Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;
– проанализировать динамику расходов на обслуживание и погашение государственного долга.
Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников
При недостатке налоговых и неналоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.
Чем хуже обстоит дело с
государственным бюджетом, чем больше
его дефицит, тем больше объем
заимствований, увеличивается
Чем больше Россия платит по
внешним долгам, тем меньше денег
остается у государства на
социальную политику, образование,
медицинское обслуживание, на оборонные
заказы. Непродуманные внутренние
и внешние заимствования в 90-е
гг. поставили молодое поколение сограждан
в положение обездоленного, а старшее
поколение – в положение повинного в грехах
властей. Особенно очевидны объемы вычета
из источников обеспечения благосостояния
сограждан при рассмотрении платежей
по обслуживанию и погашению внешнего
долга, где процентные платежи велики
(таблица 2.2.2).
Таблица
2.2.2 – Платежи по погашению и обслуживанию
государственного долга РФ (по состоянию
на 01.01.2007 г.), млрд. долл.
|
Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифры в 150 млрд. долл. Правительство в 90-х гг. заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата [15, с.240].
Фактические расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (процентные расходы) составили за январь-март 2005 г. 78,0 млрд. руб. (11,6 % от общих кассовых расходов федерального бюджета за 1 квартал 2005 г.), из которых расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 14,7 млрд. руб., расходы на обслуживание государственного внешнего долга – 63,3 млрд. руб..
В 1 квартале 2005 г. расходы на обслуживание ОФЗ-ФК составили 4212,6 млн. руб., ОФЗ-АД – 10630,1 млн. руб., ОФЗ-ПД – 113,2 млн. руб.
В январе-марте 2005 г. осуществлены платежи по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в общей сумме 63323,6 млн. руб. (2263,8 млн. долл. США), в том числе:
– в погашение процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от международных финансовых организаций – 2,15 млрд. руб. (из них: по кредитам Международного банка реконструкции и развития – 1,26 млрд. руб.);
– в погашение процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств – 31,15 млрд. руб. (из них: по новому российскому долгу по связанным и несвязанным кредитам, привлеченным после 01.01.1992 г. от стран-членов Парижского клуба – 0,84 млрд. руб.; по соглашению от 28 декабря 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о продаже сельскохозяйственных товаров – 1,0 млрд. руб.; по долгу бывшего СССР, реструктуризированному в рамках соглашений со странами-членами Парижского клуба кредиторов – 29,31 млрд. руб.);
– по внешним облигационным займам Российской Федерации, привлеченным в 1998 г. – 28,48 млрд. руб.;
– по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России в 1998-1999 гг. за счет средств Банка России, в соответствии с трехсторонним соглашением между Минфином России, Банком России и Внешэкономбанком от 29.04.2002 г. – 1,54 млрд. руб.
Итак, долговая политика Правительства
РФ направлена на снижение государственного
долга, прежде всего, путем досрочного
погашения за счет средств Стабилизационного
фонда наиболее дорогих для обслуживания
внешних долгов. Политика сокращения государственного
долга и доли в нем внешних долгов будет
проводиться и в среднесрочной перспективе.
Ее результатом будет не только высвобождение
средств для финансирования бюджетных
расходов, но и дальнейшее повышение кредитного
рейтинга России и, следовательно, расширение
доступа российских предприятий к международным
кредитным рынкам.
2.3
Взаимоотношения
с международными
финансовыми организациями
Проблемы в области внешнего государственного долга возникли в связи с тем, что после распада СССР Российская Федерация взяла на себя значительные финансовые обязательства бывшей сверхдержавы.
Международный валютный фонд (МФБ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе, являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. С начала 1980-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, проводящим радикальные экономические и политические реформы.
Комитет развития (Объединенный министерский комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) состоит из 24 управляющих от МВФ и МБРР, проводит консультации и информирует Совет управляющих о вопросах, касающихся развивающихся стран.
Размеры
предоставляемых Фондом кредитов и
возможность их получения связаны
с выполнением страной-
Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты.
Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли(они составляют 100% величины квоты), выдаются на более жестких условиях: предельная величина получаемых от МВФ средств, когда страна полностью использовала резервную позицию, не должна превышать, как правило, 125% ее квоты.
Всемирный банк является одним их крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная задача заключается в оказании развивающимся странам финансовой помощи в процессе обеспечения стабильного и устойчивого роста на справедливой основе.
Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются 184 страны-участницы. Количество акций у каждой из стран рассчитывается в зависимости от масштабов ее экономики. Крупнейшим акционером являются США(16,41%), за ним следует Япония(7,78%), Германия(4,49%), Великобритания(4,31%) и Франция(4,31%).
В настоящее время президентом Всемирного банка является Пол Вулфовиц, вступивший в эту должность в июне 2005г.
Группа учреждений Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945г., количество членов – 184, совокупный объем кредитования – 394 млрд дол. США.
Цель деятельности МБРР заключается в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, сократить бедность в странах со средними доходами посредством предоставления займов, гарантий и оказания услуг, не связанных с кредитованием, в том числе аналитических и консультационных.
Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960г., количество членов – 165. совокупный объем кредитования – 151 млрд дол. США. Объем кредитования в 2004 финансовом году составил 9 млрд дол. США на 158 новых операций в 62 странах.
Взносы
в бюджет МАР позволяют Всемирному
банку выделять от 6 до 9 млрд дол. США
в год в виде беспроцентных
кредитов 81 беднейшим странам мира,
общее население которых
Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956г., количество членов – 176. портфель обязательств – 23,5 млрд дол. США.
Задача МФК заключается в содействии экономическому развитию путем оказания поддержки частному сектору. Работая совместно с деловыми партнерами, она инвестирует средства в жизнеспособные частные предприятия развивающихся стран и предоставляет своим клиентам долгосрочные кредиты, гарантии, оказывает им консультативные услуги, а также услуги, связанные с управлением рисками. Корпорация инвестирует в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы не склонны вкладывать средства без участия МФК, считая их слишком рискованными.
Многостороннее агенство по инвестиционным гарантиям (МИГА) основано в 1988г., количество членов – 164. совокупный объем выданных гарантий – 13,5 млрд дол. США.
МИГА
содействует привлечению
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966г., количество членов – 140.
МЦУИС
содействует привлечению
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – это международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990г. Учредителями ЕБРР были 40 стран: все европейские сраны (кроме Албании), США, Канада, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами.
Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:
-
использует разнообразные
-
гармонично сочетает
-
сотрудничает с частными
-
сотрудничает с
-
осуществляет взаимодействие с
международными валютно-
- гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
-
стремится обеспечить
В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования:
Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения