Инвентаризация товаров в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение ведения бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей. Рассмотреть возможность применения данных учета в целях прогнозирования финансовых результатов.

Содержание

Введение 2
Товар – часть запасов организации 4
1.1. Понятие и классификация товаров 4
1.2. Нормативное регулирование учёта товара 8
Учёт движение товара 13
2.1. Поступление товара 13
2.2. Выбытие товара 26
Инвентаризация товаров в торговле 35
3.1.Правила инвентаризации и учётной политики организации 35
3.2. Учёт пересортицы товара 38
Заключение 43
Список литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая..doc

— 258.50 Кб (Скачать)

     Внешние пользователи используют приказ по учетной  политике в следующих целях:

- аудиторы - в  целях подтверждения достоверности отчетности;

- прочие пользователи  отчетности - в целях понимания  отчетности, оценки отдельных ее  показателей (через раскрытие  учетной политики).

     Выбранные способы оценки и методики учета  движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций представляются в приказе об учетной политике исходя из того набора способов и методов, которые допускаются законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы учета, при формировании учетной политики организация сама разрабатывает соответствующий способ исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

     Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

     Результаты  инвентаризации имущества, учитываемого за балансом или находящегося в оперативном учете, в первую очередь представляют интерес для организации с точки зрения управленческого учета и внутреннего контроля.

      Под порядком проведения инвентаризации понимается количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, и т.д. (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

     Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях (п. 2 ст. 12 "Инвентаризация имущества  и обязательств" Закона "О бухгалтерском  учете"):

- перед составлением  годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене  материально ответственных лиц  (на день приемки-передачи дел);

- при установлении  фактов хищений, злоупотреблений,  а также порчи ценностей;

- в случае  стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных обстоятельств;

- при ликвидации  или реорганизации предприятия  перед составлением ликвидационного  (разделительного) баланса;

- при передаче  имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже и в других  случаях, специально предусмотренных законодательством.

     В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности, если после 1 октября отчетного года проводилась  инвентаризация какого-либо имущества, это имущество не включается в  перечень имущества, проверяемого при инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Для составления годовой отчетности используются результаты уже проведенной инвентаризации этого имущества.8

     Для проведения инвентаризации в организации, как правило, создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом  объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств создаются  рабочие инвентаризационные комиссии.

     В ходе проведения инвентаризации материально-производственных запасов можно обнаружить неучтенные товары. Такие товары вы должны оприходовать. Для этого сделайте проводку:

Дебет 41 Кредит 91-1- оприходованы неучтенные товары, выявленные при инвентаризации.

      При проведении ежегодной инвентаризации были выявлены излишки товара, то они отражаются в бухгалтерском учёте как:

Дебет 41 Кредит 91-1 – приняты к учету излишки товара.

     Недостача товаров учитывается Дебет 94 Кредит 41 – списаны товары по недостаче; Дебет 73-2 Кредит 94 – списана недостача на виновное лицо; Дебет 73-2 Кредит 98-4– удержана с сотрудника разница между балансовой стоимостью материалов и суммой, подлежащей взысканию;

Дебет 98-4 Кредит 91-1 — при погашении недостачи отражена разница между балансовой стоимостью материалов и суммой, подлежащей к взысканию. 
 

3.2. УЧЁТ ТОВАРОВ ПРИ ПЕРЕСОРТИЦЕ 

     Достаточно  часто торговые организации (и оптовые, и розничные), имеющие широкий ассортимент товаров и значительный оборот, сталкиваются с так называемой пересортицей товаров, т.е. появлением излишков одного сорта и недостачей другого сорта товаров одного и того же наименования.

     Выявленные  при инвентаризации расхождения (излишки  или недостачи) оформляются составлением сличительных ведомостей по форме ИНВ-19 и соответствующими учетными записями. На товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, полученные для переработки), бухгалтер составляет отдельные сличительные ведомости в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

     Пересортица - это появление излишков одного сорта и недостачи другого  сорта товаров одного и того же наименования.

     Причинами возникновения пересортицы могут  быть:

     - отсутствие порядка приемки и  хранения товаров на складе, а также порядка документооборота;

     - недостаточный внутренний контроль  движения товаров;

     - халатное отношение материально  ответственных лиц к своим  обязанностям и тому подобное.

     Согласно  пункту 5.3. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», может быть допущен взаимный зачет излишков и недостач, образовавшихся в результате пересортицы.

     Однако  такой зачет может быть возможен только при соблюдении следующих  условий:

     - выявленные излишки и недостача,  образовались за один и тот  же проверяемый период;

     - излишки и недостача выявлены  у одного и того же материально ответственного лица;

     - в отношении товаров одного  и того же наименования и  равного количества.

     Следовательно, проводить взаимный зачет недостач и излишков по товарам разных наименований, даже однородных не допустимо.

     При выявлении пересортицы, материально ответственные лица должны представить подробные объяснения инвентаризационной комиссии по этому факту.

     Решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате пересортицы принимает  руководитель предприятия.

     В бухгалтерском учете пересортица отражается следующими проводками:

Таблица 5- Отражение бухгалтерскими записями учёта пересортицы товаров[13, c. 34]

     
Корреспонденция счетов Содержание  операции
Дебет Кредит  
94 41 Отражена сумма  превышения недостачи товаров над  излишками
94 68      Восстановлен  НДС, относящийся к сумме превышения недостачи над излишками
      73-2 94 Отражена сумма, подлежащая взысканию с виновных лиц
 

     Если  при зачете пересортицы сумма  недостачи превышает стоимость  излишков, то эта разница в стоимости  относится на виновное лицо. 

     Если  виновник пересортицы не установлен, то в этом случае суммовые разницы  рассматриваются как недостачи  сверх норм и списываются в  организациях торговли на издержки обращения.

     Дебет 44 «Расходы на продажу»

     Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     В налоговом учете на основании  подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  НК РФ):

     Для целей налогообложения расходы  в виде недостачи материальных ценностей  в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, принимаются в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 256 НК РФ, в составе внереализационных средств, не связанных непосредственно с производством и реализацией.

     В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден  уполномоченным органом государственной  власти.

     При этом в учете, суммы превышения недостачи  над излишками списываются на финансовые результаты, и делается следующая проводка:

     Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»

     Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     Как было уже отмечено, что нормы естественной убыли, которые налогоплательщик сможет применить в целях налогообложения, должны быть утверждены Правительством Российской Федерации.

     Однако  на сегодняшний день, такие нормы  утверждены только в отношении зерна, продуктов его переработки и  семян масличных культур при  хранении (Приказ Министерства сельского  хозяйства Российской Федерации  от 23 января 2004 года №55 «Об утверждении норм естественной убыли») и нормы естественной убыли при хранении минеральных удобрений (Приказ Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 31 января 2004 года №22 «Об утверждении норм естественной убыли при хранении химической продукции»).

     На  все остальные виды товаров такие  нормы отсутствуют, следовательно, любая недостача в целях налогового учета будет считаться сверхнормативной. А раз так, то по суммам возникающих  недостач в организациях торговли будет  обязательно возникать разрыв между данными бухгалтерского и налогового учетов.

     Если  после зачета недостач излишками  по пересортице и применения норм естественной убыли все же образовалась недостача, инвентаризационная комиссия решает вопрос об источниках ее покрытия. Разница может быть отнесена на виновных лиц, а в случае, когда таковые не установлены, разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Учет  товаров является важной частью учета на розничных торговых предприятиях. Бухгалтерский учет призван контролировать движение товарно- материальных ценностей, также контролировать сохранность товаров. Для учета в условиях рыночной экономики необходимо полностью автоматизировать учет товаров. В организациях существует еще много недостатков в учете движения товарно- материальных ценностей.  Учет ведется в суммовом выражении. Это не позволяет видеть количество товарных запасов по ассортименту товаров, что влияет на товарооборачиваемость. Менеджер предприятия должен постоянно видеть остаток товаров в кладовой розничного торгового предприятия по наименованиям, чтобы регулировать поступление товаров, проводить работу по дополнительному закупу товаров, запасы которых минимальны. Учет товаров ведется по цене реализации с использованием счета 42 “Торговая наценка”. Это также затрудняет повседневный учет товаров.

  Снизить издержки обращения. Путями снижения издержек обращения можно считать ряд  направлений:

  1. Расширение современных форм продажи товаров.
  2. Совмещение профессий.
  3. Механизация трудоемких процессов.
  4. Совершенствование аппарата управления.
  5. Улучшение использования торгово-технологического и холодильного оборудования;
  6. Уменьшение звенности товародвижения;
  7. Развитие прямых хозяйственных связей;
  8. Применение современных форм продажи товаров;
  9. Прогнозирование оборотных средств, оптимальное распределение оборотных средств;
  10. Материальная заинтересованность работников в рациональном использовании оборотных средств.

Информация о работе Инвентаризация товаров в торговле