Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;
– проанализировать динамику расходов на обслуживание и погашение государственного долга.
Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников
По состоянию на 1 января 2007 г. объем государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета предельного объема гарантий, составил 52,0 млрд. долларов США, сократившись более чем на 72,4 млрд. долл. по сравнению с началом 2003 г. Сокращение его обусловлено существенным погашением в последние годы, а также списанием части советского долга в результате обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые российские еврооблигации.
Около 6 % от государственного внешнего долга с учетом предельного размера гарантий на 1 января 2007 г. составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 11 % – задолженность международным финансовым организациям, около 2 % – задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 1 % – гарантии правительства.
Кроме того, в нынешнем российском долге 71 % (52,0 млрд. долл.) – обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте. На еврооблигационные займы приходится 31,9 млрд. долл., а на облигации внутреннего государственного валютного займа – 4,9 млрд. долл. США.
Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерацией.
Основными принципами формирования Программы государственных внешних заимствований на 2006 г. стали:
– максимальное ограничение принятия обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций по новым проектам, финансируемым из федерального бюджета;
– сокращение неэффективно используемых займов и займов, реализуемых в течение длительного времени;
– максимальное привлечение займов для финансирования расходов по уже реализуемым проектам с целью их завершения;
– концентрация заемных ресурсов для реализации новых крупных имеющих общегосударственное значение инфраструктурных проектов, решение, по реализации которых в счет «связанных» кредитов и займов международных финансовых организаций уже принято Правительством.
Проведены переговоры делегаций Российской Федерации и МБРР по соглашению о займе в рамках подготовки проекта «Развитие системы государственной регистрации и ран на недвижимость». Вступили в силу соглашения о займе по следующим проектам:
- «Повышение инвестиционной привлекательности г. Казани» (сумма займа МБРР — 125 млн долл.);
- «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» (сумма займа МБРР — 80 млн долл.);
- «Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (сумма займа МБРР - 100 млн долл.);
- «Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений» (сумма займа ЕИБ -40 млн долл.);
- «Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений» (сумма займа СИБ -40 млн долл.);
- «Информатизация системы образования» (сумма займа МБРР - 100 млн долл.);
- «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» (сумма займа МБРР — 61,1 млн долл.).
- В 2005 г. завершено использование средств займов по проектам «Развитие финансовых учреждений», «Бюро экономического анализа» и «Правовая реформа». Исполнение Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации за 2005 г. осуществлялось в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, а также с учетом бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2005 г.».
Прогнозный объем использования кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлекаемых под гарантии Правительства Российской Федерации (далее - кредиты), был предусмотрен в размере, не превышающем 174,9 млн долл. При этом фактический объем использования кредитов составил 142,8 млн долл. (82% от прогнозного объема). Таким образом, недоиспользование кредитов составило 32,1 млн долл. (18% от прогнозного объема), что было обусловлено неисполнением рядом российских заказчиков ранее заявленных ими сроков реализации действующих проектов и другими факторами.
На рисунке 2.2.1 показан объем обязательств
по кредитам правительств иностранных
государств, предусмотренный Программой
государственных внешних заимствований
2006 года.
Рисунок 2.1.1 – Объем обязательств по кредитам правительств иностранных государств
Из рисунка 2.1.1 видно, что общий объем обязательств по кредитам правительств иностранных государств в 2007 г. составил 1109,0 млн. долл., хотя использовано из этих средств на конец года было только 562,0 млн. долл. Вообще, исходя из рисунка, можно сделать вывод о том, что общий объем обязательств с каждым годом снижается. Так, если в 2003 г. он составил 4819,0 млн. долл., то к 2007 г. сократился в 4,3 раза (Приложение А).
На рисунке 2.1.2 показан объем обязательств по кредитам международных финансовых организаций, предусмотренный Программой государственных внешних заимствований 2006 года.
В отличие от кредитов
Рисунок
2.1.2 – Объем обязательств по кредитам
международных финансовых организаций
В 2006 г. 50 % привлеченных средств по кредитам правительств иностранных государств использовалось на финансирование проектов социальной сферы, 19 % - государственного управления, 18 % - промышленности, энергетики, строительства, транспорта, связи, 13 % - прочих проектов. Кредиты же международных финансовых организаций используются в основном на финансирование инфраструктурных проектов (48 %), также 18 % средств – на финансирование проектов государственного управления, 17 % - на финансирование проектов в промышленности, энергетике, строительстве, транспорте, связи, оставшиеся 17 % - на финансирование проектов социальной сферы (Приложение Б).
В заключение необходимо
2.2 Анализ расходов на
обслуживание и погашение
государственного долга
Чрезмерное увлечение Правительства России кредитами стало негативно сказываться на бюджете, а, следовательно, и на финансировании отраслей экономики и социальной сферы.
Стремительное увеличение
Выплата процентов по долгу
и постепенное погашение
Проведем анализ расходов
Таблица
2.2.1 – Расходы федерального бюджета РФ
на обслуживание внутреннего и внешнего
государственного долга (млрд. руб.)
Годы | Все расходы федерального бюджета | В том числе
расходы на обслуживание государствен-
ного долга |
Удельный вес во всех расходах, % | На обслуживание
государственного
внутреннего долга |
На обслуживание государственного внешнего долга |
2003 | 1029,2 | 257,8 | 25,1 | 54,9 | 202,9 |
2004 | 1323,2 | 231,1 | 17,5 | 46,4 | 184,7 |
2005 | 2054,2 | 223,7 | 10,8 | 37,4 | 186,3 |
2006 | 2354,9 | 220,9 | 9,4 | 45,1 | 175,8 |
2007 | 2659,4 | 287,6 | 10,8 | 64,4 | 223,2 |
В общих расходах федерального бюджета в 2003 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составляли 257,8 млрд. руб. или 25,1 %.
Расходы на обслуживание
В федеральном бюджете России в 2005 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 10,8 % от общих расходов федерального бюджете, что на 6,7 % ниже уровня 2004 г.
В 2006 г. удельный вес расходов на обслуживание государственного долга снижается по сравнению с 2005 г. и составляет 9,4 % или 220,9 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 45,1 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 175,8 млрд. руб.
В общих расходах федерального бюджета в 2007 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составили 287,6 млрд. руб. или 10,8 %, в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 64,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 223,2 млрд. руб.
Динамику расходов на обслуживание государственного
долга можно проследить на рисунке 2.2.1.
Рисунок
2.2.1 – Динамика расходов федерального
бюджета и расходов на обслуживание государственного
долга
Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение банком России, другим
специализированным финансовым
институтом функций
При анализе расходов на
Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения