подробные объяснения инвентаризационной комиссии по этому факту.
Решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате пересортицы принимает руководитель предприятия.
В бухгалтерском учете пересортица отражается следующими проводками:
Таблица 5- Отражение бухгалтерскими записями учёта пересортицы товаров[13, c. 34]
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
94 | 41 | Отражена сумма превышения недостачи товаров над излишками |
94 | 68 | Восстановлен НДС, относящийся к сумме превышения недостачи над излишками |
73-2 | 94 | Отражена сумма, подлежащая взысканию с виновных лиц |
Если при зачете пересортицы сумма недостачи превышает стоимость излишков, то эта разница в стоимости относится на виновное лицо.
Если виновник пересортицы не установлен, то в этом случае суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм и списываются в организациях торговли на издержки обращения.
Дебет 44 «Расходы на продажу»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
В налоговом учете на основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):
Для целей налогообложения расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, принимаются в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 256 НК РФ, в составе внереализационных средств, не связанных непосредственно с производством и реализацией.
В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
При этом в учете, суммы превышения недостачи над излишками списываются на финансовые результаты, и делается следующая проводка:
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Как было уже отмечено, что нормы естественной убыли, которые налогоплательщик сможет применить в целях налогообложения, должны быть утверждены Правительством Российской Федерации.
Однако на сегодняшний день, такие нормы утверждены только в отношении зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении (Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 января 2004 года №55 «Об утверждении норм естественной убыли») и нормы естественной убыли при хранении минеральных удобрений (Приказ Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 31 января 2004 года №22 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении химической продукции»).
На
все остальные виды товаров такие
нормы отсутствуют, следовательно,
любая недостача в целях
Если
после зачета недостач излишками
по пересортице и применения норм
естественной убыли все же образовалась
недостача, инвентаризационная комиссия
решает вопрос об источниках ее покрытия.
Разница может быть отнесена на виновных
лиц, а в случае, когда таковые не установлены,
разницы рассматриваются как недостачи
сверх норм убыли и списываются в дебет
счета 91 "Прочие доходы и расходы".
На разницу в стоимости от пересортицы
в сторону недостачи, образовавшейся не
по вине материально-ответственных лиц,
в протоколах инвентаризационной комиссии
должны быть даны исчерпывающие объяснения
о причинах, по которым такая разница не
отнесена на виновных лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учет товаров является важной частью учета на розничных торговых предприятиях. Бухгалтерский учет призван контролировать движение товарно- материальных ценностей, также контролировать сохранность товаров. Для учета в условиях рыночной экономики необходимо полностью автоматизировать учет товаров. В организациях существует еще много недостатков в учете движения товарно- материальных ценностей. Учет ведется в суммовом выражении. Это не позволяет видеть количество товарных запасов по ассортименту товаров, что влияет на товарооборачиваемость. Менеджер предприятия должен постоянно видеть остаток товаров в кладовой розничного торгового предприятия по наименованиям, чтобы регулировать поступление товаров, проводить работу по дополнительному закупу товаров, запасы которых минимальны. Учет товаров ведется по цене реализации с использованием счета 42 “Торговая наценка”. Это также затрудняет повседневный учет товаров.
Снизить издержки обращения. Путями снижения издержек обращения можно считать ряд направлений: