Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;
– проанализировать динамику расходов на обслуживание и погашение государственного долга.
Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников
По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие варианты его погашения: равными долями на протяжении оговоренного срока; увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока; уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.
По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту – заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. Своеобразной страховкой для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому-либо экономическому индикатору, например, ставке по межбанковским кредитам в стране.
По направлению использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны использоваться только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
Современный внешний долг РФ
складывается из трех
Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы.
Первую группу составляет задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба – особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран – наиболее крупных международных кредиторов.
Вторая группа – кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т. е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов.
Третья группа – кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.
Четвертая группа – кредиты международных валютно-финансовых организаций.
Долги перед некоторыми странами – бывшими участниками СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.
Валютный долг российским
предприятиям и банкам.
Формально он относится к внутреннему
долгу, однако его погашение производится
конвертируемой валютой, поэтому он практически
ничем не отличается от внешнего [3, с. 21].
Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
В основе управления
– безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
– единства учета – учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированными федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
– единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;
– согласованности – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
– снижения рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и инвестора;
– оптимальности – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
– гласности – предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Понятие управления
Управление государственным
– формирование политики в отношении государственного долга;
– определение основных
– определение основных
– определение приоритетных
Определение политики в
Важное значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования.
Управление государственным
Еще более узкая трактовка
управления государственным
Управление государственным
1) рефинансирования государственного долга, т. е. погашения основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
2) новации – соглашения между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;
3) унификации – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
4) конверсии – одностороннего изменения доходности займов, т. е. объявления государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;
5) консолидации – изменения условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решения государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;
6) отсрочки погашения займов – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
7) аннулирование государственного долга – отказа государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Управление государственным
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что целью
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ
2.1
Динамика государственного
внешнего долга России
Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его структуры. Прежде всего речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу бывшего СССР со странами-членами Парижского клуба, другими странами- официальными кредиторами. Кроме того, около 6 млрд долл. (примерно 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего валютного займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т. д.), весьма затруднительно.
Вместе с тем, как показывает практика, активное управление внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие значительного финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежная репутация суверенного заемщика позволяют успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящее время всех этих условий у Российской Федерации создают необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденции к улучшению показателей внешней долговой нагрузки России.
Текущее состояние государственного внешнего
долга характеризуется параметрами, представленными
в таблице 2.1.1.
Таблица
2.1.1 – Структура государственного внешнего
долга РФ, млрд. долл.
|
Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения