Государственный внешний долг и перспективы его погашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;
– проанализировать динамику расходов на обслуживание и погашение государственного долга.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

внешний долг курсовая работа,до 2007 года анализ.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

      Необходимо отметить тот факт, что все развитые страны уже  давно отказались от заимствований МБРР. Так, Франция завершила свой единственный проект в 1947 г., Италия – последний восьмой проект в 1968 г., Испания – последний двенадцатый проект в 1983 г., В настоящее время активными заемщиками по региону Европа и Центральная Азия являются страны СНГ и страны Восточной Европы.

      В современных условиях, учитывая  специфические особенности РФ  и особенности заимствований  у международных финансовых организаций  (МФО), России целесообразнее было  бы привлекать связанные кредиты  правительств иностранных государств. Использование связанных кредитов правительств иностранных государств целесообразно для:

      – развития отдельных отраслей  промышленности;

      – совершенствования технологий  производства;

      – создания ноу-хау;

      – перевода отечественных производителей на выпуск импортозамещающей продукции.

      В отличие от займов МФО  кредиты правительств иностранных  государств привлекаются в реальные  области экономики. Все кредиты  имеют адресную направленность, они предоставляются для финансирования проекта какой-либо конкретной организации.

      В нашей стране кредиты правительств  иностранных государств привлекаются:

      – для целей бюджетных организаций;

      – для целей коммерческих организаций.

      В первом случае все выплаты,  связанные с погашением и обслуживанием кредитов, должен нести федеральный бюджет, во втором – коммерческие организации, для которых привлекаются кредиты. Сложившаяся в нашей стране порочная практика предполагает, что все выплаты автоматически производятся из средств федерального бюджета. Иными словами, гарантии, предоставленные Правительством РФ, для получения кредитов коммерческими организациями автоматически переводятся в категорию кредитов РФ. Предполагается, что коммерческие организации должны производить возврат средств в федеральный бюджет. Между тем, в настоящее время задолженность федеральному бюджету по долговым обязательствам коммерческих организаций составляет более 2,5 млрд. долл. США.

      Эти проблемы могут быть решены  в ближайшее время при активной проработке данного вопроса на уровне Правительства РФ, Минфина России и Внешэкономбанка.

      Данные вопросы целесообразнее  было бы закрепить законодательно  в Концепции единой системы  управления государственным долгом  в РФ. В целом необходимо совершенствовать российское законодательство в плане расширения  и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства.

      Кроме того, необходимо внедрить  среднесрочное планирование расходов. Внедрение среднесрочного планирования  бюджетных расходов в виде  среднесрочных программ социально-экономического  развития будет способствовать оптимизации структуры государственных внешних заимствований и определению в ней роли займов международных финансовых организаций и кредитов, привлекаемых от правительств иностранных государств.

      Формирование внешнего долга  предполагает проведение такой политики заимствований, которая позволяла бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. Такая политика предполагает реализацию следующих мер: обозначение пределов новых внешних заимствований. Сейчас саамы важным моментом является снижение величины задолженности путем частичного отказа от новых внешних заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников; особое внимание следует уделять первичным условиям заимствованиям: номинальной стоимости облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты доходов и т. п.; структура заимствований должна быть оптимальной по срокам и по самому портфелю. Оптимизация заимствования состоит в том, чтобы избежать в будущем пиков платежей. Но если в практике управления портфелем ценных бумаг ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. В связи с этим кредитный портфель необходимо удешевлять в обслуживании, что требует оптимального выбора долговых инструментов.

      Также необходимо организовать  подготовку квалифицированных специалистов  в области управления внешним  долгом. Для этого необходимо  введение соответствующих дисциплин в ВУЗах страны, а также создание специализированных НИИ.

      Подводя итоги, можно сделать  такой вывод: российской Федерации  привлекать займы МФО нужно  по ограниченному количеству  проектов и только в том  случае, если будет усилен контроль за привлечением данных займов, если будет проводиться оценка эффективности каждого конкретного займа и можно будет оценить эффект от реализуемого займа как количественно, так и качественно. При этом особое внимание следует обратить на то, что привлекать займы можно только в том случае, если есть технико-экономическое обоснование конкретного проекта и известен экономический эффект от реализации конкретного займа.

      Решать проблему долга, необходимо  как можно быстрее, поскольку  изъятие из экономики огромных денег в целях погашения внешней задолженности отодвигает на длительное время возможность осуществления инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса, повышение заработной платы бюджетникам и военным, пенсий и стипендий [17, с.48]. В этих условиях необходимо эффективно управлять государственным долгом, используя для этого все инструменты, в том числе активнее проводить переговоры с нынешними кредиторами о реструктуризации и списании задолженности РФ. 

   3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 

      Парижский клуб – неформальное объединение  правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга.

      В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами  в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

      Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под  председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

      Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать  любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны , а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

      Многосторонний  подход является наиболее эффективным  и облегчает работу в административно-организационном  плане, так как должник имеет  возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме  того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

      В своей работе Парижский клуб руководствуется  тремя основными принципами:

      · наличие непосредственной угрозы прекращения  платежей,

      · обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить  определенную экономическую политику,

      · равномерное распределение бремени  невыплаченных долгов среди кредиторов.

      Первые  два принципа — это условия, которые  страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может  быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования. Россия и международные клубы кредиторов.

      С 1991г. Российская Федерация вела переговоры  с Парижским клубом по реструктуризации официальной задолженности бывшего  СССР, то есть по кредитам, предоставленным  или застрахованным уполномоченными организациями правительств стран-членов Парижского клуба.

                В январе 1992 г.  Парижский клуб согласился продлить сроки выплат в погашение основной суммы долга СССР, приходящиеся на декабрь 1991г.

      В 1993г. заключено первое соглашение о реструктуризации долга СССР Парижскому клубу. В дальнейшем соглашения о реструктуризации платежей текущего года достигались еще дважды: в 1994г. и 1995 г.

      29 апреля 1996 г. было подписано соглашение  о многолетней (на 25 лет) реструктуризации  внешнего долга СССР перед Парижским клубом в сумме 33,2 млрд. долл. США с предоставлением 7-летнего льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты.

      Последнее соглашение о реструктуризации задолженности  бывшего СССР перед кредиторами  Парижского клуба было достигнуто в августе 1999 года. В рамках договоренности платежи 1999-2000 гг. в объеме 8,3 млрд. долл. США были переоформлены в обязательства со сроками погашения до 2020 г. с предоставлением льготного периода до 1,5 лет.

      В соответствии с Соглашением от 13 мая 2005 г. в период июля-августа 2005г. двумя траншами (12,5 и 2,5 млрд. долл. США соответственно) был досрочно погашен по номиналу долг в сумме 15 млрд. долл. США.

      В результате проведения в июне 2006 года второго этапа операции по досрочному погашению долга бывшего СССР перед  Парижским клубом (Соглашение от 16 июня 2006 года) задолженность перед 17 странами-кредиторами была погашена в полном объеме.

      17 сентября 1997 г. в Париже Правительством  Российской Федерации подписан  Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение России к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба.  

Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения