Государственный внешний долг и перспективы его погашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;
– проанализировать динамику расходов на обслуживание и погашение государственного долга.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

внешний долг курсовая работа,до 2007 года анализ.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

     При недостатке налоговых и неналоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

      Чем хуже обстоит дело с  государственным бюджетом, чем больше  его дефицит, тем больше объем  заимствований, увеличивается объем  государственного долга. Чем глубже  финансовый кризис в стране, тем  выше доля затрат на обслуживание  государственного долга в расходах бюджета.

      Чем больше Россия платит по  внешним долгам, тем меньше денег  остается у государства на  социальную политику, образование,  медицинское обслуживание, на оборонные  заказы. Непродуманные внутренние  и внешние заимствования в 90-е гг. поставили молодое поколение сограждан в положение обездоленного, а старшее поколение – в положение повинного в грехах властей. Особенно очевидны объемы вычета из источников обеспечения благосостояния сограждан при рассмотрении  платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга, где процентные платежи велики (таблица 2.2.2). 

Таблица 2.2.2 – Платежи по погашению и обслуживанию государственного долга РФ (по состоянию на 01.01.2007 г.), млрд. долл. 

Категория задолженности 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
ОД % ОД % ОД % ОД % ОД % ОД %
Официальные кредиторы 4,48 2,33 4,07 2,74 4,01 2,61 2,31 1,82 2,39 1,70 2,52 1,58
Ценные  бумаги 3,65 3,27 1,12 3,05 3,67 3,17 2,84 2,35 3,69 2,35 3,64 2,24
Долг  перед МФО 2,71 0,66 2,26 0,59 1,91 0,54 1,75 0,17 1,30 0,12 0,88 0,09
Кредиты ЦБ РФ Минфину России - 0,22 0,70 0,31 1,20 0,27 1,70 0,16 2,60 0,13 0,00 -
Всего 10,85 6,47 8,15 6,70 10,79 6,60 8,61 4,49 9,97 4,30 7,04 3,91
17,32 14,85 17,38 13,10 14,27 10,94
 

      Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифры в 150 млрд. долл. Правительство в 90-х гг. заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата [15, с.240].

      Фактические расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (процентные расходы) составили за январь-март 2005 г. 78,0 млрд. руб. (11,6 % от общих кассовых расходов федерального бюджета за 1 квартал 2005 г.), из которых расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 14,7 млрд. руб., расходы на обслуживание государственного внешнего долга – 63,3 млрд. руб..

      В 1 квартале 2005 г. расходы на обслуживание ОФЗ-ФК составили 4212,6 млн. руб., ОФЗ-АД – 10630,1 млн. руб., ОФЗ-ПД – 113,2 млн. руб.

      В январе-марте 2005 г. осуществлены платежи по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в общей сумме 63323,6 млн. руб. (2263,8 млн. долл. США), в том числе:

      – в погашение процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от международных финансовых организаций – 2,15 млрд. руб. (из них: по кредитам Международного банка реконструкции и развития – 1,26 млрд. руб.);

      – в погашение процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств – 31,15 млрд. руб. (из них: по новому российскому долгу по связанным и несвязанным кредитам, привлеченным после 01.01.1992 г. от стран-членов Парижского клуба – 0,84 млрд. руб.; по соглашению от 28 декабря 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о продаже сельскохозяйственных товаров – 1,0 млрд. руб.; по долгу бывшего СССР, реструктуризированному в рамках соглашений со странами-членами Парижского клуба кредиторов – 29,31 млрд. руб.);

      – по внешним облигационным займам Российской Федерации, привлеченным в 1998 г. – 28,48 млрд. руб.;

      – по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России в 1998-1999 гг. за счет средств Банка России, в соответствии с трехсторонним соглашением между Минфином России, Банком России и Внешэкономбанком от 29.04.2002 г. – 1,54 млрд. руб.

            Итак, долговая политика Правительства РФ направлена на снижение государственного долга, прежде всего, путем досрочного погашения за счет средств Стабилизационного фонда наиболее дорогих для обслуживания внешних долгов. Политика сокращения государственного долга и доли в нем внешних долгов будет проводиться и в среднесрочной перспективе. Ее результатом будет не только высвобождение средств для финансирования бюджетных расходов, но и дальнейшее повышение кредитного рейтинга России и, следовательно, расширение доступа российских предприятий к международным кредитным рынкам. 

2.3 Взаимоотношения  с международными  финансовыми организациями 

    Проблемы  в области внешнего государственного долга возникли в связи с тем, что после распада СССР Российская Федерация взяла на себя значительные финансовые обязательства бывшей сверхдержавы.

    Международный валютный фонд (МФБ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе, являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. С начала 1980-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, проводящим радикальные экономические и политические реформы.

    Комитет развития (Объединенный министерский комитет Советов управляющих  МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) состоит  из 24 управляющих от МВФ и МБРР, проводит консультации и информирует Совет управляющих о вопросах, касающихся развивающихся стран.

    Размеры предоставляемых Фондом кредитов и  возможность их получения связаны  с выполнением страной-заемщиком  ряда условий, не всегда приемлемых для этой страны.

    Первая  сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты.

    Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли(они составляют 100% величины квоты), выдаются на более жестких условиях: предельная величина получаемых от МВФ средств, когда страна полностью использовала резервную позицию, не должна превышать, как правило, 125% ее квоты.

    Всемирный банк является одним их крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная задача заключается в оказании развивающимся странам финансовой помощи в процессе обеспечения стабильного и устойчивого роста на справедливой основе.

    Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами  которого являются 184 страны-участницы. Количество акций у каждой из стран  рассчитывается в зависимости от масштабов ее экономики. Крупнейшим акционером являются США(16,41%), за ним следует Япония(7,78%), Германия(4,49%), Великобритания(4,31%) и Франция(4,31%).

    В настоящее время президентом  Всемирного банка является Пол Вулфовиц, вступивший в эту должность в  июне 2005г.

    Группа  учреждений Всемирного банка состоит  из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений.

    Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) основан в 1945г., количество членов – 184, совокупный объем кредитования – 394 млрд дол. США.

    Цель  деятельности МБРР заключается в  том, чтобы, содействуя устойчивому  развитию, сократить бедность в странах  со средними доходами посредством предоставления займов, гарантий и оказания услуг, не связанных с кредитованием, в  том числе аналитических и консультационных.

    Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960г., количество членов – 165. совокупный объем кредитования – 151 млрд дол. США. Объем кредитования в 2004 финансовом году составил 9 млрд дол. США на 158 новых операций в 62 странах.

    Взносы  в бюджет МАР позволяют Всемирному банку выделять от 6 до 9 млрд дол. США  в год в виде беспроцентных  кредитов 81 беднейшим странам мира, общее население которых составляет 2,5 млрд человек. Такая помощь имеет  жизненно важное значение, поскольку эти страны практически лишены возможности заимствовать средства на рыночных условиях.

    Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956г., количество членов – 176. портфель обязательств – 23,5 млрд дол. США.

    Задача  МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Работая совместно с деловыми партнерами, она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги, а также услуги, связанные с управлением рисками. Корпорация инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы не склонны вкладывать средства без участия МФК, считая их слишком рискованными.

    Многостороннее  агенство по инвестиционным гарантиям (МИГА) основано в 1988г., количество членов – 164. совокупный объем выданных гарантий – 13,5 млрд дол. США.

    МИГА  содействует привлечению иностранных  инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с  такими некоммерческими рисками, как  экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. Кроме того, Агенство оказывает странам техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования средств.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966г., количество членов – 140.

    МЦУИС содействует привлечению иностранных  инвестиций, обеспечивая международные  механизмы урегулирования и разрешения инветсиционных споров в арбитражном порядке. Тем самым он способствует созданию атмосферы взаимного доверия между государствами и инотсранными инвесторами.

    Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) – это международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990г. Учредителями ЕБРР были 40 стран: все европейские сраны (кроме Албании), США, Канада, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами.

    Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

    - использует разнообразные инструменты  для гибкого кредитования на  основе общепринятых в развитых  странах стандартов банковского  дела;

    - гармонично сочетает реализацию  задач, намеченных стратегией операций по секторам, с не предусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;

    - сотрудничает с частными инвесторами,  их консультантами, а также коммерческими  банками;

    - сотрудничает с правительствами  в осуществлении долгосрочных планов развития;

    - осуществляет взаимодействие с  международными валютно-кредитными  и финансовыми организациями;

    - гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;

    - стремится обеспечить сохранение  и улучшение окружающей среды.

    В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения